Кустарниковая скульптура (она же топиарное искусство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников) возникла в древнем Риме, там сады зачастую превращались в выставки, становились зелеными театрами, музеями и т.д. В Россию этот вид искусства проник во времена Петра I и был впервые применен в Летнем саду Санкт-Петербурга и в Петергофе.
Английское слово «topiary» происходит от древнегреческого слова “место”. Оно обозначает узорные или выдуманные фигуры для ландшафта. В латинском языке topiarius значило «садовник», topiaria — садоводческое искусство.
Первенство внедрения этого вида садового искусства в Оренбурге по праву принадлежит Льву Ивановичу Уварову, который на своем приусадебном участке в Бердах в 80-е годы XX века организовал целый полигон по созданию различных видов крон из мелколистного вяза.
Из воспоминаний Гусевой Ольги Ивановны: Лев Иванович жил на улице Салавата Юлаева 2. Сейчас там живут другие люди. Так вот, у него перед домом росли карагачи, штук восемь, которые он превращал в квадраты и шары. Вот и все топиарное искусство. Но все было очень аккуратно и симпатично, а, главное, не как у всех, в виде зарослей.
Кроме всего прочего, Лев Иванович, как и мой отец, был заядлым виноградарем. Они стояли, можно сказать, у истоков этого движения в Оренбуржье, активно пропагандировали разведение винограда, охотно и безвозмездно делились черенками и саженцами. Они писали статьи в газеты, делились опытом с другими в Клубе Виноградарей и общались с профессиональным виноградарем Шатиловым, имя которого сейчас носит этот клуб.
Такой же зеленый театр сделала перед своим домом Вера Ивановна Чалык, которая в 90-е годы прошлого века расчистила небольшую поляну возле своего дома и посадила два деревца. Чтобы увидеть первые результаты своего труда пришлось ждать два года. Именно столько время требуется для того, чтобы дерево приняло какие – либо формы.
Прошли годы, теперь и в Оренбурге можно увидеть творения садовых мастеров, которые своими стараниями делают наш город или хотя бы его небольшую часть, оригинальным.