А.П Лях "Завтра пришлю сватов"
А.П Лях “Завтра пришлю сватов”

Бытовая является неотъемлемой частью культуры. Она выполняет не только утилитарную (защита человеческого тела от воздействия внешней среды), но и этно-, социо-, конфессионально-дифференцирующую функцию. Следует отметить, что традиционная бытовая одежда – это явление, развивающееся и меняющееся во времени, с особой наглядностью эта черта прослеживается на рубеже XIX—ХХ веков, когда костюмные комплексы, как мужские, так и женские претерпевают значительные изменения под влиянием бытовых и климатических условий, эстетических народных представлений и вкусов, городской моды и фабричного производства ткани.

Начало своё казаки берут из народа русского, православного. Любимой поговоркой казаков всегда были слова: “Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества”. Казак — это, прежде всего воин и землепашец, поэтому в быту казак использовал национальный костюм русских крестьян, наиболее приспособленный для работы на пашне (в хозяйстве). Наиболее полное описание костюма середины XIX века можно найти у Черемшанского В. М.

Так мужской костюм жителей Южного Урала в середине XIX века составляли следующие принадлежности:

Рубашка белая или пестрядинная с пришивным большим сборчатым воротом и с прорезью посередине, или так называемая косоворотка — без пришивного ворота и с прорезью на левой или на правой стороне груди, сшитая из льняного или посконного домашнего холста, обычно короткая. Молодые же русские парни носят на праздники и ситцевые косоворотки.

Порты на русских людях преимущественно пестрядинные, так же из льняного или посконного холста, или набойные. В праздники молодые парни из зажиточных русских семей надевают плисовые или нанковые шальвары (вероятно — шаровары, авт.). Рубашка у русских мужиков подпоясывается непременно нитяным, бумажным, шерстяным, а иногда и шелковым поясом.

На голове носят суконные и войлочные шапки, поярковые чёрные шляпы с узкими крыльями. А молодежь нередко надевает и суконные фуражки. Зимой жители Южного Урала надевают тёплые с меховым околышем или полностью меховые шапки. А так же носят шапки-ушанки, впрочем, таким шапкам отдают предпочтение старики.

На руках зимой обычно носят шерстяные вязаные варежки или меховые рукавицы.

Черемшанский отмечает, что казаки лаптей не надевали, а постоянно носили сапоги, которые чаще называли “чарками” или “бродниками” и делались с длинными голенищами из красноватой кожи и перевязывались ремнём.

Сверху надевают: летом — чёрный, серый или синий из домашнего сукна кафтан — длинный со сборчатыми узкими рукавами, у которых обшлага обшиваются кожей — пальца в два ширины, или короткие вроде пальто кафтанчики с борами, или без боров.

Каждый казак считал, что он должен был чем-то отличаться от крестьян. Поэтому даже в будние дни они носили вышедшее из употребления форменное обмундирование. Казаки с любовью относились к форменной одежде. В быту все казаки носили брюки с лампасами. Вместо пиджака они пользовались форменным казачьим мундиром, вышедшим из употребления в строевых частых: теплушки, ополченки (ополчанки), тужурки. Тем самым, подчёркивая свою принадлежность к казачьему сословию.

Теплушкой называется ватный длинный пиджак (полы до колен) с закрытым воротником и голубым кантом по воротнику. В теплушках, служа в полку, казаки осуществляли уход за лошадьми.

Ополченка (ополчанка) — настоящий пиджак из чёрного сукна, с открытым воротником. На воротнике пришивались суконные голубые петлицы, а вдоль бортов — пуговицы военного образца. Ополченку на военной службе носить было запрещено, поэтому она шилась только для ношения дома, в хозяйстве.

Тужурка представляла собой что-то вроде кителя, с той лишь разницей, что на спине тужурки всегда пришивался хлястик.

С 1885 года правила ношения обмундирования отставными чинами несколько изменилась. Казачьи офицеры, уволенные в отставку с мундиром, носили установленную одежду, но без эполет. Те, кто увольнялся без права ношения мундира — только чекмень без эполет, петлиц и прочих знаков отличия. При чекмене разрешалось надевать шаровары, фуражку с кокардой и шашку на установленной портупее с темляком.

Зимой казаки ходили в овчинных полушубках и шубах. В дальние поездки всегда надевали овчинные тулупы. Летом, весной, осенью казаки обычно ходили в сапогах или ботинках. Зимой обязательно надевали валенки, пимы, катанки.

Иллюстрации:

  • А.П Лях “Завтра пришлю сватов”

Источники:

  • Голубых М. Д. Казачья деревня. С рисунками в тексте / под ред. М. Феноменова. – М., Л.: Госиздат, 1930. – 324 с.
  • Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии. Уфа. 1859.
, ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x