Детская в 1953 году стала главной комсомольско-молодёжной стройкой Оренбурга.

Открытие Малой Оренбургской дороги 26 июля 1953 года. Фото: Музей ОДЖД

Открытие Малой Оренбургской дороги 26 июля 1953 года. Фото: Музей ОДЖД

В комсомольцы и советская молодёжь не раз обеспечивали прорыв на самых важных участках строительства.

Не была исключением и Оренбургская область, которая с 1938 по 1957 год именовалась Чкаловской, в честь советского лётчика-героя Валерия Чкалова.

Тысячи молодых людей, комсомольцев трудились на возведении Орско-Халиловского металлургического комбината в 1940-х. Съезжались со всей страны на освоение целинных земель в 1950-х. Но местной молодёжи, чтобы отличиться, не обязательно было ехать куда-то далеко.

Одной из ярких страниц в истории комсомольского движения стало строительство в Оренбурге детской железной дороги.

Партия сказала – надо

Железнодорожники в Оренбурге всегда были в особом почёте. С начала XX века развитие области связывалось с магистралью, проложенной от Оренбурга до Ташкента. Роль рабочих железнодорожных мастерских, поддержавших в Оренбурге Октябрьскую революцию 1917 года, тоже не была забыта. Названия городских районов – Железнодорожный, Кагановический – отражали это отношение. Нарком путей сообщения Лазарь Каганович руководил транспортной отраслью в стране.

«Детские дороги не забава, не карусель, а своеобразный техникум… Работа на детской железной дороге должна вызывать у юных железнодорожников желание ещё лучше учиться в школе», – цитировались слова наркома о роли детских дорог, которых в построили более двадцати. Оренбургская должна была стать одной из наиболее протяжённых и технически оснащённых.

Малая оренбургская магистраль спроектирована как пассажирская ветка, соединяющая городские зоны отдыха вдоль набережной Урала.

Малая оренбургская магистраль спроектирована как пассажирская ветка, соединяющая городские зоны отдыха вдоль набережной Урала.

Замысел, по местным масштабам, был грандиозный. Предстояло вручную всего за одно лето построить земляное полотно и проложить путь на 5 километрах по пересечённой местности. Возвести три вокзала, оборудовать пассажирскую платформу, два переезда и построить четыре моста. Оснастить путь новыми по тем временам средствами сигнализации и связи. Открыть пункты технического обслуживания для двух паровозов и трёх вагонов.

Чтобы реализовать этот проект, железнодорожники призвали на помощь комсомольцев и молодёжь со всего города.

Праздник безвозмездного труда

Строительство детской дороги началось в День пионерии – 19 мая 1953 года.

За каждым из районов города были закреплены определённые участки, и, соревнуясь друг с другом, молодёжь старалась сделать как можно больше и лучше. Не считаясь со временем, молодые люди после дневной смены на предприятиях отправлялись на общественную стройку.

Детская железная дорога в 1953 году стала главной комсомольско-молодёжной стройкой Оренбурга.

«Особенно энергично работали трудящиеся Железнодорожного и Кагановичевского районов. Не было ни одного работника предприятия, который не считал бы своим долгом отработать на линии несколько дней, удлинить хотя бы на несколько метров земляное полотно», – писала газета «Чкаловская коммуна».

В строительстве трассы участвовало более 8 тысяч комсомольцев и молодых рабочих Оренбурга. Фамилии некоторых из них донесли до нас газетные вырезки, как было заведено в то время, без имени и с приставкой «товарищ».

Краткая справка “Бердской слободы”: 19 мая 1953 года по инициативе руководства Оренбургской железной дороги и комсомольцев города Чкалова (так в те годы назывался Оренбург) началось строительство детской железной дороги на правом берегу реки Урал. Решение было воспринято молодёжью города с большим энтузиазмом. Более восьми тысяч человек приняло участие в субботниках. Но, даже с учётом этого, вызывает восхищение скорость, с которой строилась ДЖД. Уже через 68 дней все работы были завершены!

26 июля того же года, состоялось торжественное открытие дороги. Поезд, состоящий из паровоза Кв4-017 и пяти 4-х осных пассажирских вагонов дореволюционной постройки (трёх жёстких и двух мягких – вероятно, Коломенского завода) отправился в свой первый рейс.

На линии ДЖД длиной пять километров имелось три станции и две платформы. На всех остановочных пунктах были возведены деревянные станционные постройки и высокие дощатые платформы. Несколько позже дорога была продлена на 800 м, а конечная станция перенесена. В 1957 году за ненадобностью была закрыта платформа Пляж.

Особо отмечалась в прессе комсомольско-молодёжная бригада Кировского района, под руководством токаря Центральной ремонтно-механической базы Виктора Сафонова проработавшая на трассе больше месяца. Также больше месяца трудились на подготовке земляного полотна комсомольцы шёлкоткацкого комбината, во главе с секретарём комитета комсомола Рагулиной.

Вручную таскали рельсы и шпалы комсомольцы инструментального завода (секретарь комитета Шаныгин), управления Оренбургской железной дороги (секретарь Логвинова), завода имени Кирова (секретарь тов. Копылов), швейфабрики имени Сталина (секретарь Лёвочкина).

Железнодорожники, а в первую очередь это были комсомольцы паровозного депо (секретарь комитета Бродов), бригады мостового мастера 1-й Оренбургской дистанции пути Колесникова, бригады вагонников Оренбургского депо Ванчаева, Бородулина, Мячина, Банина и Редина, скручивали рельсы, вбивали сваи и сколачивали деревянные мосты, устанавливали сигнализацию.

Оренбургская жара не давала им продохнуть. И недаром фамилии скрепериста Макарова, поднимавшего агрегатом кубометры грунта, Новикова (завод имени Красных партизан), рабочих 1-й Оренбургской дистанции Кустова, Горбачёва и других красовались на Доске почёта в штабе строительства – это воспринималось как государственная награда.

Мы строили, строили и наконец построили!

Дорога была сооружена в рекордный срок – всего через два месяца пошли первые поезда. Открытие магистрали было обставлено весьма торжественно: павильоны вокзалов и подвижной состав украшены плакатами и цветами, играл духовой оркестр.

«Велика радость детей, но не меньше их радуются трудящиеся города Чкалова. Это их труд вложен в замечательное сооружение», – писала «Чкаловская коммуна» в день открытия Малой Оренбургской дороги 26 июля 1953 года.

Детская железная дорога в 1953 году стала главной комсомольско-молодёжной стройкой Оренбурга.

Лучшим подарком детям назвала эту дорогу газета «Оренбургский железнодорожник», опубликовавшая вот это письмо от оренбуржцев, отражающее дух того времени. Приведём его полностью.

«В день открытия Оренбургской детской дороги мы, родители детей, отдыхающих в пионерском лагере «Дубки», имели счастье ехать в поезде детской дороги.

До глубины души взволновало нас это событие. Да и как не волноваться, когда видишь мальчиков и девочек в железнодорожной форме, которые так старательно и серьёзно относятся к своей работе! Смотрим мы на ребятишек – и счастье, гордость за нашу партию и советское правительство переполняет сердца до краёв. Хочется сказать нашим юным дочерям и сынам: «Наша Родина ничего не жалеет для того, чтобы вы росли культурными, здоровыми и сильными. Так будьте, дети, достойны нашей великой страны!»

Родители: Попова, Михайлов, Лебедев – работники ПРЗ, Васильева – домохозяйка».

Движение через время

Итак, 26 июля 1953 года на станции Дубки состоялось открытие магистрали. В наше время все торжества проходят на другой конечной станции, названной в честь строителей Комсомольской. А тогда его участники собрались в загородной ребячьей республике.

– Прибыли строители-комсомольцы, дети из соседних пионерских лагерей, их родители, большое начальство – много людей. По графику я первый дежурный по станции Дубки. Поэтому мне дали слово сказать на трибуне, – вспоминает один из первых юных железнодорожников Камилл Гайфуллин.

Дежурному пришлось пробираться через толпу к краю перрона. По радио прозвучало объявление: «Граждане пассажиры, будьте осторожны! Поезд «Дубки – Комсомольская» отправляется с первого пути». Камилл поднял свёрнутый жёлтый флажок. Юный машинист дал сигнал. И состав двинулся под звуки духового оркестра. Пассажиров и станции обслуживали школьники, экстренно обученные за лето.

– На Малую Оренбургскую отбирали в основном из семей железнодорожников и погибших на фронте. Я рос без отца, вот и попал на курсы. И не жалею, – рассказывает Камилл Сагитович. – Каждого из нас готовили к какой-то определённой профессии. Я попал в группу дежурных по станции. Как и взрослые, мы изучали правила технической эксплуатации, сигнализацию, основы железных дорог. С инструкторами проходили практику. А после занятий бегали на Урал, купались и смотрели, как строят нашу дорогу. Здесь потом мы провели много счастливых дней.

Голубой вагон бежит

После обучения на детской дороге Камилл Гайфуллин, как и многие его однокашники, окончил железнодорожный техникум. Работал помощником машиниста тепловоза на линии Актюбинск – Оренбург. Служил в железнодорожных войсках. Стал корреспондентом областной газеты «Южный Урал», писателем. Сейчас на пенсии, живёт в Новоорске, депутат поселкового Совета.

– Оренбургская детская дорога в 90-е оказалась под угрозой закрытия. Её пытались отдать в частные руки, переименовав в развлекательный комплекс «Дубравия», – вспоминает он. – Мы, ветераны детской магистрали, стали обращаться во все инстанции, чтобы спасти свою любимую дорогу. 

Об этом времени вспоминает и Виктор Бояркин, хранитель музея ОДЖД, тоже бывший юный железнодорожник, впоследствии полвека проработавший на ней инструктором.

– Помогло руководство города, управления Южно-Уральской железной дороги и молодёжных организаций. Тогда областным комитетом по делам молодёжи руководил бывший юный железнодорожник Дмитрий Кулагин. Главой Оренбурга был Геннадий Донковцев. Они заверили, что детская будет работать. Так и получилось.

19 мая 1999 года ОДЖД вновь заработала. Сегодня она продолжает помогать определяться с жизненным путём многим оренбургским школьникам.

Прямая речь

Роман БУЗДЫГА, начальник ОДЖД:

– Старую дорогу в 2010 году реконструировали, положив путь на прочное бетонное основание. Построили новые вокзалы в виде паровозов, установили современное оборудование. Пустили два локомотива «Колибри» с современными вагонами. Детская дорога стала достопримечательностью Оренбурга и школой для сотен будущих молодых специалистов.

 Цифры и факты

  • 46 000 школьников прошли обучение на курсах юных железнодорожников за 65 лет существования ОДЖД.
  • 3 млн пассажиров перевезено ими по маршруту Комсомольская – Дубки – Комсомольская.
  • 5 витков вокруг Земли по экватору могли бы сделать поезда «Орлёнок» и «Пионерия».

Автор: Вячеслав Войтин

Источник: Оренбуржье

, , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x