Сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться еще в конце XVII века, когда русские вступили в торговые отношения с кочевым населением. Одним из первых ученых, заинтересовавшимся козами и предложившим наладить в крае пуховязальный промысел, был Петр Иванович Рычков.
Оренбургских казаков заинтересовала одежда кочевых калмыков и киргиз-кайсаков, которые во время ярмарок пригоняли на продажу скот и привозили кое-какие продовольственные товары. В лютую стужу и трескучий мороз, когда даже тулуп плохо держал тепло, калмыки-степняки гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Дивились казаки тому до той поры, пока не обнаружили, что под легкими шубейками у скотоводов-степняков тёплые поддевки — телогрейки и шарфы, связанные из мягкого пуха. Изделия из пуха предприимчивые казаки стали выменивать на табак и чай.
Кто и когда придумал чесать коз и вязать из пуха вещи никто не знает, потому что и деды их, и прадеды коз чесали с той привычкой и необходимостью, с какой пили кумыс и пасли коз.
У кочевых калмыков и киргиз-кайсаков вязка была сплошной (“глухой”). Оренбургские же казачки, знавшие кружево и вышивание, стали использовать в вязке мотивы богатой Уральской природы. Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки. Особо удачные — белые ажурные “паутинки”, было решено показать в самой столице. 20 января 1770 года заседание Всероссийского вольного экономического общества, подивившись прекрасным изделиям, выразило мастерицам благодарность, а Алену Денисьевну Рычкову (жену Петра Ивановича Рычкова) наградило золотой медалью. Особенно удачный платок (который помнят и по сей день) связала талантливая мастерица Настасья Яковлевна Шепкова. Ее платок был 5 аршин в длину и 5 аршин в ширину (3,5 м), к тому же он не только в золотое кольцо прошел, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.
Число пуховязальщиц в губернии быстро росло. И к концу прошлого века их насчитывалось свыше 4 тысяч.
Изготовление платка — процедура не простая и трудоемкая. Перво-наперво из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Затем, сделать первый прочес на двухрядной гребенке. При первом прочесе отделяются короткие волокна. Потом пух промывают в мыльной воде и сушат на воздухе. Сухой, чистый пух прочесывают ещё 2—3 раза, пока не появится блеск. Только после этого пух прядут и переходят к непосредственному изготовлению платка.
Вязать платок начинают с зубцов, затем вяжутся кайма и середина. Кайма выполняется по замыслу мастерицы в различных сочетаниях всевозможных ажурных переплетений, народные названия которых издавна известны каждой вязальщице (рыбка, снежинка, змейка, соты, глухотинка, кошачьи лапки, пшенки, корольки, мышиные тропки, косорядки и так далее). По заключению специалистов, оренбургский пуховый платок — историческая художественная ценность. Современные казаки продолжают традиции своих предков и не бросают пуховязальный промысел.
Источники:
- Фролова Е. Чистый источник. M., 1990.
- Голубых М. Казачья деревня. М., 1930. с.217.
- Уханов И. Оренбургский пуховый платок. Челябинск, 1976.