Чистота русского языка



Речь современной молодежи у многих вызывает недоумение, особенно у людей старшего возраста, изучавшим язык еще в советской школе. Удивляться тут нечему. Молодежная речь балансирует на грани литературного языка и жаргона. И эта «пониженная» норма языка становится привычной не только в повседневном общении, но и употребляются СМИ.

Речь современной молодежи у многих вызывает недоумение, особенно у людей старшего возраста, изучавшим язык еще в советской школе.

Проблема чистоты языка стояла всегда. Так осенью 1907 года «Оренбургские Епархиальные Ведомости» писали, что вблизи бердского храма «не стесняются петь «матаню» и ругаться скверными словами — это признается настолько обычным, что станичное правление не принимает решительных мер к прекращению бесчинства…».

Мат был очень распространен. В марте 1926 года газета «» опубликовала две заметки, объединенные общим заголовком «Разновидности мата».

Первая заметка «Мат высокой квалификации».

Завхоз кирдетома тов. Федюков кроет матом, ни считаясь с присутствием детей. Если же ему сделают замечание, он отвечает: люди, мол, свои, при вас можно.

Когда обращаются в нему служащие с какой-нибудь просьбой, то он мат раскладывает на всевозможные лады. И что же вы думаете? Ведь с каждый днем все больше и больше квалифицируется в своем искусстве.

Вторая заметка «Мат массовый» рассказывает о чистоте языка на Кожзаводе №3.

У вас утром обыкновенно рабо­чие — мужчины и женщины, соби­раясь на работу сидят, дожидаясь гудка. Толков разных, конечно, много, но еще больше и мата. Один матерщинник как-то хотел подвести итоги своему красноречию, да где там: запутался в цифрах.

Еще хуже бывает во время обеденного перерыва, когда рабочие и работницы собираются на обед с двух заводов. Женщинам при­ходится просто напросто зажимать уши или бежать, куда глава гля­дят…

Несколько дней спустя, все таже «Смычка», опубликовала еще одну статью «Матерщина в почете», в которой описала ситуацию на городских бойнях.

У нас на городских бойнях ма­терщина в большом почете Все, и бойцы, и кишечники, и колбасни­ки спецы по части матерщины.

А, если который рабочий боль­ше всех спеп, так он, прежде, чем до матери доберется и душу, и крест, и гроб, и всех богов перечислит.

На предприятии занято много подростков-учеников, которые изу­чая дело на производстве, попутно квалифицируются и в ругательст­вах. Во всех отношениях «подго­тавливается» смена старым рабо­чим.

Женщинам, работающем на городских бойнях, от матерщины укрыться некуда. И в мастерской, и в столовой, и во дворе — везде только и слышно «мать да перемать»…

Администрации, месткому и ячейке не мешало бы с этой распущенностью повести борьбу.

В статье «Не в меру боевые настроения» газета рассказала о том, что сквернословили и представители закона, которые, между прочим, сами должны были следить за подобными правонарушениями.

Милиционер 2 района Золотарев систематически по вечерам возвращается в свою квартиру в нетрезвом виде. Как придет — так дебош. Начинается командование (как видно, еще сохранился в нем воен­ный дух), висит в воздухе пло­щадная брань так, что на это время жильцам по соседству приходится затыкать уши.

Не мешало бы кому-следует об­ратить на это внимание и сократить боевое настроение Золотарева.

Нельзя сказать, что с нецензурщиной не боролись. Разъяснительные работы проводились и среди подрастающего поколения.  7 мая 1926 года в газете «Пахарь» в заметке «Пионер не ругается, не курит и не пьет спиртных напитков» сообщали, что

«Ругань — это рабское наследие. Только несознательный, невежественный человек способен на ругань. К ругани прибегают только люди, у кого плохо работает голова. такой человек часто, не умея доказать словами, лезет с кулаками.

Пионер знает об этом. Пионер поэтому не ругается и удерживает и стыдит тех, кто это делает».

7 мая 1926 года в газете "Пахарь", «Пионер не ругается, не курит и не пьет спиртных напитков»

Объявление в газете "Оренбургская коммуна" о продаже самоучителя по культуре речи. 23 марта 1930 года.

Объявление в газете «Оренбургская коммуна» о продаже самоучителя по культуре речи. 23 марта 1930 года.

Еще один пример борьбы за чистоту языка мы видим в газетной публикации середины 30-х годов XX века. В газете «Большевистская смена» от 12 июля 1935 года в рубрике «На жгучие темы» была опубликована заметка А. Шишкина «О засорении языка».

«Роща. Выходной день. Куда ни кинешь свой взгляд везде молодежь. Она смеется, она спорит. Каких только тем не затронет молодежь, отдыхая в роще.

Но вот наше внимание останавливается на «образном» разговоре. От слов этого разговора вянет ухо. Прошедшая мимо девушка морщится и убегает, вскрикнув «ах!».

Он: Ты, Манька, какого чорта трепать­ся.
Она: Не хами дурак.
Он: Да ладно вам огрызаться-то. Топа­ем дальше.
Она: Катитесь-ка вы колбасой.

Но все же она, эта девушка и группа молодых ребят, ухарски затянув какую-то местную песнь, пошли на берег Урала, кажется купаться.

Комсомольцы были это, или нет, дело не в этом. Возникают большие вопросы и опять не праздные. Почему наша молодежь, наши комсомольцы так часто бывают грубы в разговорах? Не засорен ли язык многих молодых людей противными словечками и фразами?

Мы семимильными шагами идем к культуре, оставляя позади цивилизацию капиталистических стран, наша техника стала передовой в мире, наши гиганты индустрии своими успехами приводят в трепет земной шар, а вот разговаривать, вежливо обращаться очень часто ее умеем.

Как часто какой-нибудь чистоплюй из породы обывателей или просто дегенерат, выродок, владея блатным жаргоном, становятся поводырем той молодежи, которая не охвачена нашим влиянием.

Собственно и в комсомоле есть такие экземпляры, которые никак не могут отказаться, чтобы при встрече друг с другом не сказать.

Эх, ты, обормот.
Ну брось, ишак, трепаться.

Вопросом чистоты нашего языка, вопросами вежливости в обращении, дисциплины в быту, мало занимаются комитеты комсомола. В повестке дня горкома комсомола Оренбурга не было таких вопросов. Стоит ли говорить об Екатериновке.

Это сегодня, а завтра да, да, завтра комсомол должен заняться вопросом внедрения в среду молодежи вежливости, обогащения высокой культурой языка.

Война словечкам и словам, засоряющим язык нашей молодежи! И надо надеяться, что эта война начнется немедленно. Вежливость в нашей стране это пролетарская обязанность гражданина».

© 2017-2019, Лукьянов Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *