Название «Яик»



Река Яика на старой карте

В книге академика В.В. Радлова «Aus Sibirien» (прим. «Бердской слободы»: «Из Сибири») есть место, объясняющее этимологию названия реки Урала «» из тюркского корня, именно при изложении им мифологии алтайцев, калмыцкого племени, говорящего на тюркском языке (т. II, стран. 7).

«Сама земля олицетворяется в виде благодетельной для человечества общины духов и почитается под собирательным именем «Иер-Су» («земля—вода»). Я говорю: «община духов» потому, что под именем Иер-Су понимается совокупность 17 высоких Ханов (владык).

Все эти владыки истоков рек живут на высоких горных вершинах у истоков, орошающих и оплодотворяющих землю, потоков. Самый могучий из этих ханов — Йу-Хан, живет в пупе земли, откуда выросло огромное дерево, сосна, доходящая до 16-го неба (из числа 17 небес).

Это означает, что по могуществу он немногим уступает высшему из божеств. У Йу-Хана два сына: Суу-Хан и Темир-Хан (прим. автора: Мороз (?) –Хан и Железо-Хан имена передающие по здешнему татарском произношению), которые также принадлежать к владыкам земли.

Четвертый хан Талай-Хан, владыка моря, защитники умерших; он называется также Яик-Ханом (владыка затопляющей водной поверхности), живет у устья 17 морей и властвует над всеми земными водами.

5-й хан Адам-Хан, личность, заимствованная через посредство киргизов у магометан, 6-й Мордо-Хан или Абакан-Хан, владыка реки Абакана, который обитает в истоках этой реки к востоку от Телецкого озера, где его почитают как подателя дождя, 7-й хан Алтай-Хан, покровитель алтайского народа, живущий у истоков реки Катуни на высокой горе Белухе, 8-й хан Кыргыз-Хан, богатый владыка Кемчика, истока реки Енисея, 9-й Ябаш-Хан, 10-й Эдер-Хан.

Остальные семь ханов у разных племен называются различно, и об их местах обитания и значения я не могу сообщить ничего определенного».

Изложение знаменитого ученого представляет собой, как он говорит во вступлении (т. II, стр. 3), свод рассказов, сказок и отдельных объяснений многих лиц, иногда разноречивых.

Примечание «Бердской слободы»: Авторский текст оставлен без изменений, старая (дореволюционная) орфография приведена к современному виду.

Указание, что все «ханы» — божества рек, живущие в их истоках. не подтверждается ни предыдущими, где сказано, что община духов называется «земля вода», т. е. совокупность богов земли (материка) и вод, ни последующим: о жилищах 5-го, 9-го, 10-го и еще семи ханов автор не имеете сведений, три первых живут в земле и вовсе не речные божества, четвертый в море.

Едва ли можно сомневаться, что указание это не исходит от автора, которому трудно приписать вывод, противоречащий сообщаемым тут же данными. Скорее он буквально передаете объяснение какого-нибудь алтайца, не вполне соответствующее своду и о показаний остальных источников, но передающее значение большинства «ханов» в представлениях алтайцев. Я остановился на этом противоречии, как имеющем значение для последующего.

Совпадение имени Яйик-Хана (прим. «Бердской слободы»: здесь и дальше автор использует это имя именно в таком написании) с названием реки Урала едва ли случайно: несколько, или по одному объяснению даже все прочие, ханы представляют олицетворения рек. Но алтайские калмыки уже успели позабыть самую реку и он оказывается в их представлениях божеством затопляющей своим разливом воды.

Живет он, в противоположность другими речными богам, не в истоках реки, а в устье «семнадцати морей» — можете быть 17-ти вод, т.е. рек.

Возможно, что Яик была единственною рекою, которую предки алтайцев знали в низовьях, где она широко разливается весною, знали, что в нее изливается много притоков (17 — мистическое число. 17 небесных и 17 земных божеств. Вот почему впоследствии, когда представления о его реке потеряли реальные очертанья, Яйик-Хан и сделался владыкой всех вод, живущими в устье 17 потоков.

Как ни относиться к предложенному объяснению, этимология «Яйик» «затопляющая водная поверхность» дает объяснение имени реки Урала из тюркского корпя и притом даваемое таким авторитетом в этой области, как академик В.В. Радлов.

Д. Соколов.

Источник: Труды Оренбургской Ученой архивной комиссии №33, 1916 год, стр. 147-149 © 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *