С глубокой древности наиболее заметные постройки у большинства народов – культовые здания. здесь не был исключением. На высоком берегу Яика в 1746 году была заложена первая капитально построенная церковь – Преображенская.

На высоком берегу Яика в 1746 году была заложена первая капитально построенная церковь - Преображенская.

Был главным в г. Оренбурге…

Осенью 1900 года оренбуржцы готовились отметить 150-летие со дня освящения Преображенской церкви, бывшего собора, известного под именем “Золотого” собора, так как “раньше оба фонаря (фонарь: башенка, венчающая купол. – Т.С.) на соборе под куполом и колокольней были позолочены”.

По инициативе Оренбургской ученой архивной комиссии еще в 1899 г. был поднят “вопрос об обращении Преображенской церкви в соборную. Главным мотивом к сему служило историческое значение Преображенской церкви – этого первого каменного храма в нынешней Оренбургской епархии, – которое (значение) определяется тем, что храм этот в продолжение почти 150 лет был главным в г. Оренбурге, и, кроме того, во второй половине XVIII века считался главным храмом во всем Оренбургском крае. Затем до устройства нового Казанского собора Преображенский храм был кафедральным в течение 37 лет.

Вторым мотивом было желание тем самым воздать благодарную признательность устроителю Оренбургского края И.И. Неплюеву, заботами которого г. и весьма многие линейные крепости были украшены православными храмами на казенный кошт, так что число храмов в г. Оренбурге и на линии при Неплюеве было более, чем, например, в последней четверти XVIII первой четверти XIX веков, а это, конечно, способствовало укреплению православия в юной русской окраине”.

Но “епархиальное начальство не признало возможным присвоить Преображенскому храму значение собора”.

Местные периодические издания широко отметили юбилейную дату. “Оренбургская газета” 12 ноября (25 ноября по новому стилю) 1900 года информировала:

“Спасо-Преображенский храм, бывший главный летний собор, обращенный в 1895 г. с устройством нового собора в честь Казанской иконы Божией Матери в приписную к собору церковь, является ныне, с декабря 1899 г., церковью для учащихся в городских приходских училищах Министерства народного просвещения, состоя в ближайшем ведении кафедрального протоиерея.

Основание храма положено было весной 1746 года, а в 1750 году храм был готов и освящен 12 ноября. Своим устройством Спасо-Преображенский храм обязан был основателю г. Оренбурга на новом, настоящем его месте, и знаменитому организатору Оренбургского края, губернатору И.И. Неплюеву, о чем свидетельствует и надпись на стене, налево от входа в храм. Надпись эта, раньше находящаяся наверху прежнего иконостаса, гласит именно:

“совершися же и освятися по благословению преосвященного Луки, епископа казанского и свияжского, тщанием высокопревосходительного господина действительного тайного советника и кавалера Ивана Ивановича Неплюева 1750 г. Ноембрия во 12 день на память, иже святых отца нашего Иоанна Милостивого”.

Надо думать, что этот день был днем ангела Неплюева, родившегося 5 ноября, и самое торжество освящения нарочито приурочено к этому дню.

На освящение храма пригласил самого епископа казанского Луку, отказавшегося, однако, приехать и вместо себя приславшего из Казани кафедрального протопопа Благовещенского собора.

Желая от воинской службы отставки…

Повествуя о Преображенском храме, оренбуржец на рубеже XIX и XX столетий писал:

“Новый собор сооружен был на прекрасном месте, откуда открывался вид на киргизскую степь, и среди бедных построек своего времени казался весьма грандиозным. Впечатление величественной простоты он сохраняет и ныне, как бы с достоинством своего высокого звания выступая из соседних построек. Отделан был собор раньше также на славу.

Известный нам историк П.И. в своей “Топографии Оренбург – губернии” пишет, что из числа 9 церквей г. Оренбурга, находившихся в 1760 г., три: Преображенская, Введенская и Петропавловская “каменные и со сводами, для их пространства и изрядной архитектуры достойны особливого примечания.

Наипаче же первая, яко главная, украшена преизрядным иконостасом и богатой же церковной утварью, покрыта она вся белым листовым железом, и купола, как на церкви, так и на колокольне, вызолочены”.

Последнее обстоятельство было причиной того, что Преображенский собор назывался “Золотым” собором в отличие от приписного к нему Введенского собора.

В своей “Истории оренбургской (1734-1750 гг.)” П.И. передал нам такую, не лишенную интереса, подробность, говоря:

“в отношении этого здания надлежит знать, что полковник Степан Кашкарев, желая себе от воинской службы отставки, обещал тайному советнику (Неплюеву) на внутреннее этой Божией церкви украшение дать две тысячи рублей, которые от него в губернскую канцелярию и объявлены, и употреблены на создание иконостаса, на написание святых образов, и на другие внутренние украшения. Сам Неплюев также немало жертвовал на собор; так, между прочим, им отправлено было в 1752 г. в Москву с оказией на 3 фунта 35 1/4 лот. 1/8 золотников восемь золотых монет для изготовления священных сосудов. На содержание собора отпускалась казенная сумма в размере 50 руб. Среди ныне существующих храмов Спасо-Преображенский храм является древнейшим, судя по времени постройки в каменном виде, которая сохраняется нетленно в течение 150 лет”.

Тогда же корреспондент “Оренбургской газеты” разъяснял, почему Преображенский храм был освящен 12 ноября 1750 года:

“Из жизнеописания И.И. Неплюева известно, что он родился 5 ноября 1693 года (15 ноября по новому стилю. – Т.С.). Хотя у русских людей того времени существовал обычай давать имена новорожденным тех святых, которые чествовались церковью в день рождения ребенка. Тем не менее обычай этот был не безусловный и очень часто новорожденным давали имена тех святых, которые особенно почитались в семье. Поэтому новорожденному Неплюеву дали имя не того святого, который вспоминается 5 ноября, но Иоанна, и нужно думать, святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, память которого празднуется 12 ноября.

За время своего губернаторства в 1742-1750 гг. до освящения Спасо-Преображенского храма И.И. Неплюев, конечно, успел заслужить большую любовь у своих подчиненных, и очень возможно, что и против воли Неплюева (он был скромен), построенный им храм был освящен в день именин его, 12 ноября”.

Подобно Смольному собору…

Газета “Оренбургский листок” в знаменательный день 12 ноября 1900 года не осталась в стороне – уделила внимание 150-летней церкви, публикуя пространную статью:

“Храм этот, построенный первым губернатором, незабвенным организатором и устроителем Оренбургского края, Иваном Ивановичем Неплюевым (одним из “птенцов гнезда Петрова”), передан ныне учебному ведомству, и в нем молятся учащиеся тех учебных заведений, которые не имеют своих собственных, домовых, церквей, а потому этот храм справедливо было бы именовать “собором учебных заведений”, подобно Смольному собору в Петербурге, в том случае, конечно, если нельзя сохранить за ним наименование “кафедрального” собора.

Юбиляр-храм назван “Преображенским” взамен первого Преображенского храма в городе Орске, где первоначально основан был Кирилловым в 1735 году, явившимся туда в эту средостень Башкирии и Киргизии с воинской экспедицией своей утром 6 августа, в день “Преображения Господня”, и сейчас же заложившим дом Божий, дом молитвы, на месте первой благодарственной экспедиционной молитвы Господу Иисусу о благополучном прибытии после трудного пути от Самары по диким степям до устья речки Орь. Храм заложен, конечно, в честь и славу Преображения Господня.

Неплюев так оценил это благочестивое настроение души Кириллова, что, переводя Оренбург (в 1742 г.) на теперешнее его место, первую оренбургскую назвал тоже “Преображенскою”, так же, как вторую церковь назвал “Введенскою” в честь праздника и в память дня прибытия первого переселенческого эшелона, 21 ноября.

С образованием самостоятельной оренбургской епархии (в 1857 году) Преображенский храм именовался летним кафедральным собором, или “золотым”, а Введенский храм зимним собором, или “зеленым”. С постройкой нового Казанского храма эти первые в Оренбурге храмы почетное титло кафедральных соборов потеряли теперь. Но есть основание надеяться, что с истечением срока накопления завещанных Эникуцевым капиталов (будет свыше миллиона рублей) первый в Оренбурге Преображенский храм прославится: увидит около себя новое величественное и обширное соборное здание с архиерейским домом при нем и опять воспримет честь именоваться “кафедральным”. Кстати, имеет для того готовый, премированный четырьмя тысячами рублей и превосходный проект обширного собора в Оренбурге профессора Шретера, “торопливо” оставленный нами без исполнения только потому, что некому было высчитать и проверить устойчивость громадного, – поистине грандиозного, – купола, основанного не на громоздких пилонах, безобразящих храмы, а на системе разных арок.

Юбилирующий храм учебным ведомством отремонтирован; в нем устроено отопление и в заботах о бережении его благоразумно приняла также участие наша Оренбургская ученая архивная комиссия.

Этот учебный храм граничит с учебной детской площадкой, древонасаждаемой учебным ведомством. Не додумается ли наша Дума ввести в черту ученической площадки и этот ученический храм как первый русского православного благочестия в крае, – благо, вокруг храма лежат пустырем исторический крепостной ров и засоренная бурьяном площадка”.

На заседании Оренбургской ученой архивной комиссии, посвященном 150-летию Спасо-Преображенской церкви, зачитан реферат об Иконостасных и древних иконах этого храма А. Тарнавского, который утверждал, что

“неизвестный художник, писавший иконы, обладал большим талантом и сумел выразить в своей живописи те черты божественных ликов, которые всегда ищет душа верующего: святость, бесстрастие, чистоту, непорочность. Некоторые иконы подверглись довольно неумелой реставрации, некоторые переданы из церквей и монастырей Казани как благословение от Казанской епархии новоосвященному кафедральному Спасо-Преображенскому собору”.

Автор реферата надеялся, что возможно “знатоки искусства определят характер живописи на иконах церкви и даже откроют, кто их писал…”.

разобрать на кирпич…

Но, увы, храму была уготована другая судьба. Из архивных материалов Оренбургской городской думы следует, что в ноябре 1916 года на одном из заседаний рассматривалось прошение епископа Кустанайского, который сообщал:

“В г. Оренбурге находится безприходная Спасо-Преображенская церковь, ныне приписанная епископу Кустанайскому, Викарию Оренбургской епархии на правах Крестовой церкви, никаких доходных статей для покрытия самых необходимых церковных расходов, как то по приобретению церковной утвари, облачений и очень многого нужного при богослужении, не имеет. Но главной настоятельной нуждой в настоящее время является отопление церкви, но дров нет и купить не на что. Между тем, благодаря помощи добрых людей, организовался хор и на службы церковные приходят молящиеся, о которых и надо позаботиться, чтобы не было сыро и холодно”.

Епископ просил “не отказать, по примеру прежних лет в присылке от города возможного количества дров, которое городская управа нашла бы возможным пожертвовать на отопление Спасо-Преображенской церкви”.

Городская Дума не отказала, приняв решение:

“…в предстоящую зиму отпустить из городских запасов 25 сажен (сажень около 2 м. – Т.С.) дров однополенной меры”.

Епископ Кустанайский, Викарий Оренбургской епархии Леонтий вскоре передал в управу послание:

“Спешу принести от себя и от всего причта Преображенской церкви глубокую благодарность за внимание к моей просьбе… Призывая на труды Оренбургской городской управы Божие благословение, прошу принять чувства глубокого уважения и совершенной преданности с молитвенными благопожеланиями”.

А потом настали времена деятельности воинствующих безбожников. По мнению оренбургского краеведа В.В. Дорофеева,

“главный отрицательный “вклад” в ухудшение силуэта нашего областного центра внесла политика по уничтожению богослужебных зданий, ведь именно они придают населенным пунктам свой особый облик. Против этого вряд ли можно возразить, если представить себе, например, Петербург без Исаакиевского собора, хотя в Северной Пальмире есть большое число дворцов и других заметных зданий. Процент сноса церквей в Оренбурге был гораздо значительнее, чем в столицах…”

Сожалея об утрате многих оренбургских храмов, Виктор Васильевич особенно горюет о самых первых капитально построенных церквах – Преображенской и Введенской:

“Стояли бы они на высоком берегу Яика-Урала, украшая и набережную, и силуэт исторического города”.

При этом он утверждает, что “метровой толщины стены Преображенского храма могли бы стоять много столетий”, но в марте 1931 года местные власти приняли решение о разборе Преображенской церкви – на кирпич… Теперь на этом месте трансформаторная подстанция рядом с музеем г. Оренбурга.

Автор: Татьяна Судоргина

Источник: Вечерний Оренбург, № 47 от 15 ноября 2000 г.

, , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x