Сейчас никого не удивляет, что ежегодно за свои машины мы платим транспортный налог. За машины, но не за велосипеды. Но так было не всегда. Более 100 лет назад жители Оренбурга платили налоги за оба вида транспортных средств.

 Сейчас никого не удивляет, что ежегодно за свои машины мы платим транспортный налог. За машины, но не за велосипеды.

Даже в те далекие времена, когда не был развит оренбургский транспорт, велосипедисты становились виновниками дорожных происшествий. Так, 1 мая 1897 г. в Оренбурге велосипедист переехал через 7-летнюю девочку:

“Велосипедисты становятся у нас несносными спортсменами. Один из них 1 мая переехал  через 7-летнюю девочку, смяв ее под своего стального коня, и укатил себе, как ни в чем не бывало, даже не оглянувшись, Не мешало бы каждому велосипеду быть записанному в списки полиции и иметь сзади жестянку с №, как это заведено в других городах”.

В 1903 году Оренбургская Городская Дума, в целях упорядочения езды на велосипедах, выработала особые правила. С этого времени желающий пользоваться велосипедом должен был в обязательном порядке, ежегодно получать именное свидетельство (разрешение), которое выдавалось исключительно после проведения испытания “в свободном и уличном пользовании и управлении велосипедом”:

Правила для велосипедистов. На последнем думском заседании разбирался вопрос об установлении налога на велосипедистов и автоматических экипажей, с первых по 1 р. 50 к., со вторых по 3 р. в год, причем выработаны особые правила езды по городу. Желающий пользоваться велосипедом должен был взять разрешение, которое может быть только именным и выдается после произведения испытания в свободном и уличном пользование и управлении велосипедом.

Кроме подобного свидетельства, выдаваемого на год, каждый велосипедист должен быть снабжен нумерными знаками, (один прикрепляется на руле, другой среди седла), исправным тормозом, звонком и фонарем. Воспрещается ездить по тротуарам, пешеходным тропинкам, городским скверам, бульварам, а также Николаевской (прим. “Бердской слободы”: ныне – ул. Советская) и Гостинодворской (прим. “Бердской слободы”: ныне – ул. Кирова) улицам во время гуляния, воспрещается быстрая езда, езда в перегонку, а также езда по городу в гоночных костюмах, без куртки, а равно в костюмах, обращающих на себя особое внимание.

Правила езды следующие: ездить можно только по одному в ряд, по правой стороне улицы, совершать объезд пешеходов и экипажей только с левой стороны; при объезде давать звонки и ехать небыстро, без надобности не звонить и, кроме того, не употреблять никаких других предупредительных сигналов; в случае беспокойства лошадей сходить с велосипедов. От виновных в нарушении правил, кроме общей ответственности, отбирается свидетельство. Надо надеяться, что с введением в силу этих правил, езда на велосипедах в городе будет упорядочены.”

“Оренбургская газета”, 12 ноября 1903

Несмотря на это, вопрос о введении велосипедного налога поднимался в местной прессе и в 1904 году:

В городе появился еще один автомобиль. Придется, видно, и Оренбургской думе рассматривать обязательное постановление о езде на автомобилях. Не мешало бы заодно обратить внимание и на велосипедистов и ввести велосипедный налог.

Придется, видно, и Оренбургской думе рассматривать обязательное постановление о езде на автомобилях.

Городские мужи прислушались к пожеланиям прессы, и в 1905 году в местных газетах было опубликовано объявление, извещающее владельцев велосипедов и автоматических экипажей, что:

В 1905 году в местных газетах было опубликовано объявление, извещающее владельцев велосипедов и автоматических экипажей

“На основании составленного Оренбургскою Городскою Думой и изданного господином Оренбургским Губернатором обязательного постановления об езде по улицам города Оренбурга на велосипедах и автоматических экипажах, приглашает лиц, имеющих и автоматические экипажи, согласно параграфу 2 упомянутого постановления, ежегодно получать от Оренбургской Городской Управы, в дни занятий, установленные  на право езды по городу Оренбургу на велосипедах и автоматических экипажах разрешительные свидетельства и номерные знаки, уплачивая предварительно установленную годовую плату с велосипеда 1 рубля 50 коп., а с автоматического экипажа по 2 рубля с каждой силы ежегодно. Без чего езда по городу воспрещается”.

Через год, в 22 марта 1906 году, когда подошел срок очередной оплаты, в “Оренбургской газете” вышло новое объявление:

“Оренбургская Приглашает всех лиц, имеющих или автоматические экипажи, уплачивать в кассу Управы установленный городской налог… за 1906 год и получать новые знаки на право езды, при этом просит возвращать полученные из Управы знаки 1905 года и книжки обязательного постановления Городской Думы от 29 апреля 1904 года, первые для обмена, а вторые для отметки в них о возобновлении. <…> Лицам же, не уплатившим установленного налога, езда будет воспрещаться”.

Московская городская управа. Билет №2300, выданный Толстому для езды на велосипеде по улицам Москвы. 1896 год

Московская городская управа. Билет №2300, выданный Толстому для езды на велосипеде по улицам Москвы. 1896 год.

Кстати, подобную оплату требовали не только в Оренбурге. На снимке выше, показан “велосипедный” билет Л.Н. Толстого, выданный Московской городской управой, подтверждающий уплату гербового сбора и дающий право езды на велосипеде по улицам города.

Несмотря на законодательную зарегулированность “велосипедовладения” в печати периодически печатались отчеты о происшествиях, виновниками которых становились владельцы двухколесным транспортом:

Неосторожный велосипедист. Вчера в 12 часов дня неизвестный солдат мчался по Николаевской (прим. Советской) улице на велосипеде полным ходом и сшиб переходившую улицу женщину. Моментально собралась большая толпа и хотела задержать “бравого” велосипедиста, но ему каким-то чудом удалось уехать.

В погоню за ним отправились казак на лошади. Следует заметить, что стоявший здесь на посту милиционер не обратил на происшедшее никакого внимания и не принял мер к задержанию солдата. Женщина получила сильные ушиба.

Оренбургская жизнь, 22 августа 1917 года

Примечание. В приведенном выше тексте упоминается милиционер, а не полицейский. После Февральской революции 1917 года были ликвидированы Отдельный корпус жандармов и Департамент полиции, и была провозглашена замена полиции «народной милицией», в этот же период организовываются отряды рабочей милиции…

Спрос на рос. В мае 1926 года газета “Смычка” писала:

“Отделение Госшвеймашины, ввиду многочисленных заявок на приобретение велосипедов возбудило ходатайство о присылке таковых из центра, так как незначительная партия в 50 штук разошлась в два дня. В ближайшее время ожидается новая партия”.

Как и до революции все должны были иметь номера:

“Появляться на улице на велосипеде, не имеющем номера, как известно, милицией не рекомендуется.

Номер – необходимая принадлежность велосипеда, если его хозяин не рискует вступить в сложные взаимоотношения со стражами обязательных постановлений горсовета”.

Но и в 1935 году, в силу определенных обстоятельств, эти номера было сложно приобрести, т.к. “такой “сложный механизм”, как жестянки с номерами, в Оренбурге” не производили и выписывали из… Пензы. “А ни в чем не повинный велосипедист вынужден любоваться на свою машину дома, завистливо поглядывая на счастливых обладателей злополучных номеров”.

Жители села Колтубановка, 1936 год

Жители села Колтубановка, 1936 год

Постепенно велосипед из предметов роскоши превратился в предмет первой необходимости. В Советском Союзе было налажено их массовое производство. Так большинство велосипедов Оренбурга были выпущены харьковскими, московскими и пензенскими заводами.

В 1935 году в Оренбурге из 6500 городских велосипедов было зарегистрировано 3900. В 1936 году количество зарегистрированных велосипедов возросло до 5765, а в 1937 году до 8435 штук (“Оренбургская коммуна” 17 сентября 1937 года).

Не меньшее количество велосипедов было и в районах области. “Большевистская смена” в сентябре 1937 года сообщала:

“Большой спрос на предъявляют кооперации молодые колхозники и колхозницы Оренбургского района. Полученные кооперацией 10 велосипедов разошлись в один день”.

Несмотря на такую большую популярность, владельцы велосипедов не могли без проблем купить велосипедные шины (“Оренбургская коммуна” 07 мая 1937 года).

“Наступил весенний сезон, но велосипедистов он не радует. В Оренбурге, как и в прошлом году, нельзя купить шины. Ни в магазине “Динамо”, ни в “Резинотресте” их нет.

Удивительно, лишь, что на базаре “накинув” некоторую сумму, вам за 70 рублей, вместо 9 (!), могут продать велосипедные шины”.

© 2016, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x