6 июня 1956 года было принято Постановление Совета Министров СССР “Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях”.
Плата за обучение в 8-10-х классах средней школы, а также в высших учебных заведениях страны была введена задним числом, с 1 сентября 1940 года, накануне Великой Отечественной войны, когда стране остро требовались рабочие руки.
Были финансовые причины для сокращения гражданских расходов. За счет этого предполагалось улучшить комплектование заведений для подготовки офицеров и квалифицированных рабочих (военных училищ, ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), в которых обучение оставалось бесплатным.
Введение платы за обучение объяснялось “возросшим уровнем материального благосостояния трудящихся и значительными расходами государства на строительство, оборудование и содержание сети средних и высших учебных заведений”. Если добавить, что около 40% госбюджета тогда уходило на военные нужды, то второе обстоятельство – расходы государства – было вынужденным, но справедливым признанием.
Что касается материального благосостояния, то средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году составил 331 руб., в 1945 году – 434 руб. А платить за обучение ребенка-старшеклассника нужно было 200 рублей в год, если речь шла о жителях Москвы и Ленинграда, и 150 рублей во всех остальных городах и селах.
Постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий»
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных – 500 рублей в год.
4. Плата за обучение вносится в соответствующие учебные заведения равными долями два раза в год: к 1 сентября и к 1 февраля.
Примечание. За первое полугодие 1940/41 учебного года плата за обучение вносится ;не позже 1 ноября с. г.
5. Плата за заочное обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.
6. Установить, что с 1 ноября 1940 г. стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Хломов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.
Источник: Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик. 1940. №27. С. 910
Это нововведение лишило многих граждан возможности продолжать образование по окончании 7 класса. Сельские труженики в те времена вообще работали за трудодни и не получали зарплаты, так что их дети учиться в старших классах гарантированно не могли. И возникала мысль, что образование как социальный лифт становится менее доступным.
Примерно в это же время появился Указ «О государственных трудовых резервах СССР». Согласно ему ежегодно призывались до миллиона человек городской и колхозной молодежи в училища и школы ФЗО. Они учились бесплатно, но за это должны были в обязательном порядке проработать 4 года на соответствующем предприятии.
Указ Президиума ВС СССР от 02.10.1940 “О государственных трудовых резервах СССР”
Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.
В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично – Заводского Обучения.
2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи – организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.
3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта – помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий – организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.
4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно – рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично – Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.
5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично – Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.
6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.
7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 – 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 – 17 лет для обучения в школах Фабрично – Заводского Обучения.
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 – 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 – 17 лет в школы Фабрично – Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.
9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 – 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 – 17 лет в школы Фабрично – Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.
10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично – Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.
11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично – Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно – Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно “статье 10” настоящего Указа.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН
А вот как обстояли дела с призывом городской и колхозной молодежи в в школы фабрично-заводского образования, ремесленные и железнодорожные училища в канун войны в Чкалове, так тогда называли Оренбург.
6 мая 1941 года исполнительный комитет Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся решил следующее: в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) от 22 апреля 1941 года номер 1108 «О подготовке государственных трудовых резервов в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах в 1941 году» обязать городские и районные исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся призвать (мобилизовать) с 5 по 20 июня городскую, колхозную и другую сельскую молодежь мужского пола в возрасте 17 лет в школы ФЗО №№ 1-15 и 18 и в возрасте 16-17 лет в школы ФЗО №№ 5, 10, 14.
Был утвержден план распределения призывной городской, колхозной и другой сельской молодежи по городам и районам Чкаловской области.
В школы ФЗО города Чкалов, также набирали молодежь: в 11-ую железнодорожного транспорта шли работать жители районов Чкалова — Кировского, Дзерджинского, Кагановичского; в 3-ю строительного дела -жители Чкаловского сельского района, а также Ново-Сергиевского, Павловского, Переволоцкого, Покровского районов.
В годы войны в этой системе появились школы рабочей молодежи (вечерние школы), в которых люди могли получить законченное среднее образование. Кстати, герои известного фильма “Весна на Заречной улице”, действие которого происходит в 1954 году, так и делают: днем работают на металлургическом комбинате, а вечером учатся по программе 8-го класса – проходят “Евгения Онегина”, причем в здании обычной школы, где утром и днем учатся подростки, но – кто бы сейчас об этом помнил – за небольшую, но плату.
Плата же за обучение в институтах и университетах была выше – 400 рублей в год за учебу в столичных вузах (Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик) и 300 рублей – во всех остальных городах. В среднем это составляло примерно 10% семейного бюджета при одном работающем родителе, а неполных семей после войны было очень много, но процент этот постоянно снижался с учетом растущих доходов населения. Примечательно, что система распределения выпускников, обоснованная учебой в вузах за счет государства, после введения платы за обучение осталась неизменной.
В “Материалах об итогах хозяйственного и культурного строительства города Чкалова за 1953 и 1954 годы и задачах на 1955 год” описывается состояние школьной работы:
Из года в год в .городе растет число школ и учащихся в них. Только за последние отчетные два года выстроено 3 новых школы, пять школ за этот период преобразованы из семилетних в средние.
В настоящее время в городе работает 50 школ, в ‘которых обучается около 32 тысяч человек. Кроме школ всеобуча, в городе работают 11 школ рабочей молодежи, в которых работающая молодежь без отрыва от производства имеет возможность получить среднее образование. В школах рабочей молодежи обучается 2224 ученика.
За последние два года 320 учащихся школ нашего города получили золотые и серебряные медали.
Партия и правительство, уделяя большую заботу о воспитании детей, создают все необходимые условия для получения образования.
Только за 1953— 1954 гг. на народное образование было израсходовано 51,5 млн. руб.
1954—1955 учебный год начался в условиях совместного обучения мальчиков и девочек. После слияния мужских и женских школ и размещения учащихся в школах с учетом их местожительства школы как бы приблизились к учащимся, что удобно и для школьников и для родителей. При совместном обучении успешнее и содержательнее проходит учебная работа.
Вместе с тем в работе школ имеется много серьезных недостатков. Основными недостатками являются: низкая успеваемость и неудовлетворительная дисциплина учащихся. Из 31 622 учащихся не успевало в 1-м полугодии 6064 школьника. Большинство не успевает по русскому языку и математике.
Причин низкой успеваемости много, но основными из них являются: недостатки в обучении и воспитании, которые допускают в своей работе отдельные учителя, а также отсутствие необходимого внимания к обучению и воспитанию детей со стороны некоторых родителей.
В большой работе по обучению и воспитанию детей и юношества должна принять активное участие вся общественность и, прежде всего, родители.
Однако есть и такие родители, которые безответственно относятся к воспитанию своих детей, не следят за учебой детей и их поведением.
Некоторые родители свои обязанности сводят только к материальным заботам, а воспитание детей считают обязанностью школы. Результаты слабой воспитательной работы в школах и беззаботность части родителей в воспитании своих детей привели к случаям хулиганских поступков и даже преступности. Есть факты, когда дети школьных возрастов предстали перед судом за кражи, грабежи и даже убийства.
Ученье — это труд и труд нелегкий, поэтому государство выделяет большие деньги на организацию отдыха детей в дни летних каникул.
В 1953 году на живописном берегу Урала, в «Дубках», построены десятки удобных и красивых зданий, вырос целый детский городок. На строительство городка израсходованы сотни тысяч рублей.
От города до пионерских лагерей в «Дубках» проложена малая Оренбургская железная дорога. Ежегодно в «Дубках» отдыхают более 10 тыс. школьников.
В нашей стране дети воспитываются не только школой, но и дошкольными детскими учреждениями. В городе в настоящее время работают 46 детских садов, в которых воспитывается 3485 детей. За два последних года открыто 4 новых сада.
Устранение недостатков в работе школ является одной из первоочередных задач местных Советов.
Необходимо также усилить внимание к детям со стороны родителей, совместные усилия школы и семьи приведут к повышению успеваемости и укреплению дисциплины в школах.
Как видно из приведенного примера, несмотря на существование в стране платного образования, государство выделяло большие средства на обучение и организацию досуга детей. И как показала история, отмена платы за образования была не за горами…
Платное обучение было отменено Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». Это было воспринято, как важный шаг нового руководства страны навстречу людям, и стало одним из первых проявлений хрущевской оттепели – демократизации и, в частности, большей доступности образования. За это время количество выпускников 8-10 классов средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов в СССР сократилось практически вдвое.
Постановление Совета Министров СССР “Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях”
06.06.1956
Совет Министров Союза ССР постановил:
В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР.
Правда. 10 июня 1956 г.