На перспективе Оренбурга, выполненной инженером-капитаном А.И. Ригельманом в 1760 году подробно показаны строения города и его окрестности: Зауральную роща, русла Яика (Урала) и Сакмары, Оренбургскую крепость и Форштадт. Слева, на северо-западе от Оренбурга, на заднем плане мы видим одиноко стоящую гору Маяк, а справа, на северо-востоке, на фоне лесистого русла Сакмары – Бердскую слободу.

Перспектива города Оренбурга, выполненная инженер-капитаном А. Ригельманом, 1760 год.

Когда–то, в незапамятные времена, гора под Оренбургом носила название Ак–Тюбай, что в переводе с казахского означало «Белый стол». По свидетельству П.И. Рычкова в “Истории Оренбургской” именно на горе Маяк находилась ханская ставка.

Место, на котором город Оренбург заложен, изрядное, подле самаго Яика, выше Сакмарскаго устья в десяти верстах, и тако стало быть на самом краю Башкирии. От него ж и славная илецкая соль имеется в разстоянии только 56 верст. Что касается до башкирскаго народа, о том под 3 и 24 параграфами уже упомянуто, но потом бывшей в службе Нагайской дороги башкирской старшина Кадрясь Мулакаев не токмо о том народе из татарских историй пополнительное известие учинил, но и о тамошних местах, а особливо об оном, где по высочайшему Ея Императорскаго Величества соизволению настоящей Оренбург застроен, показал, которое известие здесь включить не безприлично.

В Малой Татарии, то есть близ Крыма (показал он, Кадрясь Мулакаев, из татарской истории, коя у него в бывшее башкирское замешание пропала), был нагайской хан именем Басман, но пред коликими годами, того не помнит, которой по бывшем там великом моровом поветрии, оставя прежнее свое жительство, в семнадцати тысячах кибиток перешел к реке Яику и близ Сакмарскаго устья на горе, в разстоянии от Оренбурга шесть верст, где ныне поставлен маяк, построил город и имяновал [его] Актюба, то есть «Белой стан» или село, отчего та гора и поныне Актюбой называется и некоторыя на ней развалины видны.

Тут оной хан имел обыкновенное свое пребывание, а кибитки ево кочевкою располагались вверх и вниз по Яику и по другим степным рекам, а именно по Берде, по Сакмаре, по Салмыше, по Юшатыре, по Оре, по Таналыку, по Кизилу и по протчим рекам. А зимою оныя кибитки, переходя Уральские горы, кочевали по рекам Белой, Сокале, Ашкадару, Куганаку, по Шкадру и по Деме, где места лесистыя и теплыя…

Ногайский хан Басман это место выбрал для своей стоянки — с него открывался прекрасный вид на бескрайние ковыльные степи, лежавшие между Сакмарой и Яиком. Отсюда было удобно подавать сигналы тревоги или сбора: разведешь на вершине костер — столб дыма издалека был виден…

Справка “Бердской слободы”: гора Маяк – холм, возвышающийся над левым берегом Сакмары на 72,4 м, его вершина (тригопункт Маяк) имеет абсолютную отметку 155,4 м. Сложен известняками нижнеказанского подъяруса пермской системы. В известняках изредка встречаются мелкие створки раковин пелеципод и брахиопод, а также ризолиты – заполнение нор роющих животных (червей). Слои известняков хорошо обнажены в бортах карьера, в котором промышленная добыча известняков для нужд строительства велась до недавнего времени. 

В 1736 году здесь поселились казаки, образовав Бердский городок, который впоследствии был перенесен на реку Сакмару, а его место занял город Оренбург. Так как в прежние времена набеги киргизов на казачьи поселения не были редкостью, то Бердские казаки выставляли на высокой близлежащей горе сторожевые посты – маяки, отчего и произошло название горы “Маяк”.

Маяк или сторожевая сигнальная башня, представляла собой трехсаженную пирамиду из сухого дерева, хвороста и соломы. Когда сторожевой пост замечал приближение казахского отряда, маяк поджигали. Дым являлся сигналом гарнизону для подготовки к отражению набега.

или сторожевая сигнальная башня, представляла собой трехсаженную пирамиду из сухого дерева, хвороста и соломы. Когда сторожевой пост замечал приближение казахского отряда, маяк поджигали. Дым являлся сигналом гарнизону для подготовки к отражению набега.

Позже на горе располагались отряды осаждавших Оренбург пугачевских войск. Со склона горы Пугачев нередко демонстрировал городу многочисленность своего войска. Здесь 12 ноября 1773 года Пугачев разбил двухтысячный отряд Чернышева, самого его взял в плен вместе с 32 другими офицерами.

В 1824 году П.П. Свиньин в работе “Картина Оренбурга и его окрестности” писал:

В семи верстах от Оренбурга, на берегу излучистой Сакмары, есть место, на котором некогда стоял загородный дом одного оренбургского губернатора, разоренный, как говорят, Пугачевым. И поныне еще видны следы фундамента, вокруг которых возвышается земляной вал, служивший забором и укреплением романтическому жилищу. В сие уедененное место, называемое оренбургскими жителями Маяком, ездят они целыми семействами погулять, напиться на чистом воздухе чаю и насладиться природою.

Гора сия называется Маяковскою потому, что на ней расположен был ретраншмени и Пугачева, имеющего своею резиденцию в ближайшем селе Берды, где показывают доселе избу, бывшую дворцом сего разбойника, которую для величия сана своего приказал он обить латунью внутри и снаружи.

Еще в середине XIX века, гора не была застроена, и известный ботаник И. Г. Борщов в 1865 г. застал на ее склонах нагорную дубраву с липой, вязом, березой и разнообразными кустарниками.

Лагеря, восточный склон Маячной горы. Второй Оренбургский кадетский корпус в ряду других военно-учебных заведений. 1894 год.

Лагеря, восточный склон Маячной горы. Второй Оренбургский кадетский корпус в ряду других военно-учебных заведений. 1894 год.

Путеводитель Райского П. Д. “Путеводитель по гор. Оренбургу” изданный в 1915 году сообщал:

В настоящее время почти вся вершина Маяка изрыта городскими каменоломнями. По склонам горы расположены лагери местных войск, обоих кадетских корпусов и военного (юнкерского) училища; в лагерях 2-го кадетского корпуса устроена походная церковь во имя Св. Марии Магдалины. На западном склоне горы находится заштатный Богодуховский монастырь, служащий летней резиденцией местных епископов. Здесь же находятся лучшие в гигиеническом отношении городские дачи; при одной из них в 1902 году открыт санаторий для учащихся в министерских школах. Для дачников на Маяке устроен особый водопровод.

Церковь Святой Марии Магдалины представляла собой деревянный храм, который был выстроен отдельно от всех лагерных помещений в русском стиле по плану, одобренному и утверждённому Главным управлением военно-учебных заведений. Храм вмещал до 200 человек. При алтаре был устроен особый ход через пономарню.

Церковь Св. Марии Магдалины на Маяке.

Церковь Св. Марии Магдалины на Маяке.

Средства на сооружение храма составились из пожертвований служащих в корпусе, главным образом от благотворительности директора корпуса генерал-майора Михаила Евсеевича Дерюгина и в особенности старосты корпуса почётного гражданина Александра Захаровича Захо.

Далее Райский писал:

Из города на ведут две дороги: первая от Госпитальной площади мимо архиерейского дома чрез полотно Ташкентской железной дороги, мимо Англиканского сада, городских скотобоен, кирпичных заводов и мастерских названной дороги, второй, более удобный – из Новой Слободки, мимо лесопильных заводов.

В XIX и XX веках здесь были каменоломни. Вот одно из рекламных объявлений о продаже маячного камня, опубликованное 14 января 1901 года в Оренбургской газете.
В XIX и XX веках здесь были каменоломни. Вот одно из рекламных объявлений о продаже маячного камня, опубликованное 14 января 1901 года в Оренбургской газете.

Богодуховский монастырь. В начале 1861 года оренбургский епископ Антоний II (1858–1862) направил в Оренбургскую духовную консисторию предположения об открытии в Оренбурге первого мужского монастыря. Вначале планировалось сделать пристройку к оренбургскому Архиерейскому дому, в которой можно было бы поместить около 20 монашествующих и церковь, но Архиерейский дом не имел земельных угодий, мельниц или рыбных ловлей и прочих источников для содержания монашествующих и поддержания церкви и монастырских зданий. Однако некоторые оренбургские граждане, желая обеспечить Архиерейский дом и мужской монастырь при нем, посоветовали обратиться в Городскую Думу с просьбой уступить так называемую «Протопоповскую луку» за Маячной горой на берегу реки Сакмары во владение предполагаемому монастырю «в вечное поминовение богоспасаемому граду Оренбургу». Городская Дума на этот раз нашла «совершенно невозможным исполнить пожелание Его Преосвященства». И в начале 1864 года Дума (в лице кандидата гласного Баландина) отвечала на просьбы, что не согласна «отдать известковые копи и берег реки Сакмары».

Общий вид на Оренбургский Богодуховский монастырь из-за реки Сакмары, 1928 год

Общий вид на Оренбургский Богодуховский монастырь из-за реки Сакмары, 1928 год

Назначенный попечителем устраиваемого монастыря монах Архиерейского дома Палладий не один год неотступно убеждал городское (и торговое) общество помочь монастырю отводом земли «на Маячной горе от дачи помещика Караваева <…> вверх по горе и вдоль яру до того места, где к оному подходит река Сакмара и противу этого места овраг с лесом и левый берег реки…». Попечитель успокаивал городские власти, что им не придется тратиться на сооружение самого монастыря, это будет заботой епархиального начальства.

Наконец летом 1864 года Городская Дума сообщила «приговор оренбургского городского общества о согласии уступить из городской выгонной земли в количестве 10 дес… от бывшего Пугачевского редута до места летнего госпитального лагеря… (ибо) для города по щебенетскому грунту участок пользы не приносит, а монастырской обители удобно пользоваться водой, только чтобы монашествующие не стесняли сплаву леса…».

С получением участка земли был назначен попечителем по строительству монастыря монах Архиерейского дома Палладий, которому выдали сборную (для пожертвований) книгу сроком на один год и приходо-расходную книгу, чтобы он представлял ежегодно отчеты по ним в консисторию. Из-за тесноты для братии в Архиерейском доме Палладию позволили приступить к постройке на пожертвованной земле деревянного дома с церковью внутри и необходимых служб, чтобы эти здания «обращены были в монастырь, когда последует разрешение на открытие его, а до того считать оные загородным Архиерейского дома».

Строительство ТЭЦ на территории Оренбургского Богодуховского монастыря

Строительство ТЭЦ на территории Оренбургского Богодуховского монастыря

Все постройки монастыря были разрушены в первые же годы советской власти. Разрушение Богодуховского монастыря власти объясняли тем, что он стоит на том месте, где нужно построить теплоэлектростанцию (для которой на горе было много пустующих мест). Были разрушены и снесены: Иоанно-Предтеченская церковь, пять домов для проживания насельников, амбар, ледник, кухня, каретник и сарай, а также построенные в 1911 году два флигеля (одноэтажный и двухэтажный для монашествующих), кухня с сараем и погребом. К двухэтажному зданию миссионерского стана произвели пристройку и разместили там контору треста.

В настоящее время территорию Оренбургского Богодуховского монастыря занимает ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» (ул. Манежная, 26). Сохранилось здание бывшего миссионерского стана и часть монастырской ограды.

Так же, как и Богодуховский монастырь, все строения, относящиеся к Архиерейскому дому, были снесены. Разрушена Никольская церковь (бывшая Митрофаньевская). В основном здании – Архиерейском доме – ныне размещена горбольница №2. Внешний вид здания, некогда великолепной архитектуры, до сих пор остается измененным.

В начале XX века, после 1905 года на Маяке проходили революционные маевки. Также это место с удовольствием посещали горожане.

Из путеводителя П.Д. Райского: Маяк – обычное место встреч весны простым народом. Ежегодно 1 мая почти вся гора бывает усыпана веселыми компаниями, восседающими и возлежащими на коврах вокруг самовара, причем чаепитие сопровождается обильными возлияниями в честь Бахуса и разными закусками. Говор, хохот, звуки гармоники и пляски не умолкают до поздней ночи. При возвращении в город пешим в ночное время подгулявший субъект рискует свалиться в одну из бесчисленных ям, так как каменоломни ничем не огорожены.

для Оренбурга то же, что Воробьевы горы для Москвы.

Тонкие минареты мечетей придают Оренбургу своеобразный характер.

С Маяка открывается чудный вид на город и ближайшие к нему селения: Подгороднюю Покровку и Бердский казачий поселок.

Отдых на 1 мая на Маяке, 1912 год

Гора Маяк. 1912 год

Маяк - обычное место встреч весны простым народом. Ежегодно 1 мая почти вся гора бывает усыпана веселыми компаниями, восседающими и возлежащими на коврах вокруг самовара, причем чаепитие сопровождается обильными возлияниями в честь Бахуса и разными закусками.

1 мая 1907 г. В Оренбурге в лесу у горы на р. Сакмаре прошла самая большая маевка, где собралось более 400 рабочих Главных мастерских Ташкентской железной дороги, учащихся и интеллигенции. На митинге впервые выражены различные взгляды на революцию. 

1 мая 1907 г. В Оренбурге в лесу у горы Маяк на р. Сакмаре прошла самая большая маевка, где собралось более 400 рабочих Главных мастерских Ташкентской железной дороги, учащихся и интеллигенции.

Многие участники митинга были арестованы. Через 22 года художником Е.А. Тихменевым написана картина о разгоне маевки. В создании документального полотна ему помог участник маевки Н. Леонтьев.

В 1916 году на горе располагались летние лагеря военных училищ, на северной стороне — городские дачи, на крутом берегу над Сакмарой — небольшой мужской монастырь, а к центру горы — каменоломни. Как застраивался этот район хорошо видно на схеме из книги Дорофеева В.В. «Над Уралом-рекой».

Застройка Оренбурга. Схема из книги Дорофеева В.В. «Над Уралом-рекой»

Застройка Оренбурга. Схема из книги Дорофеева В.В. «Над Уралом-рекой».

То, что из себя представлял во второй половине двадцатых годов XX века, можно прочитать в статье “Нужно взяться за оздоровление окраин”, опубликованной в газете “Смычка” в канун празднования восьмилетия Октябрьской революции:

То, что из себя представлял Маяк во второй половине двадцатых годов XX века, можно прочитать в статье "Нужно взяться за оздоровление окраин", опубликованной в газете "Смычка" в канун празднования восьмилетия Октябрьской революции

“Маяк” принадлежит к одной из наиболее отдаленных рабочих окраин г. Оренбурга. Те санитарные  факты, которыми мы полагаем поделиться с читателем, к сожалению, противоречит светлому названию этой местности.

По инициативе санитарно-оздоровительной ячейки “Маяк” межведомственной комиссией на представителей санитарного надзора Губздравотдела, представителя ОМХ, Водосвета, кварткома и ячейки было произведено санитарное обследование названного района. В своей протокольной просьбе ячейка обращает внимание на то обстоятельство, что на горе “Маяк”, проживает “исключительно рабочее и самое беднейшее население”. Комиссия отмечает, что “Маяк”, ранее предоставлявший дачную местность, в настоящее время является населенным районом с числом жителей около 500 человек. Большая часть населения проживает в приспособленных дачах и лишь немногие живут в домиках постоянного типа: все заселенные строения протянулись на 2-х верстное расстояние, главным образом по северо-западной стороне горы. Расположенные вокруг горы озера, имеют огромное количество комаров, чем объясняется громадная заболеваемость малярией. Водоснабжение района исчерпывается одним колодцем, открытым, без общей бадьи, с грязной водой. Временами воды не бывает вовсе и тогда зимой приходится пользоваться талым снегом, летом же идти за две версты за водой. Всевозможные отбросы – животные, человеческие и кухонные  – никуда не вывозятся, помойных ям нет, очень мало отхожих мест, нечистоты остаются здесь же, насыщая почву. Стоит ли прибавлять, что большинство квартир крайне неудовлетворительны, как с санитарной, так и пожарной сторон, что с заходом  солнца весь “Маяк” погружается в тьму. Медицинская помощь поставлена неудовлетворительно, – если застрахованный и получает а ближайшей амбулатории рецепт, то за лекарством приходится идти за несколько верст, что осенью или зимой крайне трудно. Также тяжело обстоит  с обучением детей, – район не имеет ни одной школы и дети просто не учатся, так как ходить в город не в чем.

Нарисованная картина в достаточной мере освещает состояние “Маяка”. Нужно и как можно скорее обратить внимание на эту рабочую окраину города. Мы считали бы вполне осуществимым на первое время провести нижеследующие мероприятия:

  1. Санитарно-оздоровительной ячейке через посредство надлежащих органов связаться с ташкентской ж.д. в смысле возможности получения поды из водопровода дороги.
  2. ОМХ построить еще в настоящем сезоне два колодца, при чем участие в его постройке в определенной доле (работой ли, материалом и т.д.) должно принять само население, разумеется колодец должен удовлетворять всем санитарно-технических требованиям.
  3. Губздравотделу следует провести в жизни постановления ГИК по вывозке нечистот и о помойных ямах, и обеспечить район хотя бы периодической медицинской помощью. Нам известно, что к оздоровлению местности, в смысле малярийной, предполагается приступить еще в текущем осеннем сезоне.
  4. Необходимо устроить школу помещение для которой население рекомендует – это бывший дом радиостанции. наконец, мы считаем очень важным и на это обращаем внимание ОМХ, – установление автобусной связи города с “Маяком” и освещение “Маяка”.

Нужно оздоровить этот зеленый природный уголок нашего города, нужно оздоровить рабочую окраину Оренбурга.

А. Гуткин

У подножья горы Маяк была шерстомойка:

У подножья горы Маяк в 20-е годы XX века была шерстомойка

На берегу реки Сакмары, у подножья горы Маяк, на огромной площади, коричневым пятном темнеют в шерсти деревянные постройки. — Эго шерстомойка. Шерсть кругом. Светло-серым ковром она устилает землю.

Утром, как только заревут в мастерских, на Орлесе и на мельницах горластые гудки, к шерстомойке по трем дорогам с окраин города спешат рабочие и работницы.

Восемь часов. От конторы, места сбора, четыреста человек расходятся по месту работы.

Берег реки оглашается протяжной песней, молодые девичьи голоса режут воздух. Гулким эхом отдаются эти голоса ва другом берегу, уходя куда то в горы.

Внизу, на Сакмаре, белея брезентовой обшивкой, купаясь в быстрой воде, стоят четырехугольные площадки. На них прорублены узкие желоба, обтянутые в глубине, под водой, металлической сеткой. Пара сеток — один чан. Воя же постройка — плоты. Здесь моют шерсть. Эго — сердце мойки.

По колено в воде бессменно четыре часа, чановой полощет шерсть, смывая первую грязь и из под руки, не оглядываясь, выкидывает к сетке.

А там на сетке, выровнявшись в ряд, почтя в плотную одна в другой расположились работницы. Проворно перехватывая от чанового шерсть, передают друг другу и все далее и далее, вверх по сетке против течения полощут и моют.

Около двух тысяч пудов шерсти ежедневно пропускают два плота. Вымытую, слежащуюся крупными каплями, шерсть везут вновь на площадь Шеренги работниц, тонким пластом расстилают ее на земле. Другие переворачивают подсохшую.

Звонок на обед. Все опешат в столовую и к воротам. Там рынок. Пообедав, расходятся, кто куда. Одни в мешки спать, другие в библиотеку.

Не прошло и полчаса, как раздается снова звонок.

– Так скоро? — Сыпятся недоверчивые возгласы.

– Рано. Не может быть.

Но звонок упорно и тревожно настойчиво зовет к работе.

– Айда, скорее, “пожар”.

Но это не пожар. Из за горы ползет туча. Враг шерстомойки. До дождя надо убрать шерсть.

Ковтун.

До начала Великой Отечественной войны в районе горы было всего несколько построек южнее электростанции на горе Маяк, вступившей в строй в 1932 году.

В “Материалах об итогах хозяйственного и культурного строительства города Чкалова за 1953 и 1954 годы и задачах на 1955 год” имеются материалы о водоснабжении в городе.

Учитывая острую нужду в водоснабжении, приняты меры по расширению водопроводной сети, строительству новых водопроводных колонок, а также по увеличению мощности существующих насосных станций и в 1954 году подача воды в сеть против 1952 года увеличена на) 1 млн. 150 тыс. кубических метров. За это время было построено около 10 километров водопроводных линий и установлено 38 водоразборных колонок.

В основном эти работы проводились в северо-восточной части города, в районах рабочих поселков — электростанции «Красный маяк» и регенератного завода, новой застройки за Красным посадом и частично в центральной части города.

В 50-е годы на юго-восточном склоне горы Маяк, начиная от регенераторного завода, застраивается еще один участок, где в 1956 году свои названия получают улицы Олега Кошевого, Декабристов и другие. К 1959 году на горе Маяк оказывается застроенной часть западного склона, и в это же время здесь по номерам получают названия Береговые улицы.

В связи с расширением промышленного и гражданского строительства развивается промышленность строительных материалов. В конце 50-х и начале 60-х годов в строй вступили заводы: сборного железобетона на улице Шевченко, железобетонных конструкций в Южном поселке, силикатных стеновых материалов на горе Маяк по Инструментальной улице. А в первой половине 70-х годов многоэтажное домостроение доходит и до Маяка.

Гора Маяк в Оренбурге и ее окрестности

В настоящее время Маяком называют не только гору, но и ее окрестности. В справочнике Ю. Д. Гаранькина, В. В. Дорофеева, А. Н. Жилина «Улицы Оренбурга», изданном в 1995 году к Маяку относится свыше сорока улиц и переулков.

  • 1937 год: улицы Вагонная, Мебельная, Яблочкова;
  • 1948 год: улицы Западная (бывшая ул. № 11 (1940)), Маячная (восточная часть — бывшего переулка Маячного (1937), западная – бывшая ул. № 6 (1938)), Электрическая (бывшая ул. № 5);
  • 1950 год: улицы Добролюбова, Карьерная (наименование связано с действовавшим на горе Маяк карьером по разработке камня), Турбинная (названа в связи с расположением вблизи электростанции Красный Маяк);
  • 1952 год: улицы Регенераторная, Сакмарская;
  • 1954 год: улицы Гора Маяк, Лодыгина, Жуковского (часть бывших ул. № 10 (1940) и Щорса (1948)), Тургенева (бывшая ул. Горная (ориен. 1950)) и переулки: Жуковского, Тургенева;
  • 1955 год: переулок Попова;
  • 1956 год: улицы Гоголя, Грибоедова, Декабристов, Белинского, Кошевого Олега, Песчаная, Шинная и переулки: Добычной, Макарова, Украинский;
  • 1959 год: улицы Обрывная, Магистральная, Домбаровская, Достоевского, Химическая, Инструментальная, Манежная (проходила у бывшего манежа), а также шесть Береговых улиц, расположенных параллельно друг другу на Маяке, по которым можно спуститься к берегу Сакмары. Кольцевая улица  получила свое название из-за того, что она опоясывает полукольцом часть вершины горы Маяк. Переулок: Буровой и 1 и 2 Маячные спуски;
  • 1964 год: улицы Сапожникова (бывшая ул. Санаторная (1948));
  • 1965 год: улицы Курочкина (бывшая ул. Полевая (ориент. 1952));
  • 1982 год: улицы Столпянского (бывшая ул. 2-я Украинская (1956)), Украинская улица (бывшая ул. 1-я Украинская (1956)).

Кроме того, с Маяка открывается вид на поселок Подмаячный, он же Шанхай или просто Яма.  С XIX века и до 50-х годов XX века на территории современного микрорайона велось самовольное строительство. Здесь селились приезжие без документов, беглые из стран Средней Азии и других регионов России. В образовавшемся поселке сложилась хаотичная индивидуальная жилая застройка, постройки напоминали землянки, в конце 20-х годов XX века появилась неплановая застройка — Кирпичные ряды. Вначале поселок назывался Курмыш, пока не получил название Подмаяцный, или Подмаячный потому, что находился рядом с горой Маяк.

Согласно все того же справочника «Улицы Оренбурга», кварталы Подмаячного поселка имеют номера: 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21.

При создании материала использовалась информация:

  • Рычков П.И. “История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии”, Уфа: Уфимский НЦ РАН, 2002 г. – 201 с.
  • П.П. Свиньин “Картина Оренбурга и его окрестностей”, 1824
  • “Оренбургская газета”, 14 января 1901 года
  • ЦДНИОО. Ф. 7924. Оп. 1. Д. 45. Л. 3.
  • Райский П. Д. «Путеводитель по гор. Оренбургу с очерком его прошлого и настоящего, иллюстрациями и планом». Оренбург, Губернская типография, 1915 г.
  • Газета “Смычка”, 4 ноября 1925 год.
  • Газета “Смычка”, 14 сентября 1926 год.
  • “Весь Оренбург. Справочник по городу Оренбургу за 1937 г.” – Оренбург: изд-во «Оренбургская коммуна», 1937. – С. 17.
  • ПО РОДНОМУ КРАЮ (краеведческие очерки), редакторы И. М. Старостенко, А. Я. Борисов, г. Чкалов, Чкаловское книжное издательство, 1954 год.
  • “Материалы об итогах хозяйственного и культурного строительства города Чкалова за 1953 и 1954 годы и задачах на 1955 год”, Исполнительный комитет Чкаловского городского совета депутатов трудящихся. Чкалов. 1955 г. Типография изд-ва “Чкаловская коммуна”.
  • Революционное движение в Оренбуржье. 1905 – 1907. Сборник документов и материалов. – Челябинск: Южно-Уральское изд-во, 1982. – С. 15.
  • Дорофеев В.В. «Над Уралом-рекой» Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. — 272 с. 16 с ил.
  • Ю. Д. Гаранькин, В. В. Дорофеев, А. Н. Жилин. Д69, Справочник: «Улицы Оренбурга» — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1995 год
  • Алена Гниденко, “Насколько ласковы названия оренбургских улиц?”, “МК в Оренбурге”, 24 февраля 2012
  • Семенов В.Г., Семенова В.П. «Таналык: крепость, станица, село» — Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева», 2015. — 560 стр.
  • Фото из группы Оренбургский ЧАСТНЫЙ АРХИВ

© 2017, Лукьянов Сергей

, , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
вячеслав
30.05.2018 17:37

а кто может ответить?старое здание туберкулёзного санатория,интересна его история,знаю что во время войны там был госпиталь

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x