Святочные гадания



Период Святок, которые длятся 12 дней от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января), на Южном Урале, как и в других регионах России, был для населения одним из самых любимых и насыщенных яркими событиями.

Пока шли Святки, жизнь в Оренбургской губернии шла полным ходом: по городам, станицам и селениям ходили шумные ряженые, «дурачась» и веселя всех людей, организовывали посиделки с играми, танцами и песнями, девушки гадали.

Пока шли Святки, жизнь в Оренбургской губернии шла полным ходом: по городам, станицам и селениям ходили шумные ряженые, «дурачась» и веселя всех людей, организовывали посиделки с играми, танцами и песнями, девушки гадали.

Но сегодня наш рассказ пойдет о святочных гаданиях. Они в Оренбургской губернии были те же, что и в других регионах России. Вот лишь некоторые примеры:

Гадания на суженого. Их существует превеликое множество. Они проводятся везде: в доме, в бане и на улице… Предметы, с помощью которых гадают, также разнообразны.

Раньше гадали валенком или туфелькой. Девушка, выйдя ночью за ворота, должна бросить свою обувь на дорогу.

В Рождественскую ночь девушка может узнать имя своего суженого, спросив на улице у первого встречного мужское имя.

Раньше гадали валенком или туфелькой. Девушка, выйдя ночью за ворота, должна бросить свою обувь на дорогу. Направление носка обуви укажет направление, откуда должен прийти суженый. Носок, обращенный к дому девушки, говорит о том, что в текущем году в этом доме свадьбы не будет.

Гадающая в темноте должна взять наугад одно полено. Если оно будет гладким и без сучков — муж будет пригожим, добрым и щедрым, а если кривым и суковатым — дурным, суровым и скрягой. Также существуют альтернативные толкования: суковатое полено — богатый муж, гладкое — бедный.

Гадающая делает из прутиков мостик и прячет его на ночь под подушку, приговаривая: «Суженый-ряженый, переведи меня через мосток». Считается, что будущий муж должен был явиться к гадающей во сне.

Гадающая в пустой комнате накрывает стол, где помимо двух столовых приборов стоят зеркало и свеча. Все колющие и режущие предметы желательно спрятать. Заглядывая в зеркало девушка произносит «Суженый-ряженый, приходи ужинать». Если после этого, некто станет заглядывать в зеркало через плечо, нужно не раздумывая произнести: «Чур сего места!» В противном случае нечистый в образе будущего жениха может причинить гадающей вред.

Если после этого, некто станет заглядывать в зеркало через плечо, нужно не раздумывая произнести: "Чур сего места!"

А вот и другой вариант гадания за обеденным столом

Для этого также прячутся все ножи и вилки, и накрывается стол на две персоны, где выставляются угощения из сладостей и фруктов, без мясной пищи. Все окна и двери в помещении плотно закрываются. Далее гадающая, держа руки на столе, громко произносит: «Суженый-ряженый, приходи ужинать».

Считается, что после этого должно начаться нечто необычное, например резкие порывы ветра за окном, стуки или шорохи в доме. А может и почудится запах серы, что является верной приметой появления суженого, образ которого, по поверьям, принимает нечистый.

А может и почудится запах серы, что является верной приметой появления суженого, образ которого, по поверьям, принимает нечистый.

Когда он появится, девушка должна молча присмотреться к нему, стараясь запомнить любые мелочи его облика. После того, как суженый сядет за стол, его необходимо спросить, как его зовут. Он должен назваться и вытащить из кармана любую вещь. В этот момент гадающая произносит: «Чур, сего места! Чур, моей загадки!» После чего суженый должен исчезнуть, а вещь остаться. Если она не успеет это произнести, нечистый в образе жениха также может причинить ей вред.

По картам. Девушка, желающая узнать жениха, кладет под подушку четырех королей и приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Если приснится пиковый король – жених будет стариком и ревнивцем, король червонный сулит молодого и богатого жениха, крестовый – жди сватов от военного или купца, а бубновый – от желанного.

При гадании по чашкам в них раскладывают кольцо, монету, хлеб, сахар, лук, соль. В одну из чашек наливают воду. С закрытыми глазами гадающий выбирает чашку. Предсказания трактуются в зависимости от того, какая чашка: кольцо — к свадьбе, монета — к богатству, хлеб — к достатку, сахар — к веселью, лук — к слезам и печали, соль — к несчастью, а чашка с водой не сулит никаких перемен в жизни.

Далее речь пойдет о «страшных» гаданиях, которые проводились в бане ближе к полуночи. Там, по поверьям, обитала нечисть.

В «банных» гаданиях девушки плотно закрывали двери и обычно раздевались донага. Гадания происходили в тишине, одиночестве и при слабом освещении.

В "банных" гаданиях девушки плотно закрывали двери и обычно раздевались донага. Гадания происходили в тишине, одиночестве и при слабом освещении.

На столе, по обе стороны от зеркала, размещаются подсвечники. Меньшее зеркало ставится так, чтобы в большом образовалась «бесконечность». Смотрясь в основное зеркало, гадающая произносит: «Суженый — ряженый, покажись!» Считается, что некто в образе суженого уже находится за спиной девушки, и его облик обязательно появится в зеркальном «коридоре». Гадающая, внимательно изучив гостя, должна произнести: «Чур сего места!» После чего видение пропадает.

В другом «банном» гадании девушка в темноте обнажает любую часть тела и просит суженого прикоснуться. Прикосновение волосатой руки верный признак богатого жениха, безволосой — бедного, шершавой — скверного и сурового нрава.

В аналогичном гадании девушка, задрав подол и обнажив ягодицы, заходя в баню, произносит: «Муж богатый, ударь по ж… рукой мохнатой!» И если к телу прикасается волосатая рука, муж будет богатым, безволосая и жесткая — бедным и суровым, а если мягкая — добрым и с мягким характером.

Гадания на предсказание будущего и удачу

Банный тазик. Это гадание можно проводить в компании. Гадающий, набрав в таз воды, должен резко ее вылить на пол. Наступающий год будет беспроблемным и удачным, если вода быстро уйдет, в противном случае возможны проблемы с исполнением планируемого. Другой гадающий может начать гадание лишь после того, как сойдет вода.

Банная зола. Гадающий, представляя желаемое, трижды проводит над тазом по часовой стрелке размоченным березовым веником. После чего громко задает вопрос «Сбудутся ли мои желания в наступающем году?» и бросает в таз горсть золы. Если зола соберется в одном месте, то это явный признак исполнения желания. В противном случае гадающему необходимо как можно быстрее выплеснуть воду с золой из тазика, чтобы неудачи скорее закончились.

Банный веник также может выступать предметом гадания. Один из гадающих втайне от окружающих ставит их в кучку, ручками вверх. После этого участники гадания по очереди с закрытыми глазами берут веники из общей кучи. Большой и густой веник сулит гадающему удачу и богатство, а маленький — вестник невезения.

Предметом гадания может быть и кочерга. Ее необходимо в полночь «за ногу» подвесить за любой выступ в бане, так чтобы она была выше головы. Перед тем, как подвесить кочергу, гадающий должен был произнести: «Кочерга, кочерга, чертова нога, скажи, как мои дела?» И громко задается пустой бане интересующий гадающего вопрос. После чего гадающий уходит до утра из бани. Лежащую утром на полу кочергу следует понимать как отрицательный ответ. После гадания необходимо поблагодарить хозяина бани — банника: «Спасибо тебе, байнушко, за парной байничек».

Узнать будущее можно и по тени. Для этого нужно сжечь в тарелке скомканный лист белой бумаги. Затем тарелку с пеплом следует поднести к стене и по отбрасываемой тени попытаться распознать свое будущее.

Если взять любимую книгу и задать вопрос и назвать номера страницы и строки, то написанное там и будет ответом на заданный вопрос.

Даже кошка может помочь узнать об исполнении желания. Если что-то загадать и позвать кошку, то от того, какой лапой она переступит порог, будет зависеть, сбудется или нет загаданное желание. Левая лапа, переступившая порог комнаты, говорит о том, что загаданное желание сбудется.

Следует помнить, что любое гадание может сыграть с человеком злую шутку. Судьба не любит, когда кто-то пытается узнать предначертанное.

При создании текста использовалась собственная информация «Бердской слободы», а также информация полученная из книг:

  • Русские обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Сост. А.В. Копылова. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 560 с. (Народная мудрость).
  • Власова М. «Энциклопедии русских суеверий». — СПб.: Издательский дом «Азбука-Классика», 2008. — 624 с.
  • Грушко Е.А., Медведев Ю.М. «Русские легенды и предания» — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 672 с., илл.

© 2017, Лукьянов Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *