Учителя оренбургского казачьего войска

В четверг, 16 августа 1901 года, в здании оренбургского офицерского собрания, открылся съезд учителей и учительниц станичных поселковых школ оренбургского казачьего войска, в присутствии председательствующего на съезде вр. и.д. наказного атамана генерального штаба, генерал-майора Рихтера членов комитета по разработке вопросов для съезда, под председательством генерал-майора Лобова, вр. и.д. старшего члена войск. Хоз. Прав. Исаенко, советников того же правления войскового старшины Наследова и подъесаула Чернева и трех наблюдающих за школами. Перед открытием съезда, после пения молитвы «Царь Небесный», генерал обратился к курсистам и курсисткам с нижеследующей речью:

«Учителя и учительницы оренбургского казачьего войска! Мы собрались здесь на специальный учительский съезд. Весьма вероятно, что некоторые из вас уже бывали на съездах, принимали в них участие, но, во всяком случае, но, во всяком случае, прибывшие в первый раз имеют возможность (в оригинале – возможным) ознакомиться теперь с важностью и пользой съезда и связанными с ним кратковременными курсами. В настоящее время вполне признана польза этих занятий, и, по твердому устоявшемуся мнению, занятия эти приносят существенную и очевидную пользу начальным школам, значительно улучшив в них ведение учебно-воспитательного дела. Разумеется, такие благие результаты получаются лишь благодаря усердному и внимательному отношению к занятиям самих учителей. Вполне рассчитывая, что и присутствующие с полной любознательностью, вниманием и усердием отнесутся к предстоящим занятиям, прошу вас, чтобы вы для разъяснения всех недоразумений, какие вам встречались в школьной практике и какие вы встретите при совместных наших занятиях, не стесняясь, обращались к руководителям, так как вы видите в них лиц, вполне преданных нашему общему делу и готовых искренне вам помочь при встреченных вами затруднениях.

Учительницы оренбургского казачьего войска

Занятия наши, теоретические и практические, будут вестись по розданному нами расписанию. Затем подлежат рассмотрению вопросы, изложенные в также розданной вам программе и касающиеся учебного мира детей нашего казачества.

и воспитание, воспитание и религия, народ и армия, армия и казачество – все эти понятия в теснейшей связи между собой, и мы, собравшиеся здесь для общей работы, для общего труда, как принадлежащих и к народу, и к армии, и к церкви, и к школе, должны иметь в виду, что на первом плане всех школьных занятий стоит вопрос о религиозно-нравственном воспитании, об удовлетворении религиозных нужд наших казачьих школ. Это тем более правильно, что бросаю даже поверхностный взгляд на времена минувшие, мы видим, что в исторических судьбах нашего отечества, самое выдающееся значение принадлежит твердости и непоколебимости нашего народа в вере христианской, вере православной. Религия, составляющая необходимую сущность нашего бытия, являлась всякий раз в минуты тяжелых исторических испытаний тем оплотом, вокруг которого объединял русский народ свою самобытность перед хлынувшим в 14 веке татарским потоком, вел борьбу с Польшей и Литвой в 17 веке, отбивался против натиска соединенных народов Западной Европы. В начале минувшего столетия (1812 год), зашита веры и отечества всякий раз являлась руководящим побуждением, поднимающим народ наш на геройские подвиги.

И русские князья, цари и государи, начиная со св. Владимира, считали всегда своей священной обязанностью заботиться о поддержании религии и укреплении веры в народе, так как в этом находили запас силы и могущества государства. Народ и войско на почве религии сливаются у нас в одно целое.

Русская ария – истинное детище своего отечество; наше казачество – истинное детище своей родины. С глубоким убеждением мы можем сказать, что тип христолюбивого воина, приносящего душу свою за други своя, по преимуществу свойственен русскому солдату и нашему казаку. Так будем же стремиться, воспитывая наше казачество, к достижению идеала – христолюбивого воина.

Из только что сказанного будет понятно, почему каждое серьезное дело начинается у нашего народа и всего русского воинства молитвой, вот почему и мы, здесь присутствующие, члены великой русской семьи, доблестной нашей армии и нашего родного казачества, начнем наши занятия, испрошением в молитве благословения Божьего.

Просим поэтому высокочтимого нашего пастыря, протоиерея Георгиевского собора с. Александра приступить к служению молебна Господу Богу о ниспослании успеха нашим трудам».

По окончании молебна генерал объявил съезд открытым.

Первый день решено было посвятить взаимному ознакомлению учащихся и руководителей и выработке деталей в расписании занятий в съезде, а затем генерал прочитал те вопросы, которые были намечены для разрешения на съезде, и перечень которых утвержден был его превосходительство наказным атаманом. Приводим наиболее существенные вопросы из указанного перечня:

  1. Организация начальных казачьих школ, двухклассовых училищ и специально-периодических классов для подготовки учителей. Обсуждение примерных расписаний и занятия в школах;
  2. Выбор и порядок приобретения учебников и учебных пособий, книг для чтения и учреждение школьных библиотек, переплет книг;
  3. Сокращение срока обучения с 6-летнего до 4-летнего. Определение нормального количества учащихся;
  4. Сокращение форм отчетности по школам. Вопрос об отмене вечерних занятий в школах с малограмотными казаками приготовительного разряда;
  5. Устройство общежитий при школах и возможность сего устройства;
  6. Пересмотр правил о казачьих школах (инструкции учителям, попечителям, обеспечение учащихся разного рода довольствием и т.д.);
  7. Вопрос о наделении школ землей для разведения огородов, садов и пасек;
  8. Ручной труд и отпуск аванса для этого из войсканого (?) капитала;
  9. Ведение прикладных занятий в школах (садоводство, огородничество, пчеловодство, рукоделие);
  10. Воскресные чтения и беседы с туманными картинами;
  11. Детские развлечения (игры, елки, экскурсии, снежные городки, джигитовки, скачки и т.д.);
  12. О школьных празднествах насаждения;
  13. О церковно-приходских школах в казачьих селениях;
  14. Об инородческих школах в казачьих селениях и женских в особенности;
  15. Вопрос о допуске в казачьи школы лиц иногородних (за плату или без платы и в чью пользу);
  16. Об открытии во всех поселках отдельных женских школ и необходимости обязательного обучения девочек;
  17. Об учреждении и организации воскресных и праздничных школ;
  18. Об устройстве в поселках народных библиотек-читален, о самообразовании учащихся;
  19. О посещении храма учащимися;
  20. Об обучении мальчиков-казачат гимнастике и строю.

Кроме обсуждения указанных вопросов, генерал просил собравшихся учителей и учительниц обсудить и те вопросы, которые, хотя и не вошли в утвержденный наказным атаманом перечень вопросов, но почему-либо желательны для обсуждения, а потом и просил каждого не стесняться в предложении намеченных кем-либо вопросов.

Независимо занятий по указанным выше вопросам, при съезде организуется еще временная из учеников трех отделений, с которыми будут проходить практические уроки, как курсистами и курсистками, так и руководителями по особой программе.

Демонстрирование в офицерском собрании граммофона для учителей и учительниц оренбургского казачьего войска. По выраженному желанию учащихся казачьих школ, собранных на съезд в Оренбург, в понедельник, 20 августа, в офицерском собрании, по окончании занятий съезда, с 9 чаосв вечера, был демонстрирован граммофон, принадлежащий г. Норвилло, который любезно выразил желание показать действие этого любопытного инструмента, чтобы доставить возможность слушателям и лушательницам учительских курсов ознакомиться с этой музыкальной новостью.

Демонстрировал граммофон г. Нарвилло, а предварительное объяснение устройства сего граммофона дал генерал-майор Рихтер.

Разнообразный выбор пьес и отчетливое исполнение инструментом этих пьес вызывали дружное одобрение присутствующих.

Источники:

  1. “Оренбургская газета” № 1281, от 19 августа 1901 года;
  2. “Оренбургская газета” № 1287, от 26 августа 1901 года;
  3. “Оренбургская газета” № 1317, от 07 октября 1901 года.
, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x