Костюм сакмарской казачки, восстановленный К. Жижилевой и С. КузьминойУникальным поступлением в Челябинскую областную картинную галерею стал сарафанный костюм оренбургской казачки станицы Сакмарской. Костюм своей матери подарила музею в 1997 года. Пелагея Ивановна Иванова, урожденная Пегова. Пелагея Ивановна поведала авторам статьи историю жизни костюма, рассказала о себе, своей семье и о том времени, когда уральские казаки охраняли свои земли от набегов кочевников — киргизов-кайсаков.

Первые военно-земледельческие общины поселенцев были созданы на окраине российского государства: на Днепре, Дону, в Поволжье. С ХVII века и становится одним из районов сосредоточения казачества. Казацкие семьи (среди казаков были русские, украинцы, татары, башкиры) занимались земледелием, животноводством (в основном разводили лошадей), промышляли охотой, рыболовством. В отличие от донских казаков уральские, или яицкие, как их тогда называли (прежнее название реки Урал – Яик), жили с семьями, но вся их жизнь была подчинена законам военной службы.

Уральские казаки, как и донские, жили станицами от 100 до 200 человек вдоль реки Урал, В народе бытовала пословица: «Река Урал – золотое дно, серебряна покрышка – кормит, поит, одевает, обувает». К.К.Абаза в конце ХIХ века в своем этнографическом исследовании так описывает уральского казака: «Уралец ростом не велик, зато плотен, широк в плечах. Вообще народ красивый, здоровый, кроме того, живой, деловитый и гостеприимный. От них пахнет старинною Русью. На службе они кротки, послушны, в бою храбры, в походах выносливы на удивление… Казачки строго хранят святоотеческие предания. Они отлично знают церковную службу, хозяйничают, ткут шёлковые пояски, шьют сарафаны, вяжут чулки».

Материал по теме: Обычаи: женская одежда 

Сакмарская станица Оренбургской губернии, описанная впервые П.И. Рычковым, основана в 1725 году и располагалась от истока до устья реки Сакмары, которая течёт параллельно Уралу. Вдоль нее были расположены укрепленные крепости. В конце ХIХ века станица была передана в Оренбургское казачье войско, но сакмарские казаки сохранили свои традиции.

Казаки Сакмарской станицы жили зажиточно, богато одевались. Образцы традиционной уральской одежды представлены в музеях Москвы (Государственный исторический музей), Санкт-Петербурга (Российский этнографический музей, Государственный музей Эрмитаж), а также Южного Урала (Оренбургский краеведческий музей, Челябинский краеведческий музей и Челябинская областная картинная галерея).

Сарафанный костюм, переданный музею Пелагеей Ивановной, предназначен для воскресного дня (собрание Челябинской областной картинной галереи, инв. № ДНИ 2923-2926). Костюм состоит из четырех частей:

  • поднизки с рукавами;
  • сарафанки;
  • запона;
  • полушалка.

Сарафанный костюм для воскресного дня не отличается богатством и особой нарядностью, как, например, праздничные или свадебные костюмы, представленные в собрании Эрмитажа и Российского этнографического музея, но в нем гармонично сочетается цвет и фактура ткани. Само местное название сарафана из воскресного костюма – сарафанка, говорит о том, что он был не такой нарядный и торжественный, как сарафан.

сшита из шерстяной ткани темно-кремового цвета с набивным рисунком «зигзаг», цельнокроеная и состоит из четырёх полотнищ. Подол подшит для прочности хлопчатобумажной тканью, так называемой подпушкой. Ткань переда и спинки равномерно заложена в складки (сзади складки прострочены декоративным швом), с изнаночной стороны перед и спинка имеют подклад из простой хлопчатобумажной ткани. Спереди складки чуть выше линии груди, на спине – почти на уровне плеч. Застегивается сарафанка спереди на шесть перламутровых пуговиц. Декоративная строчка на сарафанке, состоящая из прямых и волнистых линий, повторяет набивной узор «зигзаг» на ткани сарафанки и украшает спинку до талии, планку застежки, воротник-стойку, подол.

имела широкое распространение в последней четверти XIX и начале XX столетия и стала традиционной одеждой уральской, а позднее и оренбургской казачки.

Под сарафанку надевалась поднизка с рукавами – «рукава» (такое название бытовало и в других районах Южного Урала). Рукава поднизки сшиты из дорогой ткани – набивного шёлка темно-бордового цвета с цветочным узором, а стан (полочка и спинка) по обычаю сшит из простой хлопчатобумажной ткани. Чуть ниже плеча нашиты галуны – «галунцы» (так называло местное население галуны – золотую или серебряную тесьму). Ткань у горловины на полочке и спинке собирается в мелкие складки в одном направлении. У запястья рукав собирается в складку и вшивается в широкую манжетку, застегивающуюся на две пуговицы. Рукава внутри продублированы хлопчатобумажной тканью. Крой стана состоит из клиньев, слегка расширенных книзу, в виде трапеции. Поднизка шилась длиной до колен, под неё надевали еще несколько юбок.

Неотъемлемую часть костюма составлял запон (зипун, фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьётся из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. Пояс и окантовка подола выкроены из хлопчатобумажной ткани бордового цвета и прострочены зигзагообразным швом. В верхней части нагрудник собран в складки и пришит к ситцевой вставке из хлопчатобумажной материи бордового цвета, продублированной внутри хлопчатобумажной тканью и с лицевой стороны оформленной швом «зигзаг».

Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шёлковой набивной ткани светло-розового цвета, обшитый по краям тесьмой с кистями.

В качестве украшения казачки носили янтарные бусы под горлышко.

Для девочек и девушек шили сарафаны того же кроя, как правило, из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и причёской: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

Все размеры сшитого нами костюма сняты с музейного экспоната, подаренного Пелагеей Ивановной. Запон и сарафанку мы сшили из ситца, поднизку из бязи, а рукава из голубой шёлковой ткани, галуны – обычная тесьма с цветочным узором.

Далее мы расскажем о порядке выполнения шитья отдельных частей костюма. В первую очередь строятся лекала в натуральную величину, затем выкраиваются все элементы частей костюма.

Запон

  1. Сначала на верхней отрезной части запона – грудке, закладываются 7 равномерно распределенных складок шириной З см. (рис. 1).
  2. К верхней части грудки притачивается вставка из бордовой ткани, которая отстрачивается декоративной зигзагообразной строчкой.
  3. К нижней части запона пришивается окантовка из бордовой ткани и подшивается низ изделия и отстрачивается зигзагом.
  4. Нижняя часть присборивается и притачивается к грудке, сверху соединительного шва настрачивается пояс и украшается декоративной зигзагообразной строчкой.
  5. К верхней части запона и к поясу пришивается тесьма для завязывания сарафана на поясе и шее.

Полушалок

  1. Косынку можно взять готовую и покрасить в подходящий цвет или вырезать ее из шёлковой ткани (рис. 2).

  1. Стачивается полочка и спинка по средним швам, оставляя на полочке разрез для застёжки длиной 38см (рис. 3).
  2. Нижняя часть переда и спинки отделывается подпушкой шириной 16 см.
  3. Полочка и спинка дублируется этой же тканью до пояса согласно образцу.
  4. По полочке и спинке закладываются и заутюживаются равномерные складки шириной 1,5см и прострачиваются. На полочке складки чуть выше линии груди, на спинке – почти на уровне плеч.
  5. На спинке поверх складок выполняются декоративные строчки.
  6. Сшиваются боковые швы.
  7. Шьется воротник-стойка и втачивается в горловину.
  8. Обметываются 6 петель для застежки и пришиваются пуговицы.

Поднизка с рукавами

  1. Собирается спинка и полочка из центральных и боковых частей и сшиваются между собой по боковым швам; низ подгибается и пристрачивается (рис.4).
  2. Рукав собирается из частей, части сшиваются и дублируются хлопчатобумажной тканью, настрачивается тесьма (рис. 5).
  3. По верхнему и нижнему срезу рукава закладываются складки, на горловине спинки и полочки также собираются складки.
  4. Заготавливаются манжеты и втачиваются в рукава, предварительно они оформляются декоративной зигзагообразной строчкой.
  5. Рукава втачиваются в пройму.
  6. Разрез застежки и горловина обрабатываются обтачками.

Источник:

  • Жижилева К., Кузьмина С., «Костюм Сакмарской казачки», Журнал «Народное творчество», №4, 2005
, , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x