Путешествие из Самары в Оренбург летом 1904 года. Орфография автора сохранена.
Милый дяденька!
Спешу исполнить Ваш наказ и описать мое путешествие в Оренбург. Только Вы мое письмо знакомым не показывайте. Сами знаете, какой сейчас народ обидчивый. Кому-то мое описание не понравится.
Доехал я, слава Богу, благополучно. Только вот под самым Оренбургом случилась заминка с поездом. Ехали мы ехали и, вдруг, паровоз зашипел, завизжал, заревел и остановился. Оказалось, что у него тормоз Вестингауза испортился и весь поезд затормозил. И это была потеха! Паровоз дергался вперед и назад и свистел и пыхтел – ничего не помогает!
Пассажиры хохочут: “Вылезай, ребята, подтолкнем паровоз!” А один милый дяденька около путей несколько лошадей и кричит кондуктору: “Запрягите парочку или тройку – они быстрей поезд сдвинут, чем ваш паровоз!” Долго смеялись.
Паровоз подергал-подергал так минут двадцать, осадил назад, да как дернет вперед! Тут все со своих мест и посыпались. Я пребольно лбом ударился и от этого у меня вскочила огромная шишка. Мне потом рассказывали, что на этом участке дороги, происходят подобные случаи. А еще говорили, что здесь дуют такие сильные ветра, что поезд останавливают! Только я этому не верю. Во всем виновата неисправность паровоза, а вовсе не ветер.
А в Оренбурге такая пылища, милый дяденька! Я такою пыли еще не видел. Недаром Оренбург называют “чертовой песочницей”. Вышел я на улицу в черном сюртуке, а вернулся в сером. Как только поднимается ветер и несет пыль, так с одной стороны улицы другую сторону уже не видно. Вот уж правду говорят: “Что город то норов, что деревня то обычай!”
В Оренбурге, когда погода тихая, улицы так сильно поливают водой, что пройти можно только в калошах. А как поднимется ветер и понесет пыль столбом, тогда поливать запрещено. Объясняют это тем, что в случае пожара воды может не хватить. А я узнал, что городская водокачка выдает больше 700 тысяч ведер воды. Я думаю, что такого количества воды хватает, для того, чтобы и в ветер улицы поливать. Но, видимо, городскую думу этот вопрос мало заботит.
Материал подготовил научный сотрудник Бузулукского краеведческого музея Николай Макаров.