Сейчас в Оренбургской области дети в зависимости от возраста могут отсутствовать на занятиях при температуре от — 25 °C до — 30 °C и ниже. При сильном ветре ученики начальной школы остаются дома при — 20 °C, а ученики 5-8 классов — при — 25 °C и ниже. Однако решение о том, идти ли на уроки, все равно принимают родители. Но раньше это было немного не так.

Зима было самым любым временем года, мы рыли снежные тоннели, возились так, что валенки были заледенелые, варежки и штаны — в сосульках

В феврале 1977 года, будучи учеником второго класса, впервые узнал, что зимой, из-за сильных морозов, можно официально не ходить в школу. В том году около трети дней месяца, столбик термометра опускался ниже минус 25 градусов.

Я тогда учился в первую смену, и ранним темным морозным утром, с портфелем и сменкой, направился в школу. На пороге школы представитель дежурившего класса, узнав во мне второклашку, отправил домой, сказав, что из-за сильного мороза, ученики 1-3 классов не учатся. Пояснив, что подобную информацию сообщают по радио по утрам.

Не могу выразить радость от лишнего выходного дня. Вернувшись домой, я тут же пришел в гости к приятелю из параллельного класса, и мы, несмотря на холод, пошли на улицу строить крепость из снега. А к обеду на горке было уже полно детворы, и все по уши в снегу.

Зима было самым любым временем года, мы рыли снежные тоннели, возились так, что валенки были заледенелые, варежки и штаны — в сосульках

На следующее утро с замиранием сердца слушал новостной выпуск, и услышав заветную фразу «учащиеся 1-3 классов не учатся», от радости скакал по дому, выкрикивая: «Ура, сегодня не учимся!». Так прошел февраль: холодные дни чередовались с короткими «теплыми» днями, когда температура воздуха поднималась выше минус 20 градусов.

В конце февраля даже поинтересовался у бабушки, возможны ли такие морозы в марте, на что она многозначительно ответила: «Марток – наденешь трое порток». Но в марте того года подобное не повторилось.

Ниже привожу других жителей Оренбуржья.

Пенсионер из Оренбургской области Валерий Александрович рассказал, что в его школьные годы никто не следил за погодой и не было никаких рекомендаций по отмене занятий.

«Мы ходили в школу при любой погоде. Но, если было -40°, то уроки могли отменить и вот мы шли домой по такому морозу обратно. Но морозы никогда не останавливали нас: мы ходили на лыжах, бывали на зарницах, жгли костры, и много чего делали».

Но, поколение его детей уже «ориентировалось на погодные рекомендации».

Имеются и иные точки зрения. Например, Татьяна Трофимова, жительница Оренбургской области, чьи школьные годы пришлись на 70-е годы, рассказала, что в то время считалось допустимым пропускать занятия из-за погоды.

«Мы слушали радио, или по телевизору была бегущая строка — снизу, где сообщалось об отмене занятий. А когда родители уходили на работу, вся школьная детвора тут же выходила на улицу играть до самого вечера».

С ней согласна другая жительница Оренбуржья Светлана Мельник:

«Рано утром объявляли погоду. Тогда радио было в каждом доме. Все жили по радио. Если кто-то в школу приходил все-таки, то его учитель сопровождала до дома. Но не помню, чтобы приходили массово в морозы, скорее единичные исключения».

Учитель одной из школ Оренбургской области, Светлана Александровна Горшкова, чьи школьные годы пришлись на 70-80 годы, считает, что тогда было все иначе.

«В нашем детстве в любой мороз учились, укутывались в паутинки, чапали до школ. Даже в морозы у нас проводили уроки физкультуры на улицах. Никакой мороз никого не останавливал. И играли после уроков также на улицах, были закаленные, крепкие, почти никогда не болели. Даже промерзнув, когда варежки превращались в ледышки, мы не бежали домой, а ходили на катки, лепили снеговиков».

С ней согласна другой учитель Эльвира Салиховна Идиятуллина. Она утверждает, что зима не являлась причиной для отсутствия в школе и ученики ходили на уроки в любую погоду.

«Зима было самым любым временем года, мы рыли снежные тоннели, возились так, что валенки были заледенелые, варежки и штаны — в сосульках. Катались по заледеневшей речке на коньках. А в школу ходили всегда. Термометров не было у нас даже, мы не смотрели телевизоры, в школу бежали все, там общение было, а гаджетов не было и дома было скучно. И в итоге в нашем поколении никто не замерз, обморожений не получил».

Она подчеркнула, что дети того времени знали, как не замерзнуть.

«Мы на улице проводили время активно, нам было жарко в любую погоду. А, сидя в гаджетах, конечно, можно получить обморожение».

При создании текста использовались материалы портала: 56orb.ru

© 2024, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x