Мост через Сакмару



В апреле 1798 гада император Павел 1 своим Указом разделил обширную территорию края на 24 инородческих и 7 казачьих кантонов (в том числе 5 — оренбургских) , в которой служащих казаков было 125, отставных — 17, на службе не состоящих — 114 человек. вошла в состав 4-го кантона (или дистанции). Нерегулярный казачий корпус был упразднен. Вместо него в 1803 году образовали Оренбургский непременный (постоянного состава) полк. Спустя полтора десятилетия предписанием губернатора П.К. Эссена в его состав вместо калмыков, живущих преимущественно и Бузулукском уезде, «на дальнем расстоянии, а от того в полку ведущим только счет»,  зачислили бердских казаков.

На них, помимо воинской службы, были возложены также обязанности по содержанию деревянного моста через реку Сакмару. «Несмотря на разные отписки, — говорится в рапорте Нижнего земского суда, — жителям (Бердского поселка) предписано ничем не оговариваться и содержать мосты и дороги в исправности».

О каких же «отписках» идет речь? Дело в том, что ремонт и обслуживание моста, равно как и дорог, требовали определенных денежных затрат. Казна финансовые средства вовремя не отпускала, казаки роптали и жаловались. Пришлось вмешиваться Оренбургской казачьей войсковой канцелярии. Согласно ее рапорту, поданному осенью 1808 года губернскому начальству, не было уплачено на содержание моста за 1806, 1807 и 1808 годы — по 250 рублей за каждый. Долги продолжали расти и дальше. За 1809, 1810 и 1814 годы бердские жители также недополучили по 200 рублей. Нести основное бремя расходов, связанных с обеспечением нормального перевоза через Сакмару, местные казаки не могли. Поэтому они настояли на передаче деревянного моста на полное казенное содержание. Их просьба была удовлетворена лишь в 1820 году. Причем, к прежней сумме (250 рублей на год) «ввиду того, что содержание моста стало дороже» было добавлено еще 400 рублей.

В 1850 году возвели новый деревянный мост через Сакмару. Он обошелся казне в 2971 рубль 92 копейки. Оренбургский гражданский губернатор рекомендовал тогда «содержать этот мост в исправности, т.е. наводить и снимать его в должное время; в случае каких-либо повреждений в частях немедленно исправлять на свой счет, не прекращая езды, и иметь за ним постоянный караул». Несли ее местные казаки.

Мост через реку Сакмару близ Берд

В 1874 году рядом с Бердами началось строительство Самаро-Оренбургской железной дороги.  В пятницу 22 октября 1876 года состоялся первый пробный проезд через железнодорожный мост на реке Сакмаре. Это событие нашло отражение на страницах многих местных газет.

Летом 1918 года красноармейцы теснимые белыми войсками оставили Берды. При оставлении они взорвали железнодорожный мост через реку Сакмару. Вместо него временно был возведен деревянный. Отряды «белых», расположенные вдоль хутора Степанновского, перешли по нему на левый берег Сакмары и 20 июня (2 июля по новому стилю) вступили в Бердскую станицу.

Источник:

Добавить комментарий