Сегодня мы рассмотрим несколько графических работ Ахмадуллина Фаруха Зиннатовича (20.08.1928 – 19.01.2000) из альбома “Виды Оренбурга”. Все работы так или иначе связаны с Бердами.

На первом рисунке показано место на пересечении улиц Салавата Юлаева и Бердинской, где стоял дом казачки Бунтовой, который осенью посетил А.С. Пушкин, собирая информацию о Крестьянской войне и Пугачеве. 

Ахмадуллин Фарух Зиннатович Оренбургская обл. п. Берды, ул. Салавата Юлаева

Автор подписал этот рисунок:

Оренбургская обл. п. Берды, ул. Салавата Юлаева – На мемориальной доске: “На этом месте стоял дом казачки Бунтовой, где в 1833 г. останавливался А.С. Пушкин”, собирая материалы о Пугачеве Е.

Тушь. рис. Ахмадуллин Ф.З. 69-70 гг.

Сразу бросается в глаза место размещение мемориальной доски. На рисунке она находится на фасаде здания, выходящего на улицу Салавата Юлаева, хотя на фотографиях, сделанных в конце 70-х годов прошлого века, табличку перенесли на современное место (ул. Бердинская).

Доподлинно известно, что первая мемориальная доска появилась в 1937 году. От дома старушки Бунтовой, который посетил Александр Сергеевич, давно не осталось и следа. Во время войны на этом месте построили землянку, которая простояла всего лет двадцать.

Куда делась первая табличка неизвестно, но благодаря художнику, мы знаем содержание доски конца 60-х годов прошлого века: 

“На этом месте стоял дом казачки Бунтовой, где в 1833 г. останавливался А.С. Пушкин”.

Другая табличка, хранящаяся в музее А.С. Пушкина школы №14, находящейся поблизости, гласит: 

“На этом месте стоял дом казачки Бунтовой, с которой в сентябре 1833 г. беседовал А.С. Пушкин”.

Современная табличка, размещенная на памятном месте, немного отличается от предыдущей надписи:

На этом месте стоял дом казачки Бунтовой с которой 19 сентября 1833 г. (старый ст.) беседовал А.С. Пушкин.

Еще один интересный момент. Текст под рисунком начинается со слов “Оренбургская обл. п. Берды, ул. Салавата Юлаева…” Сразу видно, что автор не местный. Берды вошли в черту города в 1959 году, из-за чего в 1965 году улица Салавата Юлаева получила свое современное название, т.к. старое название улицы – Кирова, дублировалось с улицей, находящейся в центре Оренбурга.

Есть на старом бердском кладбище памятник “Братская могила жертв белогвардейского террора в годы гражданской войны”. Не смотря на то, что по официальным данным был воздвигнут в 1987, в реальности он появился значительно раньше. Собственно это подтверждает акварель Фаруха Зиннатовича.

Рисунок. Оренбург. Поселок Берды. Братская могила павших от рук белобандитов над р. Сакмара. 

Рисунок. Оренбург. Поселок Берды. Братская могила павших от рук белобандитов над р. Сакмара. Период создания: 1969-1970 гг.

На заднем плане хорошо виден водоем, который автор называет рекой Сакмарой. Это не совсем верно. Когда-то, во времена Пугачева и Пушкина, здесь, действительно, протекала река. Позже, когда река ушла, ее старое русло (старица), наполнялось водой во время весеннего разлива Сакмары. 

В то время, когда появился этот рисунок, здесь находилось Подмогильное озеро, или Мазутка, как его называли местные жители. Сейчас же о том, что здесь когда-то были река и Мазутка напоминают лишь заросли камыша и мостки, ведущие на дачи.

Фарух Зиннатович увлекался пейзажной живописью. Он был участником областных, республиканских и всесоюзных выставок. Его работы выставлялись в Париже, где на его талант обратил внимание Пабло Пикассо, который прислал Ахмадуллину приглашение посетить Париж.

Ну, а так выглядели Бердские выселки, известные горожанам по названию железнодорожной станции Второй Оренбург.

Ахмадуллин Фарух Зиннатович. Рисунок. Окрестности Оренбурга. Район ст. Оренбург-2. Период создания: 1969-1970 гг.

Рисунок. Окрестности Оренбурга. Район ст. -2. Период создания: 1969-1970 гг.

В 1891 году газета “Оренбургский листок” писала:

По домашним делам нынешней зимой мне нужно было побывать в Бердском поселке. На обратном пути, не доезжая до окраины города версты полторы, я и кучер увидели бегущих с правой стороны по направлению от полотна железной дороги трех волков. Возница мой струхнул не на шутку. Еще сажен за пятнадцать он стал громко кричать: «Ату-его! Ату-его! Oro-ro-го!» и разные другие гайкания. Волки ударились наутек, перебежав нам дорогу не более как в двадцати шагах…

Благодаря рисункам автора мы можем убедится в том, что не только в XIX веке в окрестностях Берд встречались представители дикой фауны.

Ахмадуллин Фарух Зиннатович. .Рисунок. Я сидел, за рекой Сакмара на этюдах и услышав визг, поднял голову. Заяц шел прямо на меня

Ахмадуллин Фарух Зиннатович: “Я сидел, за рекой Сакмара на этюдах и услышав визг, поднял голову. Заяц шел прямо на меня. А гроза Уральских степей нагло и плавно парировал за ним, на небольшой высоте”. Из альбома “Виды Оренбурга”.

Период создания: 14.03.1970 г.

На следующем рисунке, также сделанном в окрестностях Берд, запечатлено дикое животное.

Ахмадуллин Фарух Зиннатович. Рисунок. За Оренбург ТЭЦом. Весенняя рапсодия.

Ахмадуллин Фарух Зиннатович. Рисунок. За ТЭЦом. Весенняя рапсодия. Из альбома “Виды Оренбурга”. Период создания: 15.03.1970 г

Все работы автора хранятся в Государственном бюджетном учреждении культуры “Национальный Республики Татарстан”.

© 2018, Лукьянов Сергей

, , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x