Среди архивных материалов обнаружились немногочисленные свидетельства о церкви во имя Казанской Божией Матери поселка Берды, отмечающего в 2003 году свое 260-летие.

Среди архивных материалов обнаружились немногочисленные свидетельства о церкви во имя Казанской Божией Матери поселка Берды, отмечающего в 2003 году свое 260-летие.

Татьяна

«Сгорела от поджога»

Замечательный исследователь, автор многочисленных работ по истории Оренбургского края Н.М. Чернавский в начале ХХ столетия написал: «Бердская казачья слобода, основанная на настоящем месте одновременно с Оренбургом в 1743 году (в пяти верстах от города), в XVIII веке имела самостоятельный приход. Еще в ноябре 1743 года старшины и казаки Бердской подгородней слободы возбудили вопрос об устройстве у них деревянной Михайло-Архангельской церкви, обратившись за разрешением к Оренбургской губернской канцелярии, которая по сношении с Оренбургским духовным правлением дала такое разрешение в декабре 1743 года.

В 1744-1745 годах под названием Никольской была отстроена, но спустя несколько лет сгорела. В 1753 году была заложена и в 1756 году освящена новая — во имя Рождества Богородицы с Михайловским приделом. Об этой церкви, между прочим, упоминает в своей “Топографии Оренбургской губернии” П.И. Рычков. Но и Рождественская церковь в 1789 году 10 ноября сгорела от поджога.

Только через четыре года жители собрались вновь строить у себя в селе церковь, и в 1793 году причт с прихожанами и атаманом Григорием Харитоновым ходатайствовали пред преосвященным казанским Амвросием о дозволении им построить новую во имя Казанской Божией Матери. Однако по наведенной справке обнаружилось, что приходских дворов в слободе оказалось недостаточное против штатной нормы количество (по разборным ведомостям 1794 года приходских дворов в Бердах было показано 96, а при них отставных и служащих казаков 135 душ, тогда как требовалось для открытия прихода не менее 100-150 дворов). Потому в просьбе их от 28 июля 1793 года велено было отказать, а саму церковь упразднить, переведя причт ее в Магнитную крепость. Затем указом 8 ноября 1793 года Бердскую слободу велено было причислить к приходу градооренбургской Вознесенской церкви (находилась на Гостином дворе. — Т.С.). Вместо же сгоревшей церкви устроена была часовня».

«Дело получило благоприятный xoд»

Далее Н.М. Чернавский сообщает: «В 1802 году с открытием новой Оренбургско-Уфимской епархии казаки Бердской слободы через поверенного отставного урядника Андрея Белоглазова вошли к преосвященному Амвросию с новым прошением об определении к их часовне священно-церковнослужителей, объявляя при этом, что в их слободе по последней 5-ой ревизии (в 1796 году) оказалось 200 душ мужского пола, а потому «он, Белоглазов, каменную соорудить с обществом потщится». Но просьба была опять-таки отклонена «за неуказанным числом дворов». Резолюция гласила: «Если они не могут согласить из околичных селений жителей к выстройке на законном основании церкви, тогда как об оной, так и о причте церковном представили бы надлежащим порядком прошение». Простая формальность снова помешала осуществиться благому намерению.

В августе 1806 года бердские казаки во главе с атаманом Гавриловым входили снова с подобным же вышеуказанному прошением к преосвященному Августину, но опять число жителей для образования прихода оказалось недостаточным и даже с причислением сюда хутора отставного полковника Андрея Федоровича Васильева (в 7 верстах). Только с 1817 года по новому прошению прихожан дело об устройстве храма в Бердской слободе получило благоприятный ход. Указом святейшего Синода 15 июня 1818 года постройка здесь каменной церкви во имя Казанской Божией Матери разрешена, 2 июля 1820 года заложена и 6 ноября 1824 года освящена благочинным Г.И. Челноковым».

«Храм был расширен во все стороны»

Осенью 1907 года на страницах «Оренбургских Епархиальных ведомостей» опубликован репортаж об освящении Николаевского придела при Казанско-Богородицкой церкви Бердского поселка. Его автор, скрывшись за инициалами «протоиерей М.Х.», сначала сообщал: «Сравнительно давно в Бердском поселке существует каменная, первоначально малая во имя Казанской иконы Божией Матери. На главном престоле ее хранятся, как поучительные памятники благочестия предков: молебное евангелие 1752 года в сребропозлащенном окладе, большое евангелие в таком же окладе 1803 года, сребропозлащенные дарохранительница и дароносица чеканки 1823 года. В среднем иконостасе и отдельных благолепных киотах последнего времени заключается несколько икон от начала прошлого столетия и из них особенно чтимая аналойная храмовая икона в сребропозлащенной чеканке старого времени и список Табынской иконы в серебряной позлащенной ризе.

На той же площади, окруженной Сакмарой и глубокими луговыми низменностями с крутыми откосами, где ныне раскинулся поселок, в 1743 году стояла уже Бердская крепость с сотней казаков, обнесенная оплотом и рогатками с батареями и пушками по углам. Крепость эта перенесена с того места, где потом построен Оренбург. Ничтожная твердыня не могла устоять против натиска Пугачева, который в 1773 году при набегах на имел здесь свою главную квартиру. Быть может, и престол церкви Бердской подвергался такому же крайне невежественному и глубоко кощунственному попранию, как и престол Георгиевского собора, на который сел с заявлением: «Давненько я не сидел на престоле».

Построенная 1824 году каменная однопрестольная и крайне тесная. С ростом населения сознавалась необходимость в ее расширении. В 1855 году за одно лето энергией священника отца Александра Каликинского и прихожан храм был расширен во все стороны с устройством двух приделов — южного в честь архангела Михаила и северного в честь святого Николая. Священные принадлежности правого придела приобретены на пожертвования чиновника Матвея Степановича Лобова, и придел этот был освящен благочинным протоиереем А.К. Шильновым.

В 1900 году местным казаком Иваном Егоровичем Долининым завещано было 500 рублей «на приобретение необходимых вещей для освящения престола во имя святителя Николая».

«При помрачении в духовной жизни»

Затем дается характеристика бердинцам: «Чрезвычайно быстрая и успешная постройка трехпридельного храма с росписью по всем сводам, с прибавлением двух иконостасов и ценной утвари, с устройством отдельных, довольно изящных киотов и эти значительные пожертвования на освящение приделов свидетельствуют о недавнем усердии жителей к храму Божию, их единодушии в заботе о своей церкви и экономической состоятельности.

Не то, однако, наблюдается за последние годы. Те же экономические условия оказывают теперь неблагоприятное влияние на религиозно-нравственную жизнь прихожан.

Хороший ежедневный заработок по выгрузке леса для мужчин и по доставке его в город, упорная работа на огородах всего женского населения, начиная с 6-7-летних девочек, и ежедневная доставка огородных продуктов, молока в город увлекли бердское население до забвения праздничного дня, отучили от участия в богослужении. А шумная пристань со всяким сбродным людом и городские базары с их трактирными сценами неотразимо оказывают свое разрушительное действие и заглушают собой высшие потребности души. Оттого к праздничной службе не идут мужчины и тогда, когда сидят праздной толпой в нескольких шагах от церкви у поселкового правления, а женщины во время службы поднимают в церкви шум из-за свечей и поминальников, как привыкли на базаре, не ведая святости места… Вблизи храма не стесняются петь «матаню» и ругаться скверными словами — это признается настолько обычным, что станичное правление не принимает решительных мер к прекращению безчинства.

С постоянным достаточным заработком, под влиянием базара чрезвычайно развито пьянство. При страсти к торговле и для удовлетворения многочисленных потребителей расплодилось множество шинков.

С наступлением осени, когда упорные работы оканчиваются, а выручки от продуктов получаются обильные, пьянство усиливается. С наступлением сумерек до глубокой ночи поднимается по улицам страшный визг пьяных баб.

При таком помрачении в духовной жизни прихожан и их холодности к храму нужно привлечь их внимание к благолепию службы Божией”.

«При значительном стечение народа»

В заключение автор очень подробно описывает чин освящения Николаевского придела церкви во имя казанской Божией матери в Бердах, состоявшийся 12 августа 1907 года: «Его Преосвященством Епископом Иоакимом в сослужении ректора семинарии протоиерея Ф.А. Дмитровского в присутствии исполняющего должность наказного атамана генерал-майора М.И. Гончаренко, атамана 1-го отдела генерал-майора Епанешникова, других высших лиц казачьего управления при значительном стечении народа торжественно освящен левый придел в честь святителя Николая и совершена первая литургия на новоосвященном престоле.

В 8,5 часа утра согласно заранее сделанному распоряжению Его Преосвященство прибыл в храм и был встречен «со славою». Раздались торжественные звуки могучих голосов архиерейского хора. В то же время четыре люстры храма заблестели множеством огней. Приложившись ко святым иконам главного алтаря при умилительном пении «Достойно есть», Владыка взошел на кафедру. По облачении во все святительские белые одежды и белый хитон в предшествии сослужащих протоиереев Владыка вошел в алтарь и начал чин освящения укреплением престольной доски и омовением престола. Заблистал престол белым парчевым облачением — символом чистоты, святости и радости духовной. От благовонного кадила, как от жертвенного огня при престоле небесном рукою Святителя, зажжена первая свеча и водружена высоко на новом изящном седмисвечнике. Загорелись свечи в руках предстоящих и при красном звоне торжественно-плавно вышел крестный ход, заключаемый Архиереем.

Пред завешанными западными дверями храма священное шествие остановилось. После возгласа Архиерея: «Господь сил Той есть Царь славы» святые мощи в предшествии крестного хода вносят в храм и полагают на новом престоле.

Придельный храм освящен. По окончании священного торжества Преосвященный Владыка и высокопоставленные лица почтили своим снисходительным вниманием настоятеля прихода, в квартире которого был предложен чай и скромная трапеза. Посещена была школа, где казаки принимали Архипастырское благословение и поздравление от своих начальников».

…Возродится ли церковь в Бёрдах?

Сайт «Бердская слобода» выражает признательность Наталии Черкасовой, главному библиографу библиотеки для молодежи г. Оренбурга за предоставленный материал.

Источник: “ имела самостоятельный приход”, Т.В. Судоргина, “Вечерний Оренбург”, 11 декабря 2003, С. 9

, , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x