Чистота русского языка



Речь современной молодежи у многих вызывает недоумение, особенно у людей старшего возраста, изучавшим язык еще в советской школе. Удивляться тут нечему. Молодежная речь балансирует на грани литературного языка и жаргона. И эта «пониженная» норма языка становится привычной не только в повседневном общении, но и употребляются СМИ.

Речь современной молодежи у многих вызывает недоумение, особенно у людей старшего возраста, изучавшим язык еще в советской школе.

Проблема чистоты языка стояла всегда. Так, осенью 1907 года «Оренбургские Епархиальные Ведомости» писали, что вблизи бердского храма «не стесняются петь «матаню» и ругаться скверными словами — это признается настолько обычным, что станичное правление не принимает решительных мер к прекращению бесчинства…».

7 мая 1926 года в газете «Пахарь» в заметке «Пионер не ругается, не курит и не пьет спиртных напитков».

«Ругань — это рабское наследие. Только несознательный, невежественный человек способен на ругань. К ругани прибегают только люди, у кого плохо работает голова. такой человек часто, не умея доказать словами, лезет с кулаками.

Пионер знает об этом. Пионер поэтому не ругается и удерживает и стыдит тех, кто это делает».

Еще один пример борьбы за чистоту языка мы видим в газетной публикации середины 30е годы XX века. В газете «Большевистская смена» 12 июля 1935 года в рубрике «На жгучие темы» была опубликована заметка А. Шишкина «О засорении языка».

«Роща. Выходной день. Куда ни кинешь свой взгляд везде молодежь. Она смеется, она спорит. Каких только тем не затронет молодежь, отдыхая в роще.

Но вот наше внимание останавливается на «образном» разговоре. От слов этого разговора вянет ухо. Прошедшая мимо де­вушка морщится и убегает, вскрикнув «ах!».

Он: Ты, Манька, какого чорта трепать­ся.
Она: Не хами дурак.
Он: Да ладно вам огрызаться-то. Топа­ем дальше.
Она: Катитесь-ка вы колбасой.

Но все же она, эта девушка и группа молодых ребят, ухарски затянув какую-то местную песнь, пошли на берег Урала, кажется купаться.

Комсомольцы были это, или нет, дело не в этом. Возникают большие вопросы и опять не праздные. Почему наша моло­дежь, наши комсомольцы так часто быва­ют грубы в разговорах? Не засорен ли язык многих молодых людей противными словечками и фразами?

Мы семимильными шагами идем к культуре, оставляя позади цивилизацию капи­талистических стран, наша техника стала передовой в мире, наши гиганты индуст­рии своими успехами приводят в трепет земной шар, а вот разговаривать, вежливо обращаться очень часто ее умеем.

Как часто какой-нибудь чистоплюй из породы обывателей или просто дегенерат, выродок, владея блатным жаргоном, стано­вятся поводырем той молодежи, которая не охвачена нашим влиянием.

Собственно и в комсомоле есть такие экземпляры, которые никак не могут от­казаться, чтобы при встрече друг с другом не сказать.

Эх, ты, обормот.
Ну брось, ишак, трепаться.

Вопросом чистоты нашего языка, вопро­сами вежливости в обращении, дисципли­ны в быту, мало занимаются комитеты комсомола. В повестке дня горкома комсомола Оренбурга не было таких вопросов. Стоит ли говорить об Екатериновке.

Это сегодня, а завтра да, да, завтра комсомол должен заняться вопросом внед­рения в среду молодежи вежливости, обо­гащения высокой культурой языка.

Война словечкам и словам, засоряющим язык нашей молодежи! И надо надеяться, что эта война начнется немедленно. Веж­ливость в нашей стране это пролетарская обязанность гражданина».

© 2017, Лукьянов Сергей

Читайте также:  Историки доказали, что у Николая Карамзина оренбургские корни

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий

Извещать о:
avatar
wpDiscuz