В книге академика В.В. Радлова «Aus Sibirien» (прим. «Бердской слободы»: «Из Сибири») есть место, объясняющее этимологию названия реки Урала «Яик» из тюркского корня, именно при изложении им мифологии алтайцев, калмыцкого племени, говорящего на тюркском языке (т. II, стран. 7).
«Сама земля олицетворяется в виде благодетельной для человечества общины духов и почитается под собирательным именем «Иер-Су» («земля—вода»). Я говорю: «община духов» потому, что под именем Иер-Су понимается совокупность 17 высоких Ханов (владык).
Все эти владыки истоков рек живут на высоких горных вершинах у истоков, орошающих и оплодотворяющих землю, потоков. Самый могучий из этих ханов — Йу-Хан, живет в пупе земли, откуда выросло огромное дерево, сосна, доходящая до 16-го неба (из числа 17 небес).
Это означает, что по могуществу он немногим уступает высшему из божеств. У Йу-Хана два сына: Суу-Хан и Темир-Хан (прим. автора: Мороз (?) –Хан и Железо-Хан имена передающие по здешнему татарском произношению), которые также принадлежать к владыкам земли.
Четвертый хан Талай-Хан, владыка моря, защитники умерших; он называется также Яик-Ханом (владыка затопляющей водной поверхности), живет у устья 17 морей и властвует над всеми земными водами.
5-й хан Адам-Хан, личность, заимствованная через посредство киргизов у магометан, 6-й Мордо-Хан или Абакан-Хан, владыка реки Абакана, который обитает в истоках этой реки к востоку от Телецкого озера, где его почитают как подателя дождя, 7-й хан Алтай-Хан, покровитель алтайского народа, живущий у истоков реки Катуни на высокой горе Белухе, 8-й хан Кыргыз-Хан, богатый владыка Кемчика, истока реки Енисея, 9-й Ябаш-Хан, 10-й Эдер-Хан.
Остальные семь ханов у разных племен называются различно, и об их местах обитания и значения я не могу сообщить ничего определенного».
Изложение знаменитого ученого представляет собой, как он говорит во вступлении (т. II, стр. 3), свод рассказов, сказок и отдельных объяснений многих лиц, иногда разноречивых.
Примечание “Бердской слободы”: Авторский текст оставлен без изменений, старая (дореволюционная) орфография приведена к современному виду.
Указание, что все «ханы» — божества рек, живущие в их истоках. не подтверждается ни предыдущими, где сказано, что община духов называется «земля вода», т. е. совокупность богов земли (материка) и вод, ни последующим: о жилищах 5-го, 9-го, 10-го и еще семи ханов автор не имеете сведений, три первых живут в земле и вовсе не речные божества, четвертый в море.
Едва ли можно сомневаться, что указание это не исходит от автора, которому трудно приписать вывод, противоречащий сообщаемым тут же данными. Скорее он буквально передаете объяснение какого-нибудь алтайца, не вполне соответствующее своду и о показаний остальных источников, но передающее значение большинства «ханов» в представлениях алтайцев. Я остановился на этом противоречии, как имеющем значение для последующего.
Совпадение имени Яйик-Хана (прим. «Бердской слободы»: здесь и дальше автор использует это имя именно в таком написании) с названием реки Урала едва ли случайно: несколько, или по одному объяснению даже все прочие, ханы представляют олицетворения рек. Но алтайские калмыки уже успели позабыть самую реку и он оказывается в их представлениях божеством затопляющей своим разливом воды.
Живет он, в противоположность другими речными богам, не в истоках реки, а в устье «семнадцати морей» – можете быть 17-ти вод, т.е. рек.
Возможно, что Яик была единственною рекою, которую предки алтайцев знали в низовьях, где она широко разливается весною, знали, что в нее изливается много притоков (17 – мистическое число. 17 небесных и 17 земных божеств. Вот почему впоследствии, когда представления о его реке потеряли реальные очертанья, Яйик-Хан и сделался владыкой всех вод, живущими в устье 17 потоков.
Как ни относиться к предложенному объяснению, этимология «Яйик» «затопляющая водная поверхность» дает объяснение имени реки Урала из тюркского корпя и притом даваемое таким авторитетом в этой области, как академик В.В. Радлов.
Д. Соколов.
Источник: Труды Оренбургской Ученой архивной комиссии №33, 1916 год, стр. 147-149 © 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей
Урал река, по старинному же Римн, до 1775 года называлась Яиком.
А Мы все будем как средневековые картографы называть, или обратимся к древним русским летописям?
“Старое название (до 1775 года) — Яи́к. Древнее название упоминается у Птолемея как Даикс. Гидроним тюркского происхождения (jajyk — «разостланный, широкий»). Старое название реки сохранилось в казахском, в ногайском и башкирском языках. В некоторых текстах река упоминается под названием Римн, Рымн (лат. Rhymnus fluvius), которое также приписывают Волге, Эмбе, Большому и Малому Узеню; на картах средневековых европейских картографов современная река Урал часто указывалась как Rhymnus либо Rhymnicus. Первое упоминание в сохранившихся русских летописях относится к 1140 году: «Мстислав загнан Половиц за Дон за Волгу за Яик».
В России название Яик было изменено на Урал в 1775 году по указу Екатерины Второй, после подавления Крестьянской войны под предводительством Пугачёва, в которой активно принимали участие башкиры и яицкие казаки”.
Источник: Википедия