105 лет назад была предпринята очередная попытка устройства пароходного движения по реке Урал.

Пароход "Уралец" в Оренбурге

Фото из журнала «ИСКРЫ», приложения к газете «Русское Слово», 1914 год, № 22. Издатель Т-во И. Д. Сытина. Пароход «Уралец». Лайхиа*, помощник капитана и один из трех владельцев парохода «Уралец», капитан парохода П. И. Гамосков, машинист Г. У. Бурмистров.

«Чтобы не пугать жителей и рыболовов»

Согласно свидетельствам современников, «Финляндским пароходством братьев Лайхиа в Саратове в 1913 году был разработан проект пароходного сообщения по реке Урал. В ноябре они обратились в оренбургскую городскую управу с просьбой о разрешении товаро-пассажирского сообщения между Уральском и Оренбургом. Управа к этому ходатайству отнеслась очень сочувственно, но положительного ответа дать не могла, так как большая часть реки принадлежит казачьим поселениям и в распоряжении города находится самая ничтожная часть. Ходатайство финляндского пароходства было направлено оренбургскому губернатору, где оно также встретило полное сочувствие и было передано главному управлению водных путей и шоссейных дорог».

Предполагалось «движение одним пароходом два раза в неделю. По прошествии первой навигации рейсы станут ежедневными. Для этого будут выстроены специальные пароходы, приспособленные к условиям реки. Во всех значительных сёлах, прилегающих к Уралу между Оренбургом и Уральском, будут устроены плавучие пристани-дебаркадеры».

Чтобы не загрязнять воду «жидкими масляными остатками», предприниматели обещали:

«Смазка машин пароходов будет производиться особым маслом «Мазия», от которой грязных остатков не бывает».

В апреле 1914 года «Оренбургская газета» информировала:

«Петербургское агентство сообщает, что Саратовское финляндское пароходство «Лайхия», получив разрешение от казачьих войсковых управлений Оренбургской губернии и Уральской области, открывает на реке Урал судоходство от г. Уральска до г. Оренбурга. уже отправило через Каспийское море по Уралу первый товаро-пассажирский пароход «Уралец». Пароход едет под командой (16 человек) П.И. Гомоскова. Пароход строился хозяйственным способом в Саратове, Царицыне и Нижнем Новгороде. Грузоподъёмность его – 3,500 пудов. На «Уральце» имеются места на 200 пассажиров. По Уралу финляндскому пароходству придётся за отсутствием там судоходного надзора ставить свою обстановку для фарватера. Для «Уральца» приобретён свисток средней силы, чтобы не пугать жителей и рыболовов.

Братья Лайхиа заключили с уральским казачьим войском договор на 10 лет. Главным условием финляндскому пароходству включаются требования: не ловить рыбу даже удочками, не иметь на пароходе нефти и керосина, отапливать пароходы дровами и каменным углём, освещать пароходы электричеством и пользоваться для плавания по Уралу местными лоцманами-рыбаками. Братья Лайхиа устроили уже пристани по Уралу в Уральске, Илеке, Оренбурге, посёлках Цивильском, Кирсановском, Январцевом и Раннинском. Казачье войско взимает с Лайхиа за аренду мест под пристани по 25 копеек с квадратной сажени в год».

«Рейс был сопряжён со многими трудностями»

Тогда же обнародован репортаж о встрече парохода жителями города Уральска:

«Берег реки Урал осаждала тысячная толпа любопытных. На пароход вошли наказной и вся уральская областная администрация. Капитан заявил, что особенных препятствий им на пути не пришлось встретить. В устьях реки Урала при выходе из Каспийского моря их несколько задержала мель. От Гурьева до Уральска прошли гладко. Ощущалась только нужда в топливе. Интересно отметить, что пароход израсходовал на топливо больше от Уральска до Калмыкова (300-400 вёрст), чем от Саратова до Калмыкова (пройдя Волгу, Каспийское море и 500 вёрст по Уралу). Капитан рассказывал, что пробовали топить кизяком, но из этого ничего не получалось. Дрова добывались с большим трудом. Идти пришлось со скоростью 5-6 вёрст в час. Население встречало приветливо. Причаливали у берега, где стоял посёлок, и все казаки кричали «Ура!».

Побывавший на заседании оренбургской городской думы сотрудник «Оренбургской газеты» в последние майские дни 1914 года записал:

«Оглашается телеграмма Уральского войскового хозяйственного правления о том, что пароход «Уралец» вышел из Уральска в 19 мая. Кроме того, городской голова доложил, что пароход 24 мая вышел из города Илека, когда прибудет в Оренбург, неизвестно. Оглашается запрос губернской земской управы о том, намерен ли город принять участие во встрече парохода? Гласный Грен полагает, что это – частное предприятие, к которому город не имеет никакого отношения. Гласный Овсянников острит: «Не пришлось бы встречу парохода делать вёрст за 100 от города…» Городской голова видя, что дума не склонна к организации встречи парохода, предлагает принять сообщение о пароходе к сведению».

Очевидец долгожданного события утверждал, что пароход прибыл в Оренбург «также таинственно, как и шёл» 28 мая (10 июня по новому стилю. – Т.С.) «в начале девятого часа вечера, причалив к левому берегу за большим мостом. Пароход оказался довольно хорошим, а для Урала, пожалуй, крупноват. В пути по Уралу он находился 19 дней».

Владелец «Уральца» О.А. Лайхиа любезно поделился впечатлениями от первой поездки по рейсу Уральск – с журналистами:

«Из Уральска пароход вышел 19 мая (1 июня по новому стилю. – Т.С.), имея на борту 22 пассажира. Первый рейс был сопряжён со многими трудностями из-за мелководья и загромождённости реки затонувшими деревьями. Не доходя до города Илека, пароход по ошибке попал в один из притоков Урала (Старицу) и по нему прошёл вёрст десять, а затем пришлось идти назад, не могли выбраться в течение двух дней. Около посёлка Дарьинского пароход сел на мель, на которой пробыл 30 часов.

В городе Илеке пароход встретили, поднесли хлеб-соль. Сошло девять пассажиров и сел один. В Илеке же пароход принял груз в 2025 пудов (пшено). В посёлке Озёрном также сел один пассажир. Таким образом, пароход пришёл в Оренбург, имея на борту 15 пассажиров всех трёх классов.

Из Уральска шли, отапливаясь антрацитом, но его скоро не хватило, и до Илека пришлось топить дровами. В Илеке удалось достать антрацит.

Характерно, что течение на реке Урал оказалось сильнее, чем на реке Волге. Ночью пароход не шёл.

Стоимость рейса Уральск – владельцу обошлась рублей в пятьсот».

«Определить перспективы трудно»

Представители прессы информировали земляков:

«Всё время в дороге велись работы по достройке парохода. Разрешение Уральского областного правления получено было только в апреле, и потому из Саратова пароход вышел, имея почти один кузов. При пароходе имеются кухня и буфет. Нужды в продуктах не ощущалось.

Пароход предполагает раз в неделю приходить в Оренбург. Стоимость билета первого класса – 10 рублей, второго – 8 рублей, третьего – 5 рублей (для сравнения: пуд говядины стоил тогда от 4,80 к. до 5 р. 20 к. – Т.С.).

Господин Лайхиа указал на трудности подхода к Оренбургу. В следующий раз пароход будет останавливаться около горы в устье Сакмары, где она сливается с Уралом. Рейс Оренбург – Уральск пароход предполагает делать в 2 дня. В настоящее время усадка парохода – один аршин (около 70 см. – Т.С.), почему он может близко подходить к берегу.

На вопрос о дальнейшем развитии регулярного пароходного сообщения по Уралу господин Лайхиа ответил уклончиво: по первому рейсу определить перспективы трудно».

Завершая повествование, корреспондент «Оренбургской газеты» писал:

«Так как большой деревянный мост уже готов, то пароход посещает масса публики. Администрация всех впускает, позволяет всё осматривать и охотно отвечает на вопросы любопытных посетителей».

Городской голова В.Н. Ладыгин, все члены управы, «много гласных, купечество, военные» посетили пароход 11 июня 1914 года:

«В.Н. Ладыгин приветствовал администрацию парохода хлебом-солью, поднесённым на резном деревянном блюде в русском стиле».

Тем временем местные периодические издания на первых полосах публиковали объявление:

«Финляндское братье Лайхиа 31 мая (13 июня по новому стилю. – Т.С.) отправляет из Оренбурга до Уральска пробным рейсом пароход «Уралец». Билеты продаются на пароходе».

«Уралец» убыл из Оренбурга, «имея на борту свыше 50 пассажиров и 600 пудов груза». Обещано было его возвращение через неделю. При этом цитировались публикации саратовских газет:

«Братья Лайхиа с будущего года предполагают пустить по Уралу три парохода. Южные фрукты, идущие из Ташкента через на Самару и расходящиеся по Поволжью, с открытием пароходства частью пойдут в Уральскую область. Осенью Уральск снабдит Оренбургскую губернию яблоками. Из Уральска вверх пойдёт рыба, хлеб. Оренбург сплавит в Уральск дрова и лес, которые ныне он получает с верховьев Самары. Рассчитывает на кожу и хлеб, кроме того, стянет пассажиров от Александрова Гая, Ершова, Николаевска и других, приезжающих в Оренбург летом… Немного удивляет непредусмотрительность пароходного общества, не приславшего на Урал баржу, приспособленную под погрузку скота. В скотопромышленной области это обстоятельство оказало бы несомненную услугу торговому населению и пароходному обществу».

«Вернулся из Оренбурга в Уральск только через 20 дней»

О развитии событий оренбуржцам рассказал хроникёр «Оренбургской газеты», сообщив:

«Третьего дня (т.е. 21 июня по новому стилю. – Т.С.) беседовал с приехавшим в Оренбург по железной дороге владельцем парохода «Уралец» О.А. Лайхиа, который оставил пароход в Илеке. Пароход застрял около Илека, так как около этого города построен был через Урал мост. Администрация парохода потребовала сноса этого моста. Дело дошло до губернской администрации. В настоящее время снос моста обеспечен. В Оренбург он должен прийти 10 июня или 11 июня (23-24 июня по новому стилю. – Т.С.) рано утром. Из Оренбурга до Уральска пароход дошёл за два дня. По выходе из Оренбурга пароход за железнодорожным мостом наскочил на мель и простоял на ней несколько часов. В Оренбург пароход идёт, имея на борту 50 человек пассажиров и 1000 пудов пшена».

Назвав свою довольно пространную статью «Реквием», представитель газеты «Оренбургская жизнь» В. Владимиров в июле 1914 года констатировал:

«Грустить о нарушенной неприкосновенности Яика преждевременно. Уральский корреспондент «Утра России» на днях писал в свою газету: «Вторым рейсом пароход «Уралец» вернулся из Оренбурга в Уральск только через 20 дней. Выше Илека пароход в двух местах стоял на мели по 50 часов, хотя из Оренбурга вышел без груза и пассажиров. Ниже Илека пароход стоял на мели двое суток. Урал, входящий в своё русло, оказался рекой совершенно не пригодной для судоходства. Быстрым течением вода переносит сыпучие пески с одного места на другое, и исследовать, намечать места для постоянных рейсов не представляется возможным.

Братья Лайхиа заявили, что рейсы Уральск – Оренбург они прекращают и 27 июня отправляются в Илек пробным рейсом. Если они и здесь встретят препятствие, то дело пароходства на Урале ликвидируют. Вся команда пароход покинула ввиду невыносимых трудностей – борьбы с мелями. Наверное, можно сказать, что опыт пароходства на Урале потерпел неудачу.

Таким образом, мутные и заповедные воды Урала пока так и останутся заповедными – за непригодностью для новой лучшей жизни!»

Автор: Татьяна

Источник: Вечерний Оренбург, № 23 от 11 июня 2009 г.

, , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x