Федор Стариков: Народные поверья



Основанием разных предрассудков и суеверий в населении служит, как и везде, главным образом, невежество и приобретаемая от рождения наклонность бессознательно веровать во всякую небылицу, передаваемую из рода в род за непреложную истину. Так, например, казаки верят: в приметы, в домовых, леших, вещиц или ведьм, колдунов, в порчу людей, в дурной глаз и т.п.

Основанием разных предрассудков и суеверий служит невежество и приобретаемая от рождения наклонность бессознательно веровать во всякую небылицу

Хозяин дома, всевозможными средствами, старается расположить к себе домового, ибо от него зависит добро и зло; для этой цели выставляет ему пищу, в амбары или в подпол. По убеждению народному без домового не разведешь и скота.

Колдун, по их понятиям, по смерти может вставать из могилы и мстить тому, на кого в жизни имел неудовольствие; избавиться же от преследования колдуна можно только тем, если по смерти его подрезать ему пятку или вбить в могилу осиновый кол.

Ведьмы, или вещицы, вынимают ребят у беременных женщин, жарят их, едят, а вместо ребенка кладут в живот женщины хлеб или голик с головяшкой. Счастлива та женщина, которой положат хлеб: от него она будет только добреть; но беда, если голик или головяшку: женщина непременно должна известись.

Вещицы являются в виде сорок, садятся где-нибудь на крыше и стрекочут. Быть беде, если кошка заберется на божницу или курица запоет петухом, а дом затрещит, что бывает от сильных морозов или жары.

Примечание «Бердской слободы»: Авторский текст оставлен без изменений, старая (дореволюционная) орфография приведена к современному виду.

При внутренних болезнях казаки прямо жалуются на колдунов, от которых они будто бы страдают. Для излечения этих болезней обращаются к знахарям и знахаркам, которые, для пользования больных, употребляют или простое нашептывание, или некоторые известные им целительные средства. Нашептывание производится знахарями, или над самим больным, или над водою и хлебом; первую дают больному обыкновенно пить или вспрыскивают ею больного, а второй дают больному есть на заре. Из целительных средств употребляют разного рода растительные вещества, как-то: отвары ромашки, зверобоя, богородской травы, шалфея, репейного корня, девясила и др., также нашатырь, камфору, синий купорос, мышьяк, сулему и т. п.

По теме: Мистические Берды

От лихорадки и дурного глаза употребляют заговоры. Так, например, от первой:

«Встану я, раб Божий, благословясь, умоюсь, перекрестясь, пойду я из дверей в двери, из ворот в ворота, в восточную сторону к морю-океану: по край того моря стоит дуб зеленый, под тем дубом сидят четыре святых: Кирило и Урило, Михаил и Самуил,— святые отцы накажите дщерей Царя Ирода, 12-ть дев простоволосых с длинными косами, с растрепанными волосами, чтобы они в .мир не ходили, раба (имя) не знобили и огнем не палили, костей не ломили и тело не роняли: гой еси, святы отцы, Кирила и Урила, Михаил и Самуил, помилуйте нас от ныне и до века. Аминь, аминь».

От одной и той же болезни употребляют много других заговоров.

Противодействующим средством от лихорадки считают: медвежье сало, как наружное лекарство, и чеснок, как внутреннее.

Если у кого болит голова или спина, то приписывают это особенной болезни «чёмир», вследствие чего отыскивают на голове припухлое мягкое место, отделяют на нем клок волос, берут его в зубы и дергают так сильно, «чтоб щелкнуло»; для уничтожения чёмира на спине, предварительно ее разминают, потом оттягивают кожу и сильно тянут.

От собачьей старости (английская болезнь) употребляют припек, для чего обыкновенно раскатывают из пресного теста толстую кору, защипывают в нее ребенка, оставляя небольшое отверстие для дыхания и сажают его на лопате в печь.

При этом одна женщина спрашивает:

«Что припекаешь»? — «Собачью старость» — отвечает другая.— «Припекай ее, что бы век не было», — повторяя это три раза.

Или берут ребенка в баню со щенком соответствующего пола и парят их вместе, с приговором:

«Собака, собака возьми свою старость» — до 3-х раз.

Если младенец не спокоен и кричит по ночам, то выносят ребенка в подоле своего платья в полночь на двор к среднему воротному столбу и, качая его, приговаривают:

«Господи, Иисусе Христе, помилуй ребенка (такого-то), воротный скрип, возьми у ребенка рев и крик» — повторяя до трех раз.

Источник: Федор Стариков, «Историко-статистическом очерке Оренбургского казачьего войска», 1891 год, стр. 237-240

© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *