Самолет Ваулина



Уже в который раз поднимаю тему самолетов, построенных бердяшами. В статье «Берды в годы войны» упоминалось, что

Делегация колхозников сельхозартели "Ленинский луч" Чкаловского р-на вместе с летчиками осматривают самолет, построенный на средства, переданные колхозниками. Январь 1943. Фото: Елагин В.

Трудящиеся района внесли в госбанк 3600000 рублей. Жители колхозов «», «Ленинский путь», «Ленина» купили эскадрилью боевых самолетов. Председатели колхозов Кужман С.Е, Ваулин Н.П. на свои средства купили по боевому самолету ЯК-6 и подарили их 13-й гвардейской дивизии А.И. Родимцева.

Там же был размещен текст правительственной телеграммы, направленной на имя председателя колхоза «Ленинский луч»  Пичкурова:

Председателю колхозу товарищу Пичкурову, секретарю парторганизации товарищу Маркеловой. Передайте колхозникам и колхозницам колхоза “Ленинский луч”, собравшим 1 млн. 18 тыс. рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов, мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Далее были размещены снимки, сделанные в январе 1943 года оренбургским фотографом В. Елагиным, на которых была запечатлена делегация колхозников сельхозартели «Ленинский луч» на фоне самолета ЯК-6.

Делегация колхозников сельхозартели "Ленинский луч" Чкаловского р-на вместе с летчиками осматривают самолет, построенный на средства, переданные колхозниками. Январь 1943. Фото: Елагин В. Члены делегации сельхозартели "Ленинский луч" Чкаловского р-на, передавшие на свои сбережения на строительство эскадрильи самолетов, беседуют с летчиками Н-ской части. Январь 1943. Фото: Елагин В. Член сельхозартели "Ленинский луч" Чкаловского р-на И.М.Иванов, передавшей средства на строительство эскадрильи самолетов для Красной Армии, беседует с лётчиком А.К.Дурановым. Январь 1943. Фото: Елагин В.
Делегация колхозников сельхозартели «Ленинский луч» Чкаловского р-на вместе с летчиками осматривают самолет, построенный на средства, переданные колхозниками. Январь 1943. : Елагин В. Члены делегации сельхозартели «Ленинский луч» Чкаловского р-на, передавшие на свои сбережения на строительство эскадрильи самолетов, беседуют с летчиками Н-ской части. Январь 1943. Фото: Елагин В. Член сельхозартели «Ленинский луч» Чкаловского р-на И.М. Иванов, передавшей средства на строительство эскадрильи самолетов для Красной Армии, беседует с лётчиком А.К. Дурановым. Январь 1943. Фото: Елагин В.

Председатель сельхозартели "Ленинский луч" Чкаловского р-на Пичкуров осматривает самолет, построенный на средства членов артели, и, переданный представителям командования одной из воинских частей. Январь 1943. Фото: Елагин В.

Другой, тоже Елагинский снимок, был снабжен текстом: «Председатель сельхозартели «Ленинский луч» Чкаловского р-на осматривает самолет, построенный на средства членов артели, и, переданный представителям командования одной из воинских частей. Январь 1943. Фото Елагин В.»

На первом снимке, размещенном в начале статьи видно, что на борт самолета была нанесена надпись, но из-за ракурса съемки, прочитать ее было невозможно.

Читайте также:  Разные названия Бердской слободы

Из-за этого у авторов проекта «» сложилось ошибочное мнение, что это один из самолетов, построенных на деньги бердяшей.

На самом деле, это оказался «именной» самолет, купленный на средства Н.П. Ваулина. Об этом, также упоминалось ранее: «Председатели колхозов Кужман С.Е, Ваулин Н.П. на свои средства купили по боевому самолету ЯК-6 и подарили их 13-й гвардейской дивизии А.И. Родимцева».

На этом событии присутствовали делегации многих колхозов, среди которых была и делегация сельхозартели «Ленинский луч» во главе с председателем Пичкуровым.

Разобраться с принадлежностью самолета помогла кинохроника.

А вот как это событие описывали очевидцы:

Морозным январским утром 1943 года все жители Нежинки, что недалеко от Оренбурга, собрались на окраине села. Ежась от ветра, люди вглядывались в подернутое легкой дымкой небо. В толпе преобладали пожилые колхозники, женщины, дети. Их сыновья, мужья, отцы и братья сражались с фашистами далеко на западе. В небе появилась темная, быстро растущая точка. Наконец краснозвездный самолет, подняв тучи снежной пыли побежал по полю. На его фюзеляже четко виднелись слова: «22-му гвардейскому авиаполку от колхозника Н.П. Ваулина».

Председатель колхоза "18 лет Октября" Чкаловской области Н. П. Ваулин и его жена внесли из личных средств 120 000 рублей на постройку лёгкого транспортного самолёта Як-6

Председатель колхоза «18 лет Октября» Чкаловской области Н.П. Ваулин и его жена внесли из личных средств 120 000 рублей на постройку лёгкого транспортного самолёта Як-6

…Решение отдать все личные сбережения на борьбу с врагом пришло к Николаю Павловичу сразу. Не раз впоследствии он с улыбкой вспоминал, как многие с недоумением переспрашивали: «Это правда, что ты хочешь купить самолет?!»

Командир экипажа гвардии, старший лейтенант Г.А. Новиков крепко обнял Ваулина. Колхозники пожелали экипажу боевых успехов, а летчики поклялись крепко бить фашистов на подаренном самолете.

Свое слово они сдержали с честью: транспортно-десантный самолет «ЯК-6» совершил шестьдесят боевых вылетов. Садиться приходилось на лесные партизанские аэродромы и наспех оборудованные площадки. Летчики доставляли народным мстителям оружие, боеприпасы, медикаменты, вывозили в тыл тяжело раненных. Не раз, пролетая над линией фронта, самолет попадал под яростный огонь вражеских зениток, но, «подлечившись», вновь отправлялся на боевые задания.

Много лет спустя колхозник-патриот и командир боевого самолета вновь увиделись в Нежинке. Это была волнующая встреча.

А. Пегов, инженер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий

Извещать о:
avatar
wpDiscuz