О чем писали самарские газеты в октябре 1911 года…
“Казачка Бердского поселка Оренб. станицы Анна Белова с пути ст. “Самара” похитила вагонную буксу, с которой и была задержана”.
Так и хочется сказать: “Есть женщины в русских селениях…”. Другой вопрос, а зачем ей понадобилась букса? Но об этом история уже молчит… Правда, на память сразу приходит рассказ А.П. Чехова “Злоумышленник”:
“Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.
— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?
— Чаво?
— Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?
— Знамо, было.
— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?
— Чаво?
— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! для чего ты отвинчивал гайку?
— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок.
— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?
— Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем…
— Кто это — мы?
— Мы, народ… Климовские мужики, то есть”…
Иллюстрация “Вагонная букса” (Большая Советская Энциклопедия): 1 — корпус; 2 — клин-вкладыш; 3 — подшипник; 4 — крышка.
[stextbox id=”info”]
Наша справка. Букса (от нем. Büchse — коробка, изначально из самшита) — стальная или чугунная коробка, внутри которой размещены подшипник скольжения, вкладыш, смазочный материал и устройство для подачи смазочного материала к шейке оси, либо подшипник качения и смазочный материал.
Букса является связующим звеном между колесной парой и рамой вагона, локомотива или их тележкой. Для ограничения перемещения букса имеет направляющие, поводки, шпинтоны или жестко соединяется с рамой тележки либо колесной парой. Для предотвращения загрязнения смазки букса имеет уплотняющее устройство.
[/stextbox]