О паромных переправах



Во время весеннего разлива Урала и Сакмары и после него, до возведения временного моста, сообщение Оренбурга с окрестным селениями осуществлялось с помощью паромной переправы.

Паромная переправа через Урал, Оренбург, конец XIX -начало XX века.

Паромная переправа через , , конец XIX -начало XX века.

Организация подобных переправ вызывала много недовольства у местного населения. В мае 1925 года в заметке «Мародеры паромщики», опубликованной в газете «», рассказывается о поборах, взимаемых перевозчиками.

На этих днях нам нужно было переправиться через ре­ку Урал под Оренбургом.

Подъехали к парому, взяли билеты в очередь по 15 копеек с подводы и стали ждать, пи­тая надежду, что попадем в утреннему базару.

Но получилось наоборот.

Паромщики ставят на паром только шесть подвод по очередным билетам, а остальные по соглашению, не обращая внимания на просьбы кресть­ян.

Тогда мы решили переехать по соглашению. Спросили, сколько стоит? — Восемь целко­вых, — отвечают.

Мы так и присели. Город, обрати внимание на этих мародеров — паромщиков!

Оренбург, переправа через Урал паромами весною

В том же мае, эта же газета в заметке «Ненормальное явление», рассказала о другом подобном случае, произошедшим уже на Сакмаре у Каргалы:

Паромная переправа через Сакмару налажена хорошо. Но тут же и отрыжки старого… Это так называемое «на чай».

Все паромщики заражены этой болезнью, причем для получения «на чай» прибегают к выработанному тактическому приему.

Если, например, едет какой-нибудь бедняк, то его перевозят во вторую или в третью очередь.

Так, нам пришлось наблюдать следующую картинку. Паром переполнен до невозможности, а переправлять не хотят. На вопрос старшему паромщику:

— Почему? — получили короткий ответ: — Комиссара ждем!

И вот, через два часа едет «комиссар» — попросту кулак-торговец. Только подъехал, как очутился в кольце паромщиков и на руках, вместе со своим грузом, был торжественно внесен на паром и водружен наверх крестьянской телеги. В результате щедро на «чай»…

Этому нужно положить конец, ибо проезжающие крестьяне определенно говорят:

— Хотя паром и налажен, но не для нас, а для тех, кто щедро дает «на чай»? Нам же приходится терять время и рисковать чуть ли не остаться без переправы.

Источники:

  • Газета «Смычка», 10 мая 1925, стр. 3
  • Газета «Смычка», 27 мая 1925, стр. 3

© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *