Бойко Никифор Григорьевич, младший лейтенант связи. 12.12.1938В ходе розыска бердяшей, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, и работы с документами Обобщенного банка данных Мемориал ко мне обратился Сергей Афанасьев с предложением разместить на сайте “Бердская слобода” статью – в надежде найти информацию о Бойко Никифоре Григорьевиче, еще одном герое, который выполнил боевое задание, но не вернулся с него…

Никифор родился в 1914 году в селе Лопатинка Оратовского района Винницкой области. Его отец работал в колхозе бухгалтером. В семье было трое сыновей и дочь. Окончив школу, работал в райцентре связистом на почте. В армию пошел в 1933 году, где также служил связистом. После службы поступил во второе Чкаловское военно-авиационное училище штурманов (Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина). Окончил его в 1939 году, тогда же и женился. Последний раз в село приезжал во время отпуска в ноябре-декабре 1940 года с женой Клавдией Максимовной. Когда и где погиб никто из семьи не знал.

Бойко Никифор Григорьевич, младший лейтенант ВВС 30.04.1939Как удалось узнать с сайта ОБД Мемориал, во время Великой Отечественной войны он носил звание лейтенанта и служил, штурманом звена (3 самолета) 836 БАП бомбардировочного авиаполка, который действовал в составе 113 БАД (Ленинградской Краснозаменной бомбардировочной авиационной дивизии), 4 смешанного авиакорпуса. До декабря 1944 года летчики дивизии летали на самолетах Ил-4, предназначенных для ночных бомбардировок в глубокий тыл врага.

Для справки: Сайт ОБД Мемориал – Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Главная цель проекта – дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

Бойко Никифор Григорьевич с женой Клавдией Максимовной. 11.12.1940

В феврале-мае 1942 года 113 БАД принимала участие в сражениях на Крымском фронте в составе 7 ударной авиационной группы ставки верховного главнокомандования. Осенью 1942 года основным районом боевой работы дивизии стал Сталинград. На предложение заместителя народного комиссара обороны СССР по авиации Новикова А.А., 113 БАД успешно участвовала в прорыве оборонительных рубежей врага на Курской дуге в дневных условиях, в порядке эксперимента. В январе 1943 года привлекалась к прорыву блокады Ленинграда. С 1 июня 1943 года 113 БАД действовала днем под прикрытием истребителей на Брянском фронте в составе 15 воздушной армии.

Бойко Никифор Григорьевич с товарищами 24.04.1938

Основные усилия дивизии (совместно с другими родами авиации и видами вооруженных сил) сосредотачивали на поддержке наземных войск, уничтожении живой силы и боевой техники противника на глубину 20–30 км. 113 АД ДД действовала преимущественно на уничтожении военно-морских баз, аэродромов, военно-промышленных и других объектов в глубоком тылу противника. 836 БАП участвовал в налетах на города: Минск, Орел, Витебск, Смоленск, Оршу, железнодорожные станции Рославль, Вязьма. Большинство осуществлялись ночью.

В мае 1943 года 836 БАП в составе 4 САК резерва ставки ВГК действовал днем под прикрытием истребителей по опорным пунктам противника в период крупных наступательных операций на том или ином участке советско-германского фронта. Наносились мощные массированные удары по живой силе и технике немецко-фашистских войск на передовой и её подступах.

Никифор погиб 21.05.1943 года при катастрофе самолета “после выполнения боевого задания”. Радист успел доложить о выполнении задания. Его самолет упал в с. Ногино. Экипаж погиб уже над советской территорией, куда немецкие истребители просто бы не долетели. Самолет был поврежден ПВО или истребителями и не дотянул до базы. В документах написано, что Никифор похоронен на кладбище с. Ногино Рязанской области России. Кроме него там похоронены 2 сержанта: воздушный стрелок-радист Тягний Александр Александрович и воздушный стрелок Киселев Иван Егорович. В лесу, где разбился самолет, должен быть столик памяти и остатки самолета под землей. Экипаж бомбардировщика Ил-4 – 4 чел. Пилота в списках погибших нет, значит, он выжил или пропал без вести. Неподалеку от места падения самолета находится военный аэродром “Дягилево”. Вероятно, что самолет направлялся именно к нему и по каким-то причинам не дотянул.

Могила в селе Ногино Рязанской области

Могила в селе Ногино Рязанской областиВо время поисков были написаны письма по местам жительства стрелков, погибших вместе с Никифором. Удалось узнать, что никого из родных Тягния уже нет в живых. Также письма были разосланы сослуживцам Никифора и высланы в военный архив. Удалось записать о нем родственников и собрать почти все фотографии, в том числе с места захоронения. Еще предстоит работа по поискам в Оренбурге родственников жены героя. В целом есть надежда на пополнение информации.

Неизвестно, куда пропал пилот, командир звена – в списке погибших его нет. Из школьного музея села Алешни пришла копия письма сослуживца Никифора, адресованного председателю колхоза в с. Ногино от 19.04.1985 года. В нем автор предложил на открытие памятника воинам-летчикам, погибшим под с. Ногино в годы Великой Отечественной войны пригласить выживших воинов-летчиков. Он дал адреса двоих своих товарищей, которые могли знать адреса остальных.

Возможно в местных газетах Рыбновского района есть статья об открытии памятника и какие-то дополнительные сведения.

Обновление. Перепечатка статьи Евгения Баранцева “1941-1945: История одного аэродрома“, опубликованной в газете “Комсомольская правда” 9 мая 2016 года.

Еще одно неизвестное воинское захоронение обрело свое "имя". Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
Еще одно неизвестное воинское захоронение обрело свое “имя”. Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

«Комсомолка» разыскала в архиве важные документы о военных событиях на рязанской земле.

Об истории военного аэродрома, располагавшегося в годы Великой Отечественной между рыбновскими селами Ногино и Житово, «Комсомолка» начала рассказывать год назад. Найденные в военном архиве Подольска забытые страницы истории, совершенно по-иному заставили взглянуть нас на вклад рязанской земли в Великую Победу. Поднявшись в небо, грозно урча моторами, бомбардировщики Ил-4 шли на запад и на юг уничтожать несметные полчища врага. Курск, Смоленск, Витебск, Великие Луки, Сталинград – во всех этих городах летчики с честью выполняли поставленные задачи, погибали от пуль черных истребителей, заживо сгорали в подбитых машинах и получали награды.

Из документов полка:

«Приказ от 11 декабря 1942 года №99. Экипаж в составе летчика Василия Тимофеева, штурмана Сергея Михайлова, стрелка-радиста Федора Хурина исключить из списков, как пропавших без вести».

И таких приказов в документации 836 бомбардировочного авиаполка, который с июня 1942 года по 30 мая 1943 года дислоцировался в Ногино, бесчисленное множество. Десятки вычеркнутых фамилий… На их место вписывались имена новобранцев. Но проходило всего несколько месяцев, и вот уже бывшие новобранцы «отдавали свои самолеты» тем, кто шел вслед за ними.

Летчики третьей эскадрильи 836 бомбардировочного авиаполка.
Летчики третьей эскадрильи 836 бомбардировочного авиаполка.

Почему в прежние годы мы так легко смогли забыть эту боль? Серый, безымянный на кладбище в Ногино. Дожди смыли имена героев, ветер замел их следы…

В минувшем феврале «Комсомолка» рассказывала о том, как наша газета совместно с региональным правительством разгадала тайну безымянного воинского захоронения в селе Житово Рыбновского района. Уже после того, как рыбновский аэродром покинул 836 бомбардировочный авиаполк, взлетное поле в конце 1943 – начале 1944 годов занял прибывший на переформирование 35 бомбардировочный авиаполк. Во время тренировочных полетов здесь трагически погиб старший авиационный механик Леонид Чиликов.

Но вернемся в расположенное с другой стороны взлетно-посадочной полосы село Ногино. Год назад удалось установить имена девяти из десяти похороненных на местном кладбище летчиков. Чтобы выяснить обстоятельства гибели каждого из воздушных рабочих войны, мы снова отправились в архив.

Око за око, самолет за самолет

Первый приказ 836 бомбардировочного авиаполка из Ногино датирован 6 июня 1942. Вместе с советскими самолетами в этот мало чем примечательный уголок русской земли пришла война. Конечно, и прежде вражеская авиация в смертельном танце кружила над станциями Дивово и Рыбное, над чугунным мостом через Вожу, но отголоски тех взрывов едва-едва долетали до слуха местных жителей. Теперь все стало иначе…

Из оперативного донесения командования 836 бомбардировочного авиаполка:

«19.07.42 после выполнения задания, придя на свой аэродром, экипаж сержанта Коровицина был атакован До-217. В результате воздушного боя ранен стрелок Бесперстов, самолет противника сбит стрелком-радистом Завгородным. До-217 упал и сгорел в районе деревни Носово. Воздушную победу экипажа Ил-4 подтверждает, в том числе и экипаж сбитого самолета (по всей видимости, спасшийся на парашютах, – Ред.)».

Но уже через несколько дней – 22 июля 1942 года – жестоко поквитались с советскими летчиками. Во время тренировочного полета в районе аэродрома Ногино самолет с белыми крестами на крыльях подкараулил Ил-4 Михаила Марочкина. Потерявший управление советский бомбардировщик рухнул в поле…

К счастью, враг так и не понял, что только что практически обнаружил замаскированный в лесополосе советский аэродром, посчитав подбитый «Ильюшин» просто заплутавшей боевой машиной.

Летчик Михаил Марочкин и стрелокрадист Евгений Пенкин скончались на месте катастрофы (их похоронили с почестями на местном кладбище). Штурман Виктор Тарарака какое-то время еще был жив… Его отправили в областной центр в надежде, что рязанские хирурги смогут сотворить чудо, но, увы… В госпитале штурман скончался. В живых после этой катастрофы остался лишь стрелок-радист Илья Ивановский. Многие годы спустя он вернется на место гибели своих боевых товарищей, чтобы принять участие в открытии памятника на братском захоронении, и привезет с собой фотографии погибших фронтовых друзей.

Катастрофа самолета Геннадия Давыдова под Ногино в декабре 1942 года обошлась без жертв.
Катастрофа самолета Геннадия Давыдова под Ногино в декабре 1942 года обошлась без жертв.

Роковая ошибка №1

Почти на год воздушные рабочие войны забыли дорогу на местное кладбище. Экипажи, не вернувшиеся с боевых заданий, для местных жителей – в первую очередь, влюбленных в солдат девчонок и женщин – воспринимались, как просто «передислоцировавшиеся» на другие аэродромы. «Он спрыгнул с парашютом и, конечно, скоро даст знать, что жив и здоров – напишет об этом в трогательном письме», – надеялась каждая из невест. Но шло время, а письма так и не приходили…

В мае сорок третьего на полк обрушилась целая череда несчастий.

3 мая внезапно скончался старший авиационный механик Иван Сафронов 1917 года рождения. Он был дежурным по стоянке, спокойно разговаривал с товарищами, когда «среди полного здоровья» неожиданно упал навзничь. Командование авиаполка отправило тело Ивана Александровича на вскрытие, подозревая, что в этой истории может быть криминальный подтекст. Криминального подтекста не оказалось – отказало сердце. Тело красноармейца Сафронова похоронили на кладбище в Ногино. Кстати, именно Сафронов был тем десятым (неизвестным) солдатом, чью фамилию помогла нам установить работа в Центральном архиве Министерства обороны РФ.

Прошло еще несколько дней, и снова в расположение авиаполка пришли дурные вести. 13 мая 1943 года в окрестностях аэродрома во время тренировочного полета с бомбометанием и стрельбой разбился Ил-4, пилотируемый летчиком Иваном Соколовым

Из рапорта штурмана Николая Николаева:

«При возвращении из маршрутного полета звено Сергиенко в составе самолетов №№ 11, 19 и 16 прошло над стартовым полем своего аэродрома, чтобы произвести посадку. Командир звена подал команду о перестроении в правый пеленг. По этой команде левый ведомый (самолет №11) начал со снижением отставать и перестраиваться в правый пеленг. Я доложил командиру экипажа о перестроении Соколова и вел наблюдение за самолетом, пока тот не скрылся из зоны видимости. Это было на высоте 830 метров. После разворота на земле увидел черный дым…»

Расследуя причины катастрофы, руководство авиаполка пришло к мнению, что сержант Иван Соколов на недостаточной скорости задрал машину, чем усугубил еще большую потерю скорости. Бомбардировщик с левым глубоким креном пошел на снижение, а затем почти вертикально рухнул на землю. Экипаж (летчик Иван Соколов, штурман Виктор Трусов, стрелок-радист Дмитрий Мишуков, авиамеханик Борис Соколов) погиб и был похоронен на кладбище в Ногино.

Роковая ошибка №2

21 мая непростительную ошибку также в районе аэродрома дислокации совершил Николай Федоренко. Экипаж в составе семи самолетов выполнял полет на слетанность с бомбометанием. Спустя полтора часа воздушные машины вернулись «домой» на высоте 500 метров. На часах было 16.05. На самой границе взлетно-посадочной полосы Ил-4 младшего лейтенанта Федоренко сильно тряхнуло. Летчик не был привязан, его подбросило и прижало к верхней части фонаря. Федоренко на мгновение упустил штурвал управления, и бомбардировщик перешел в пикирование.

Лейтенант отчаянно пытался вернуть машине горизонтальное положение, но тяжелый воздушный крейсер продолжал входить в глубокое пике. Когда угол падения превысил 60 градусов, летчик открыл фонарь… Потоком воздуха его выбросило из кабины… На высоте 200 метров Федоренко раскрыл парашют и благополучно приземлился. Самолет врезался в землю, оставшийся в машине экипаж – штурман Никифор Бойко, воздушный стрелок Александр Тягний, воздушный стрелок Иван Киселев – погиб.

Выпускник Балашовской военноавиационной школы 1940 года, командир звена Николай Федоренко к моменту катастрофы имел налет на бомбардировщике Ил-4 123 часа 38 минут. Согласно экспертному заключению причиной трагедии стала невнимательность летчика в полете, растерянность и испуг. Пилот не использовал триммер высоты руля, приняв создавшуюся ситуацию за отказ рулей управления.

Случай тщательно разобрали со всем летным составом. На Федоренко наложили дисциплинарное взыскание – 10 суток ареста с удержанием 50 процентов зарплаты за каждый день. Кто-то скажет: трус… Но мы не будем делать поспешных выводов, на войне всякое бывает. Николай Федоренко сражался в составе 836 авиационного полка еще тринадцать месяцев. 16 июня 1944 года приказом ВВС Красной Армии за образцовое выполнение боевых заданий был награжден орденом Красной Звезды. А 21 июня того же сорок четвертого бомбардировщик Федоренко сбили на Карельском перешейке. Штурман Иван Ермаков и воздушный стрелок Андрей Мешков, скорее всего, получили смертельные ранения при атаке на самолет. Николай и стрелок-радист Иван Драгунов покинули подбитый Ил-4 на парашютах. На земле летчикам пришлось принять неравный бой… Федоренко погиб, а Драгунов попал в плен.

Вместо послесловия

Можно сколько угодно негодовать по поводу безалаберности и безответственности некоторых советских пилотов, но ведь не зря же мудрые люди говорят: «Не допускает ошибок тот, кто ничего не делает». Николай Федоренко искупил страшную ошибку собственной кровью, собственной самоотверженной службой. Без рискованных тренировок, без работы над собой не случилось бы воздушных побед наших летчиков, не случились бы удачные наземные операции, поддерживаемые бомбардировочными эскадрильями. 836 бомбардировочный авиаполк отбыл из Рязанской области к новому месту дислокации в Барыково Тульской области 30 мая 1943 года (именно этим днем датирован последний приказ из Ногино).

Захоронение девяти летчиков и одного авиационного механика на сельском кладбище долгие годы оставалось безымянным, хотя часть фамилий местным жителям была известна. В начале этого года «Комсомолка» обратилась в правительство Рязанской области и администрацию Рыбновского района с предложением увековечить имена красноармейцев. У нас на руках была заверенная в военном архиве справка о месте захоронения и обстоятельствах гибели солдат. Инициатива встретила полное понимание и поддержку. Новый с именами героев будет открыт в год празднования 71-й годовщины Великой Победы.

P.S. 8 мая 2016 года в девять утра под гомон вернувшихся после очередной зимы на рязанскую землю птиц глава администрации Рыбновского района Владимир Зюба и глава Алешинского сельского поселения Юрий Исаев открыли спрятанные под белым саваном имена героев. «Опять весна на белом свете»…

Еще в марте 2015 года памятник на братском захоронении летчиков 836 бомбардировочного авиаполка представлял собой довольно удручающее зрелище. Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
Еще в марте 2015 года на братском захоронении летчиков 836 бомбардировочного авиаполка представлял собой довольно удручающее зрелище. Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
К 70-летию Великой Победы памятник привели в порядок "солдаты" рыбновского отделения "Боевого братства", но он по-прежнему оставался безымянным. Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
К 70-летию Великой Победы привели в порядок “солдаты” рыбновского отделения “Боевого братства”, но он по-прежнему оставался безымянным. Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
так памятник выглядит теперь... Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
так выглядит теперь… Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
, ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x