18 маршрут пользуется у оренбуржцев большой популярностью

Большую часть ХХ века между Бердами и Оренбургом не было регулярного транспортного сообщения. Бердяши, кто как мог, добирались до уездного, а позже и областного центра: кто на телеге, кто пешком.

Из воспоминаний Чепенко (Воробьевой) Нины Андреевны: Пешком ходили, да! Вот корзину возьмешь, и идешь на большой базар, или на маленький, на Михайловский.

Это потом, когда в продаже появились велосипеды, нередко можно было видеть картину: на велосипеде, доверху нагруженном мешками, везут овощи на рынок в город. Но все это осталось в прошлом… В 1957 году произошли изменения в административном статусе Берд — село стало рабочим поселком. Но бердяши, этого еще не осознав, следуя привычным маршрутом на Центральный колхозный говорили «еду в город».

По решению Горисполкома №2 от 17.01.1958 года в Оренбурге было 10 автобусных маршрутов, и один из них был маршрут №3 “Центральный Рынок – Берды”. Так между Бердами и областным центом установилось автобусное сообщение. Позже, уже в шестидесятые, номер маршрута сменили на №9.

В те времена ходил очень редко, последний рейс на Берды был в девять вечера, и те, кто не успевал, добирались до поселка, как в старину, пешком…

Во время разлива Сакмары маршрут менял направление движения. заезжал в поселок со стороны Нефтемаслозавода, доходил до старой церкви, разворачивался и шел обратно в город, опять же через Нефтемаслозавод, там он пересекал железную дорогу. Затем в районе улицы Юркина он выходил на проспект Братьев Коростелевых и дальше до Центрального рынка. Конечная находилась на пересечении современных улиц Терешковой, Победы и Рыбаковской у мечети, на городской автостанции, где сходились все городские маршруты и не только они. Сейчас же там остались только загородные маршруты.

Позже, чтобы дорога не затапливалась во время разлива реки, от проспекта Братьев Коростелевых, от Соболевой горы, стали делать насыпь. По воспоминаниям старожилов “где-то в 70 году насыпь была высокая…”

В начале 70-х годов нумерация маршрута изменилась на современную.

Сейчас об этом маршруте принято шутить, что он ходит «в леса» и на «край географии». Несмотря на это, маршрут пользуется у оренбуржцев большой популярностью. Во-первых, удаленность конечного пункта сильно преувеличена (поселок Берды находится не дальше от центра, чем Степной). Во-вторых, «леса» в данном случае являются скорее плюсом (Сакмарский пляж и его окрестности – одно из любимых мест отдыха горожан). А в-третьих, везет людей на дачи. И этим все сказано.

Автобус ПАЗ-32053, следующий по 18 маршруту на улице Чкалова

Именно дачники являются самой большой группой среди тех, кто ожидает на улице Челюскинцев. Первый наплыв пассажиров начинается на улице Богдана Хмельницкого. Завсегдатаи “Центрального рынка” вместе со своим разнообразным скарбом теснят в салоне дачников.

Впереди улица Володарского, затем Цвиллинга, проспект Братьев Коростелевых, где добавляются посетители “Славянского базара”. После спуска с проспекта первая остановка восемнадцатого маршрута называется “Соболева гора”, затем около железнодорожного переезда “Сады”. Здесь покидают едва ли не треть пассажиров.

Берды: схема расположения автобусных остановок маршрута №18. На схеме не отражены остановки: «Улица Калининградская» и «Переезд»
Берды: схема расположения автобусных остановок маршрута №18. На схеме не отражены остановки: «ул. Калининградская» и «Переезд»

Далее уже начинаются Берды: “Калужская” (в недавнем прошлом “Чапаева”), “Школа”, “Улица Гаращенко”, “Магазин”, “Аптека” и “Нефтемаслозавод”. Раньше здесь, у переезда, оканчивался маршрут. Теперь же его продлили еще на пару остановок: “Ул. Калининградская” и “Переезд”. Так же маршрут неоднократно продлевался и с другого конца. Сначала ходил до автостанции, потом, совсем недалеком прошлом до Областной больницы. Теперь же конечным пунктом является улица Челюскинцев.

Интервал движения восемнадцатого автобуса

18mТабличка, размещенная на борту автобуса гласит, что маршрут следует от ул. Челюскинцев мимо Газовика и Обл. больницы к Центральному рынку и Дому быта, далее через улицы Постникова, Рыбаковскую к Автотехникуму, затем мимо Славянского базара, ул. Ткачева и Гидропресса на Берды.

Более подробный путь следования автобуса выглядит так: ул. Челюскинцев, ул. Чкалова, ул. Степана Разина, ул. Аксакова, ул. Маршала Жукова (бывшая Выставочная), ул. Богдана Хмельницкого, ул. Володарского, ул. Советская, ул. Фадеева, ул. Цвиллинга, проспект Бр. Коростелевых, ул. Соболева гора, ул. Державина, ул. Гастелло, ул. Ворошилова, ул. Заводская, ул. Краснодарская, ул. Калининградская.

По информации размещенной в салонах автобусов: длина маршрута составляет 32,1 км., которые преодолевает за 43 минуты. Движение маршрута начинается в 6.00 и заканчивается 23.00 часов. Количество остановок: 56.

Кроме привычных “пазиков”, едущих по восемнадцатому маршруту, по поселку бегают шустрые “газели” 18Т. Также по поселку пролегает еще один “восемнадцатый”, только с литерой “С”, соединяющий Берды со Степным поселком (Областная ГИБДД).

Cхема маршрута №18 Улица Челюскинцев – поселок БердыCхема маршрута №18C Поселок Берды - Обл. ГИБДД
Cхема маршрута №18 Улица Челюскинцев – поселок БердыCхема маршрута №18C Поселок Берды – Обл. ГИБДД

, , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x