Подзор



Подзор - декоративная деталь, украшавшая постель в жилище, представляющую собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни, так что при застеленной постели подзор оставался открытым и свисал над полом.Современные люди с трудом представляют предметы быта, которые ежедневно окружали бердских старожилов. Это было время наших бабушек, которые самоотверженно долгие годы хранили кружевные столешницы, салфетки, вышитые дорожки и портьеры, наволочки на диванные подушки, накидушки, подзоры, половики, не подозревая, что они сохраняют не просто память давно минувших лет, а целую эпоху.

Сегодня мы поговорим о поздоре, который некоторые старожилы также называли подзорником. Нет, речь пойдет не о подзоре, резном карнизе в деревянном зодчестве, а об элементе декора, служащим «юбкой» для кровати, который скрывал пространство под ней.

Подзор — декоративная деталь, украшавшая постель в , представляющую собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни, так что при застеленной постели подзор оставался открытым и свисал над полом. Ткань хлопчатобумажная – батист, бязь, домаск и была обязательно белой. Один край подзора по долевой богато украшался кружевом и вышивкой и спускался по лицевой стороне кровати почти до пола. Богатство отделки зависело от мастерства и трудолюбия хозяйки, вязали крючком по схемам, или же рисунок передавался от матери дочери. Особым шиком считались строченые подзоры.  Гораздо реже,  использовали «покупное» или «готовое» кружево. Часто подзор по ширине был шире простыни. Простынь стелилась на матрас и подгибалась под него.

У подобной юбки, помимо чисто декоративных функций было и практическое применение. Дело в том, что в избе чем выше находилась кровать, тем теплее было спать. Так как кровати были очень высокие и достигали метра высотой, под ними было большое пространство, которое нужно было чем-то заполнять, например большими сундуками, ларями, корзинами и т.д. И подзор, с одной стороны, закрывал эти все хозяйственные принадлежности и работал своеобразной «дверью шкафа», а с другой стороны – он всегда был покрыт заклинательной вышивкой или же это было кружево, покрытое заклинательным орнаментом. Потому что супружеская кровать – это место, где зачинаются дети, продолжение рода и поэтому необходимо оберегать супругов, потому что в народной среде проблема родить от злого духа, принявшего облик мужа – это проблема, довольно таки актуальная, и поэтому необходимо супружескую кровать оберегать магически. Почему вышивались подзоры, а не простыни? Потому что простыня грязнится, протирается, поэтому простыни были практически лишены вышивки. А вот подзор, который пачкается гораздо меньше, чем любая другая хозяйственная тряпочка в доме, прекрасно подходил для того, чтобы на нем хранилась такая сакральная информация и при этом он оберегал воспроизведение рода.

Читайте также:  Подворье казака: Чистый двор

Это кружевное или вышитое полотнище, которое прикреплялось к кровати, закрывая пространство под кроватью. Надо пояснить. В наше время, время низких диванов, непонятно о чем идет речь.

Существует множество разновидностей подзоров. Они могут быть выполнены в виде продолжения нижней простыни (наматрасника), который крепится на резинке к самому матрасу, могут крепиться отдельно на основание кровати с помощью «липучки», и иметь разные дизайны складок и отделки. Одно неизменное правило – подзор должен сочетаться по цвету и фактуре ткани с убранством спального места.

Спали обычно на металлических или деревянных кроватях. Низ металлической кровати закрывали подзором.

Источники:

  • Каргина М.К. «Подзоры вчера и сегодня»
  • «Русская изба» иллюстрированная энциклопедия С-Пб, «Искусство-С-Пб
  • Сайт «История культуры»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий

Извещать о:
avatar
wpDiscuz