Во время весеннего разлива Урала и Сакмары и после него, до возведения временного моста, сообщение Оренбурга с окрестным селениями осуществлялось с помощью паромной переправы.

Паромная переправа через Сакмару, Оренбург, конец XIX -начало XX века.

 

Паромная переправа через Сакмару, Оренбург, конец XIX – начало XX века. В глубине снимка справа виден четырехпролетный железнодорожный мост, а справа Бердская станица.

В середине XIX века переправ через Сакмару было две. Первая находилась, в районе современного автомобильного моста, между Бердами (Бердской станицей) и горой Маяк. Там был паром, за перевоз брали деньги. Эта переправа обслуживала тракт на Самару, который в XVIII веке назывался Старой Московской дорогой. Вторая находилась возле Сакмарского городка и содержалась сакмарскими казаками. Она обслуживала тракт на Казань (Новая Московская дорога), от которого возле села Имангулово отделялся тракт на Уфу.

Организация подобных переправ в разное время вызывала много недовольства у местного населения. Было много нареканий и во времена НЭПа. Так в мае 1925 года в заметке “Мародеры паромщики”, опубликованной в газете “Смычка”, рассказывается о поборах, взимаемых перевозчиками.

На этих днях нам нужно было переправиться через ре­ку под Оренбургом.

Подъехали к парому, взяли билеты в очередь по 15 копеек с подводы и стали ждать, пи­тая надежду, что попадем в утреннему базару.

Но получилось наоборот.

Паромщики ставят на паром только шесть подвод по очередным билетам, а остальные по соглашению, не обращая внимания на просьбы крестьян.

Тогда мы решили переехать по соглашению. Спросили, сколько стоит? — Восемь целко­вых, — отвечают.

Мы так и присели. Город, обрати внимание на этих мародеров — паромщиков!

Оренбург, переправа через Урал паромами весною

В том же мае, эта же газета в заметке “Ненормальное явление”, рассказала о другом подобном случае, произошедшим уже на Сакмаре у Каргалы:

Паромная переправа через Сакмару налажена хорошо. Но тут же и отрыжки старого… Это так называемое “на чай”.

Все паромщики заражены этой болезнью, причем для получения “на чай” прибегают к выработанному тактическому приему.

Если, например, едет какой-нибудь бедняк, то его перевозят во вторую или в третью очередь.

Так, нам пришлось наблюдать следующую картинку. Паром переполнен до невозможности, а переправлять не хотят. На вопрос старшему паромщику:

— Почему? — получили короткий ответ: — Комиссара ждем!

И вот, через два часа едет “комиссар” — попросту кулак-торговец. Только подъехал, как очутился в кольце паромщиков и на руках, вместе со своим грузом, был торжественно внесен на паром и водружен наверх крестьянской телеги. В результате щедро на “чай”…

Этому нужно положить конец, ибо проезжающие крестьяне определенно говорят:

— Хотя паром и налажен, но не для нас, а для тех, кто щедро дает “на чай”? Нам же приходится терять время и рисковать чуть ли не остаться без переправы.

Источники:

  • Газета “Смычка”, 10 мая 1925, стр. 3
  • Газета “Смычка”, 27 мая 1925, стр. 3

© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x