Не секрет, что в последнее время все больше и больше людей интересуются вопросами, связанными с происхождением своей семьи. Как следствие – постоянный рост числа пользователей читального зала, интересующихся своей родословной, а также генеалогических запросов, поступающих в архив.

Не секрет, что в последнее время все больше и больше людей интересуются вопросами, связанными с происхождением своей семьи.

В этой статье мы расскажем о:

  • с чего начинать поиск сведений о своих предках,
  • каковы самые распространенные заблуждения и ошибки на этом пути, и как их постараться избежать,
  • в чем специфика архивных документов, содержащих генеалогические материалы и особенности работы с ними.

1. Вводная часть

Важно понимать, что изучение своей родословной нужно начинать не с архива.

Зачастую впервые приходящие в читальный зал посетители считают, что необходимая им информация уже есть в архиве в готовом виде, надо только потребовать ее выдать. На самом деле в архиве нет готовых баз данных или картотек, из которых можно было бы почерпнуть генеалогическую информацию.

Да и в целом, архивы – это не те организации, которые ведут сбор и обработку сведений обо всех, кто проживает на территории, входящей в зону их ответственности.

Поиск информации в архиве будет совершенно бесполезен, если у вас мало информации о предках, например, вы знаете только их Ф.И.О., и не знаете даты их рождения или свадьбы, а также не знаете, в каком месте они жили.

Прежде чем идти в архив, необходимо провести предварительный сбор информации о тех родственниках, с которых планируется начать составление родословной. Разговоры с ними, поиск доставшихся по наследству документов, может дать много полезной информации, которая поможет в дальнейших поисках.

Не стоит полностью полагаться на советские документы, содержащие даты рождения, или информацию, полученную со слов третьих лиц, т.к. во времена СССР при оформлении паспортов и свидетельств о рождении, данные записывались со слов самих людей и не перепроверялись по метрическим книгам.

В такой ситуации могут возникнуть разные сценарии: люди могут просто не знать точную дату своего рождения, назвав ее приблизительно. Они также могли называть возраст, который был им выгоднее на момент получения документов, например, чтобы устроиться на работу, вступить в брак, пойти в армию и т.д. Это касается не только года рождения, но и конкретного числа и месяца.

В данном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда переносим современные представления о том, каким образом сейчас получаются документы, на совершенно другую эпоху. Сейчас люди с самого детства учатся запоминать дату своего рождения, свой возраст, отмечать день рождения. Однако в прошлом, например, у крестьян до революции, так принято не было.

1.1. С чего начинать поиск сведений о предках, и по каким принципам он должен строиться?

А.А. Красносельский Бабушкины сказки. Холст, масло. 1866 г.

А.А. Красносельский Бабушкины сказки. Холст, масло. 1866 г.

Лучше всего начинать родословные поиски с информации о тех родственниках или предках, которые ближе к нашему времени, чтобы, отталкиваясь от этой информации, идти дальше вглубь своей родословной – к тем, кто жил в более давние времена.

Возможно, кто-то спросит, почему не наоборот, почему нельзя сразу погрузиться лет на 150 – 200 назад и начать искать своих предков, например, от начала XIX в. и до современности? На самом деле это не самый продуктивный путь, даже если вы считаете, что у вас редкая фамилия, и на вашем жизненном пути никогда не встречались однофамильцы. Уже хотя бы потому, что, даже обнаружив в метрических книгах, скажем, двухсотлетней давности каких-то людей с той фамилией, которую вы ищете, вы не сможете понять, каким именно родственником является найденный вами человек. Более того, сходство фамилии не гарантирует даже, что этот человек является вашим предком, учитывая тот факт, что семьи в те времена были довольно многочисленными, было принято рожать много детей, особенно в крестьянских семьях.

«Занырнув» сразу в глубь веков, можно наткнуться, условно говоря, на какого-нибудь пятиюродного прапрапрадедушку.

Прежде чем погружаться в далекое прошлое, надо выстроить родословную «цепь» поколений своей семьи из современности в прошлое

Прежде чем погружаться в далекое прошлое, надо выстроить родословную «цепь» поколений своей семьи из современности в прошлое – именно в таком порядке, а не наоборот.

1.2. Алфавит

Одно из главных заблуждений, удерживающих многих людей от исследования собственной родословной, состоит в том, что метрические совершенно невозможно прочесть обычному человеку без специального образования, например, потому, что они написаны на старославянском языке или написаны старым абсолютно нечитаемым шрифтом.

Разберемся с каждым из этих утверждений по отдельности.

Скоропись первой половины XVIII века

Для облегчения прочтения записей в метрических книгах, особенно сделанных в XVIII веке можно воспользоваться шпаргалкой, воспроизведенной выше. Как видно из подсказки, каждая буква в написании имела много вариантов.

Тем не менее, большинство метрических книг, с которыми работают посетители читального зала архива, относятся к периоду XIX – начала XX вв., а значит, написаны почти тем же самым русским языком, которым пользуемся и мы сейчас, за исключением некоторых стилистических различий.

До реформы русской орфографии 1918 г. в нашем алфавите были 3 буквы, которые сейчас не используются - Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»)

Следует помнить, что до реформы русской орфографии 1918 г. в нашем алфавите были 3 буквы, которые сейчас не используются – Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), также в конце слов, оканчивавшихся на согласную букву, добавлялась буква Ъ (твердый знак), кроме того, были еще и некоторые другие нововведения, которые для нашей темы имеют второстепенное значение.

В качестве примера, скажем о том, что многие распространенные сейчас имена в старой орфографии писали в документах в их церковно-славянской форме с использованием тех самых трех исключенных в 1918 г. букв – Іоаннъ (Иван), Іаковъ (Яков), Ѳеодоръ (Федор), Вѣра (Вера) и др.

Как видим, отличий в русском алфавите до 1918 г. не настолько много, чтобы человеку без специальной подготовки было невозможно прочесть старые архивные документы, однако, все они вкупе и вызывают у людей несведущих впечатление о том, что все дореволюционные документы написаны на старославянском языке.

Конечно, сложности в прочтении могут быть связаны с не очень разборчивым почерком, однако, это проблема не только давних эпох, но и сегодняшнего дня. В любом случае, чем больше вы будете работать с архивными документами, тем менее заметной будет для вас эта проблема, зачастую она уходит с опытом и приобретением навыков чтения рукописных дореволюционных документов.

Итак, прежде чем идти в архив, необходимо знать:

  • Фамилию, имя, отчество искомого лица (для женщин девичья фамилия);
  • Когда произошло событие (рождение, брак, смерть): год или хронологический диапазон поиска (не более 5 лет), в пределах которого следует проводить выявление сведений;
  • Где произошло событие (названия населенного пункта (село, деревня, хутор, город), уезда, губернии);
  • Вероисповедание искомого лица.

Как не пойти по ложному следу при исследовании родословной, если ваши предки жили в населенном пункте, название которого не было уникальным?

1.3. Имена

Сегодня в большинстве семей не принято, чтобы дети и родители носили одинаковые имена. И если ситуация, когда отца и сына или мать и дочь зовут одинаково, не очень часто, но все же встречается (причем второе – намного реже, чем первое), то представить себе сейчас семью, в которой бы родные братья или сестры носили одинаковые имена, практически невозможно. А уж случаи, когда одинаковые имена были бы у близнецов или двойняшек наверняка покажутся нашим современникам чем-то на грани фантастики.

Это сейчас, родители мало чем ограничены в выборе имени для своего ребенка, а в прежние времена имя новорожденному давали по святцам. Причем многое в этом случае зависело от строгости священника, проводившего обряд крещения – он мог предложить на выбор имена нескольких святых, дни памяти которых отмечались Русской Православной церковью в даты, близкие к моменту рождения ребенка, либо мог никакого выбора не предлагать, а сам решить, какое имя дать новорожденному. Из-за всего вышеперечисленного и становились возможными ситуации, когда родные братья или сестры вполне могли носить одинаковые имена, что в настоящий момент может послужить серьезным затруднением в процессе генеалогических поисков, к которому необходимо быть готовым, если вы решили глубоко исследовать свою родословную.

В качестве примера могут быть следующие иллюстрации:

Фрагмент метрической книги Воскресенской церкви г. Илецка Оренбургской губернии (ныне – Соль-Илецк) за 1874 г.

1. Фрагмент метрической Воскресенской церкви г. Илецка Оренбургской губернии (ныне – Соль-Илецк) за 1874 г.: 6 мальчиков, родившихся в период с 20 по 26 октября, получили имя Димитрий, вероятно в честь святого великомученика Димитрия Солунского, день памяти которого отмечается Русской Православной церковью 8 ноября (26 октября по старому стилю).

Фрагмент метрической книги Николаевской церкви станицы Павловской Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне – с. Нижняя Павловка Оренбургского района) за 1900 г.

2. Фрагмент метрической Николаевской церкви станицы Павловской Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне – с. Нижняя Павловка Оренбургского района) за 1900 г.: 4 девочки, появившиеся на свет с 1 по 3 ноября, названы именем Анастасия, вероятно, в честь святой Анастасии Римляныни (Римской), память которой в Русской Православной церкви совершается 11 и 12 ноября (29 и 30 октября по старому стилю).

Фрагмент метрической книги Богородицкой церкви с. Михайловка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне – с. Михайловка Вторая Сорочинского района Оренбургской области) за 1881 г.

3. Фрагмент метрической Богородицкой церкви с. Михайловка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне – с. Михайловка Вторая Сорочинского района Оренбургской области) за 1881 г.: близнецы, родившиеся 8 февраля названы одинаковым именем – Димитрий, вероятно, в честь святого преподобного Димитрия Прилуцкого, день памяти которого отмечается Русской Православной церковью 24 февраля (11 февраля по старому стилю).

К сожалению, близнецы умерли вскоре после рождения, однако, записи в метрической книге об их смерти выглядят весьма примечательно: один из них обозначен как Димитрий 1-й, а другой – как Димитрий 2-й

4. К сожалению, близнецы умерли вскоре после рождения, однако, записи в метрической книге об их смерти выглядят весьма примечательно: один из них обозначен как Димитрий 1-й, а другой – как Димитрий 2-й. Если бы они выжили, то в записях о рождениях или бракосочетаниях, их так и обозначали бы – с именем и порядковым номером.

Не стоит забывать, что имена в метрических книгах записывались в церковно-славянском варианте, например, Иоанн вместо Ивана, Иаков вместо Якова, Иулиания вместо Ульяны, и Георгий вместо Егора.

1.3. Усыновления

Эта информация будет полезна для тех, кто занимается исследованием родословной в контексте усыновления.

Период Российской Империи (до 1917 года):

Усыновление было юридически оформлено в Своде законов Российской империи 1832 года. Оно было доступно для всех, за исключением лиц, обязанных хранить безбрачие. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет и иметь не менее 30 лет, а также согласие усыновляемого (если ему было более 14 лет), его родителей или опекунов.

После Октябрьской революции (1917 год и позже):

В 1918 году усыновление было временно запрещено, но в 1926 году вновь стало возможным. В период сталинских репрессий многие дети остались сиротами, что привело к изменениям в политике усыновления, включая введение тайны усыновления.

Особенности законодательства об усыновлении:

  • Условия усыновления: Возрастные ограничения, необходимость согласия всех заинтересованных сторон.
  • Имущественные и семейные права: Усыновленные приобретали наследственные права на имущество усыновителей, но с ограничениями в отношении прав на имущество кровных родственников усыновителя.

Влияние политических и социальных изменений:

  • Время репрессий и Великой Отечественной войны: Увеличение числа сирот и изменение подходов к усыновлению, включая введение тайны усыновления для защиты детей “врагов народа”.
  • Пост-революционные изменения: Переход от усыновления к размещению сирот в государственных учреждениях, а затем возвращение к практике усыновления.

Практические аспекты усыновления:

  • Процесс усыновления: Оформление усыновления через суды и духовные консистории, требования к документации и соблюдению законных условий.
  • Социальные и культурные последствия: Влияние усыновления на статус и социальную жизнь усыновленных, включая изменения в фамилии и социальном статусе.

Кроме того в поиске нужной информации могут помочь:

2. Справочники административно-территориального деления

В процессе генеалогических поисков необходимо знание не только современной, но и исторической географии Оренбургской области.

Во-первых, нынешние границы Оренбургской области не совпадают с границами дореволюционной Оренбургской губернии. Например, территории западных и северо-западных районов области с середины XIX в. входили в состав Самарской губернии, юго-западные районы – в состав Уральской области (Уральского казачьего войска), часть восточных и юго-восточных районов – в состав Тургайской области.

Во-вторых, церкви, в которых и заполнялись метрические книги, были не во всех населенных пунктах, в этом случае их жители ходили в церкви соседних сел. Чтобы определить эти села, желательно понимать местонахождение интересующего населенного пункта и знать, какие села находятся с ним рядом.

Однако в этом случае есть несколько подводных камней, например, связанных с тем, что нужное село могло быть упразднено какое-то время назад, вы можете даже и не догадываться, что оно существовало в прошлом где-то по соседству с тем населенным пунктом, в котором жили предки. При этом важно понимать, что если в селе сейчас нет храма, это не означает, что его там никогда не было ранее, ведь он вполне мог быть снесен в годы советской власти.

Возможны и обратные случаи, например, в поселке Саракташ есть известный на всю область храмовый комплекс, известный как Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия, однако, первый храм в Саракташе, был построен уже в советские времена, до 1917 г. церкви в поселке не было.

Подобного рода информацию можно найти с помощью справочников административно-территориального деления, таких, как списки населенных мест губерний Российской империи. В частности, в библиотеке архива есть «Списки населенных мест Оренбургской губернии на 1901 г.», в которых содержится информация и о том, в каких селах на тот момент были церкви. Немалую помощь в этом плане может оказать и подготовленная силами архивистов научно-популярная энциклопедия «Православные исторические храмы Оренбуржья», а также краеведческая литература и периодика.

Как не пойти по ложному следу при исследовании родословной, если ваши предки жили в населенном пункте, название которого не было уникальным? Например, в Оренбургской губернии было довольно много сел и деревень с названием Покровка (Покровское), Преображенка (Преображенское), Георгиевка, Михайловка, Ивановка и т.д.

В Оренбургской губернии было довольно много сел и деревень с названием Покровка (Покровское), Преображенка (Преображенское), Георгиевка, Михайловка, Ивановка и т.д.В Оренбургской губернии было довольно много сел и деревень с названием Покровка (Покровское), Преображенка (Преображенское), Георгиевка, Михайловка, Ивановка и т.д.

Для уточнения географического положения интересующего вас населенного пункта следует обратиться к справочникам административно-территориального деления. Возьмем для примера Списки населенных мест Оренбургской губернии 1901 г.

В Орском уезде Оренбургской губернии были два Ново-Черкасских поселка, один в составе Воздвиженского станичного юрта, другой в составе Гирьяльского

В них наряду с названиями населенных пунктов, информации о наличии церквей и мечетей, школ, мельниц, ярмарок, базаров, количестве жителей и дворов содержится информация о географических ориентирах, таких как реки, озера, урочища и т.п., которые могут помочь с тем, чтобы найти именно тот населенный пункт, где жили ваши предки.

В Орском уезде Оренбургской губернии были два Ново-Черкасских поселка, один в составе Воздвиженского станичного юрта, другой в составе Гирьяльского

Разберем случай с двумя похожими названиями: в Орском уезде Оренбургской губернии были два Ново-Черкасских поселка, один в составе Воздвиженского станичного юрта, другой в составе Гирьяльского, первый – на реке Сакмаре, второй – на озере Песчаном. Благодаря этой информации, используя современные карты, мы можем прийти к однозначному выводу, что в настоящее время Ново-Черкасский поселок Воздвиженского станичного юрта – это село Черкассы Саракташского района, а Ново-Черкасский поселок Гирьяльского станичного юрта – это село Новочеркасск также Саракташского района.

Серьезным подспорьем в изучении своей родословной может стать знание истории тех мест, откуда родом ваши предки. Хотя бы потому, что названия многих населенных пунктов со временем менялись, некоторые из них переименовывались не один раз.

В дореволюционные времена многие села и деревни Оренбуржья имели двойное название – одно из которых русское, а другое, например, башкирское или татарское. Зачастую в документах того времени вполне официально использовались оба варианта, порой даже одновременно. Пожалуй, самый известный пример из этой серии – это современное село Шарлык, которое до 1925 г. имело второе наименование – Михайловское.

Кроме того, много переименований произошло в советское время: такие географические названия, как Октябрьское, Комсомольское, Трудовое и т.п. сами по себе говорят о том, что они имеют советское происхождение, что во времена Российской империи их быть не могло. Здесь, конечно, путаницу вносит принятый в советские годы порядок заполнения документов, удостоверяющих личность.

Условный пример. Если человек, родившийся в Оренбурге в дореволюционные времена, в 1940 г. получал паспорт, то место его рождения указывалось как город Чкалов, поскольку именно такое название носил Оренбург в 1938 – 1957 гг. Сейчас же принят другой принцип – в качестве места рождения человека в официальных документах указывается именно то название населенного пункта, которое было на момент его рождения. Опять же условный пример – в современном паспорте человека, который родился в 1940 г. в Оренбурге, место рождения будет указано как Чкалов.

Из-за непонимания этой разницы происходит немало казусов, когда люди, желающие узнать больше о своей родословной, приходя в читальный зал, начинают с упорством, достойным лучшего применения, доказывать, что Чкалов и Чкаловская область – это названия дореволюционной эпохи, поскольку так было записано в паспорте или свидетельстве о рождении их предков. Одна женщина так и вовсе настаивала на том, что ее бабушка родилась в 1900-х гг. в колхозе «Красный труд»!

3. Метрические

Метрические книги – записей рождения, браков, смерти. Практика их ведения складывалась в допетровский период, а ведение повсеместно для православного населения началось с 1722 года. Книги делились на 3 части: о родившихся, бракосочетавшихся, умерших. Разводы были редкостью и оформлялись через духовную консисторию.

Запись о рождении включает дату рождения, день крещения, имя новорожденного, социальное положение, фамилию, имена и отчества родителей (до 1831 года только отца), фамилии, имена и отчества восприемников (крестных), фамилию и имя священнослужителя, совершавшего обряд крещения.

Запись о браке указывает имена, отчества, фамилии, возраст жениха и невесты, какой по счету брак, сведения о месте рождения, родителях и поручителях, фамилию и имя священнослужителя совершавшего обряд венчания.

В запись об умершем входят: даты смерти и погребения, фамилия, имя, отчество, социальное положение, возраст умершего и причина смерти.

До 1802 года каждый священник самостоятельно вел свою метрическую книгу, вследствие чего в одном приходе за один год их может быть две или три.

Метрические составлялись в двух экземплярах: первый («черновой») оставался в церкви, второй («беловой») направлялся в духовную консисторию. Оттуда беловой экземпляр был передан на постоянное хранение в госархив. Сохранившиеся черновые метрические книги можно обнаружить также в районных бюро ЗАГС, музеях.

Главным видом документов и основным источником информации, из которого исследователи родословных черпают генеалогические сведения, являются метрические книги (метрики) православных храмов.

Главным видом документов и основным источником информации, из которого исследователи родословных черпают генеалогические сведения, являются метрические книги

Метрики других конфессий и религий либо очень слабо представлены, либо вообще отсутствуют в фондах Государственного архива Оренбургской области, поэтому мы будем говорить именно о метриках православных храмов.

К сожалению, многие не понимают, что собой представляли метрические книги, ожидая увидеть в них адрес, автобиографию или полный состав семьи.

К сожалению, многие не понимают, что собой представляли метрические книги, ожидая увидеть в них адрес, автобиографию или полный состав семьи.

До установления советской власти религиозные учреждения Российской империи выполняли функции современного ЗАГСа, т.е. отмечали в своих документах факт рождения, бракосочетания и смерти людей – соответственно именно на три таких части и делились метрические книги.

До установления советской власти религиозные учреждения Российской империи выполняли функции современного ЗАГСа, т.е. отмечали в своих документах факт рождения, бракосочетания и смерти людей

Теперь поговорим об этом более подробно. Например, в записях о рождении в православных метрических книгах содержалась следующая информация:

  1. Имя родившегося;
  2. Дата его рождения и крещения;
  3. Социальный статус (крестьянин, казак, мещанин, дворянин) и фамилия, имя, отчество родителей ребенка;
  4. Социальный статус и фамилия, имя, отчество его восприемников (крестных);
  5. Сведения о священнослужителе, который провел обряд крещения.

В записях о бракосочетании следующее:

  1. Дата свадьбы (венчания);
  2. Социальный статус, фамилия, имя, отчество и возраст жениха;
  3. Социальный статус, фамилия, имя, отчество и возраст невесты;
  4. Социальный статус и фамилия, имя, отчество поручителей (говоря современным языком, свидетелей), которыми, кстати, в дореволюционные времена могли быть только мужчины;
  5. Сведения о священнослужителях, которые провели обряд венчания.

Записи о смерти:

  1. Дата смерти и похорон (погребения);
  2. Социальный статус, фамилия, имя, отчество и возраст умершего;
  3. Причина смерти (диагноз);
  4. Сведения о священнослужителях, которые провели обряд отпевания;
  5. Место захоронения.

Исследование родословной не должно ограничиваться метрическими книгами, поэтому рассмотрим другие виды документов, которые могут помочь в генеалогических поисках.

4. Духовные росписи

Исповедные книги (исповедные росписи, посемейные списки) – это книги, которые велись при каждой приходской церкви для записи прихожан бывших на исповеди и причастии.

Исповедные росписи введены именным указом Петра I в 1718 году. Их введение было обусловлено стремлением к выявлению раскольников, сведения исповедных книг позволяли взимать с них двойную подушную подать.

Составлялись исповедные росписи ежегодно. В них приходские священники отмечали: место жительства семьи (деревня, починок, село), фамилию, имена, отчества и возраст членов семьи, с указанием степени родства членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сноха, дети).

Особенностью исповедных росписей является то, что, как правило, в начале записи о том или ином приходе идут священники и члены их семей, а затем остальные прихожане. Священник, принимающий исповедь, сам исповедуется в соседней церкви (селе) и там соответственно вносится в роспись.

Особая ценность этих документов в том, что в большинстве случаев они составлялись заранее и следовательно представляют собой своего рода неофициальную перепись населения – единовременный срез 2-3 поколений семьи. Исповедные росписи менее достоверны, чем ревизские сказки, т.к. возраст указывался священником со слов или «на глазок» и потому часто приблизительный.

Кроме метрических книг в церквях также велись духовные (или исповедные) росписи, в которых ежегодно указывались посемейные списки всех прихожан храма.Кроме метрических книг в церквях также велись духовные (или исповедные) росписи, в которых ежегодно указывались посемейные списки всех прихожан храма.

Кроме метрических книг в церквях также велись духовные (или исповедные) росписи, в которых ежегодно указывались посемейные списки всех прихожан храма.

Духовные росписи – это ежегодные списки исповедавшихся.  В них содержались сведения о возрасте людей, а также о том, были ли они хоть раз на исповеди и причастии за отчетный год, а если не были, то по какой причине (например, из-за нахождения на воинской службе; из-за отлучения; нерачения, т.е. пренебрежительного, неподобающего отношения к церкви; по причине принадлежности к старообрядчеству).

В росписях содержались сведения о возрасте людей, а также о том, были ли они хоть раз на исповеди и причастии за отчетный год, а если не были, то по какой причинеВ росписях содержались сведения о возрасте людей, а также о том, были ли они хоть раз на исповеди и причастии за отчетный год, а если не были, то по какой причине

Немного истории:

– С 1697 священники собирали списки тех, кто уклоняется от исповеди.
– С 1716 по 1801 года присутствие на исповеди было обязательным. За отсутствие на исповеди полагался штраф – так Петр I боролся с сектами и ересью. Для раскольников предусматривалось двойное налогообложение по тяглу. С 1801 года штрафы заменились епитимьей.
– С 1722 до 1917 года велись сами духовные росписи.

К сожалению, в фондах Государственного архива Оренбургской области сохранилось довольно небольшое количество духовных росписей, они представлены намного хуже, чем метрические книги, однако, все это абсолютно не умаляет их ценности для генеалогических поисков.

5. Посемейные списки

Еще одним важным видом документов, из которых можно получить сведения о своих предках, являются посемейные списки.

Еще одним важным видом документов, из которых можно получить сведения о своих предках, являются посемейные списки.Еще одним важным видом документов, из которых можно получить сведения о своих предках, являются посемейные списки.

Они составлялись на податное население (мещан и на крестьян), занимались этим местные органы власти: в городах – городские управы, в сельской местности – волостные управы, однако, в Государственном архиве Оренбургской области подобные списки сохранились лишь по населению города Оренбурга.

Посемейный список содержал десять граф. В первой графе проставлялся порядковый номер семьи. Во второй – номер, за которым семья была упомянута в последней ревизской сказке. В графах с третью по восьмую фиксировались сведения о мужской половине семьи: фамилия, имя и отчество главы семьи, имена его сыновей, внуков, братьев, племянников и т.д. – всех родственников мужского пола, проживавших совместно.

Также указывался их возраст на 1 января текущего года.

Кроме того, посемейные списки приобрели важное значение после введения всеобщей воинской повинности в 1874 г., т.к. по ним составлялись списки призывников. Сведения о воинской службе, такие, как поступление на действительную воинскую службу, ее окончание, зачисление в запас и т.д. указывались в восьмой графе посемейного списка.

Девятая и десятая графы предназначались для записи сведений о женщинах, проживавших в семье, – в них содержались сведения об именах и отчествах, возрасте жен и дочерей, а также факты замужества и смерти.

6. брачных обысков

брачных обысков – это еще одном вид документов, кроме уже рассмотренных метрических книг, которые могут помочь в составлении родословной.

Книги брачных обысков - это еще одном вид документов, кроме уже рассмотренных метрических книг, которые могут помочь в составлении родословной.Книги брачных обысков - это еще одном вид документов, кроме уже рассмотренных метрических книг, которые могут помочь в составлении родословной.Книги брачных обысков - это еще одном вид документов, кроме уже рассмотренных метрических книг, которые могут помочь в составлении родословной.

Перед венчанием в церкви, т.е. перед заключением брака, производился брачный обыск, в ходе которого устанавливалось отсутствие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

Перед венчанием в церкви, т.е. перед заключением брака, производился брачный обыск, в ходе которого устанавливалось отсутствие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.Перед венчанием в церкви, т.е. перед заключением брака, производился брачный обыск, в ходе которого устанавливалось отсутствие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

В частности, в тексте брачного обыска отражались следующие позиции относительно жениха и невесты:

  1. социальный статус, имя, отчество, фамилия, вероисповедание;
  2. место жительства;
  3. возраст;
  4. отсутствие кровного родства, а также духовного родства и свойства (например, запрещено венчаться крестному отцу и крестной матери одного человека, даже если они не являются кровными родственниками);
  5. семейное положение;
  6. взаимное согласие (отсутствие принуждения);
  7. согласие (дозволение) родителей;
  8. наличие письменных документов, подтверждавших отсутствие препятствий для вступления в брак (чаще всего это были справки про жениха и невесту из метрических книг).

Брачные обыски производили непосредственно перед венчанием, в день свадьбы, а до этого в церквях при свидетелях три раза в разные дни совершали оглашение (публикацию) сведений о женихе и невесте, желающих вступить в законный брак, с целью удостовериться в том, что будущие супруги не имеют препятствий к венчанию, и что нет людей, желающих заявить об обратном.

К сожалению, в фондах Государственного архива Оренбургской области сохранилось очень небольшое количество книг брачных обысков, их даже меньше, чем немногочисленных духовных росписей, о которых мы упоминали в одном из предыдущих постов, однако, все это абсолютно не умаляет их ценности для генеалогических поисков.

7. Ревизские сказки

«Ревизские сказки» – это перепись населения определенной волости, обязанного платить налоги.

Первая ревизия была проведена при Петре I по указам 1718 и 1719 годов и должна была определить «сколько, где, в какой волости, селе или деревне крестьян бобылей, задворных и деловых людей… не обходя от старого до самого последнего младенца с летами их» (Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон, т. 45, л. 241).

В силу того, что ревизии задумывались с целью переписи налогоплательщиков, в первых из них мы не обнаружим ни дворян, ни священнослужителей. Но последующими указами производство переписей было распространено и на другие податные сословия. В результате среди материалов четвертой 1782 года ревизии встречаем дела о священнослужителях.

Всего в России было проведено 10 ревизий населения: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1816, 1833, 1850, 1858 годах. Документы 1, 2, 3, 4 хранятся в Российском государственном архиве древних актов (119817, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 17).

Хотя в дореволюционной России функции современного ЗАГСа выполняли религиозные организации, учетом населения занимались не только они, но и само государство. А именно, в период 1718 – 1859 гг. проводились ревизии (переписи) податного населения России, т.е. налогоплательщиков. Всего было проведено 10 ревизий.

Хотя в дореволюционной России функции современного ЗАГСа выполняли религиозные организации, учетом населения занимались не только они, но и само государство.

В ревизской сказке указаны: имя, отчество и фамилия владельца двора, возраст на момент переписи и предыдущей ревизии, имена и отчества членов семьи с указанием возраста и степени родства по отношению к главе семьи (жена, сын, зять, сноха, отец, внук и т.п.), а также причины выбытия из тягла (умер, отчислен, в рекрутах и т. п.).

Таким образом, ревизская сказка – это официальный документ, представляющий единовременный срез трех-четырех, иногда даже пяти поколений семьи.

Кроме того, в Ревизских сказках указано откуда прибыл человек, если его не было в предыдущих ревизиях и куда он убыл (умер, погиб, вышла замуж, забрали в солдаты) если человек в предыдущей переписи был.

Ревизские сказки представляли собой поименные списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при ее наличии) главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, а также их родственной связи с главой семьи.

При всей ценности ревизских сказок для генеалогических исследований, к сожалению, в Государственном архиве Оренбургской области хранятся материалы не всех проведенных ревизий, а только с 5-й по 9-ю включительно, они охватывают, далеко не все населенные пункты Оренбургской губернии, а материалы 10-й ревизии представлены только по г. Оренбургу.

Ревизские сказки представляли собой поименные списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при ее наличии) главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, а также их родственной связи с главой семьи.

Кроме того, важно понимать, что приступать к изучению ревизских сказок можно только после того, как вы выстроили свою родословную до 1850-х гг., установив имена тех родственников, которые жили во 2-й половине XIX – начале ХХ вв.

8. Клировые ведомости

Клировые ведомости – «именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания», – являются уникальным источником для изучения родов священноцерковнослужителей. Ведомости введены в 1729 году, а форма их уточнялась в 1829 и 1909 годах.

Документы состоят из трех частей. Потомков священноцерковнослужителей заинтересует, прежде всего, вторая часть, которая представляет собой обстоятельно заполненные по установленной форме списки причта (где и когда родился, учился, служил, кого из родственников имеет в рамках духовного ведомства). Причем возраст записывался не со слов, а на основании метрических свидетельств. Дети указывались вне зависимости от возраста и занятия, если сын или дочь состояли в браке, в ведомости сообщались сведения о супруге (фамилия, имя, возраст, занятие).

Первая часть ведомостей содержит сведения о церкви (когда и кем построена, каменная или деревянная, сколько престолов и в честь каких святых они освящены и др.), о количестве церковной земли и утвари, удаленности церкви от благочиния и консистории.

Клировые ведомости церквей Оренбургской епархии

Во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи.

В третьей части названы деревни и починки, относящиеся к данному приходу, с указанием числа дворов, душ мужского и женского пола и расстояния от населенного пункта до церкви.

9. Документы советского периода

Из тех видов документов, которые доступны для исследователей в архивах, особенно ценным источником информации являются похозяйственные колхозов. В первую очередь в связи с тем, что большинство актовых записей местных ЗАГСов в архивы еще не поступали (согласно действующему законодательству они передаются только через 100 лет после составления документа), в силу чего есть определенные ограничения на доступ к ним, т.к. они хранятся в ЗАГСах. Кроме того, похозяйственные книги могут быть весьма ценным подспорьем для поиска информации о предках, родившихся в период Гражданской войны, поскольку сохранность как метрических книг, так и актовых записей за эти годы далеко не самая лучшая.

В отличие, например, от метрик, в похозяйственных книгах указывался полный состав проживавшей вместе семьи (на момент заполнения документа), кроме того, в них также указывались ФИО каждого члена семьи, родственная связь с главой семьи (жена, сын, дочь и др.), год рождения, национальность, информация об образовании, специальности и месте работы. Дважды в год в похозяйственных книгах делались пометки о присутствии или отсутствии членов семьи на 1 января и 1 июля, в случае отсутствия должна была указываться его причина. Кроме того, приводилась информация об имеющихся у семьи постройках, земле, посевах, насаждениях и скоте.

Выписка из похозяйственной книги хозяйств колхозников колхоза «Красный Отрог» Черноотрожского сельсовета Гавриловского района Чкаловской области за 1949 – 1951 гг.Выписка из похозяйственной книги хозяйств колхозников колхоза «Красный Отрог» Черноотрожского сельсовета Гавриловского района Чкаловской области за 1949 – 1951 гг.

Выписка из похозяйственной книги хозяйств колхозников колхоза «Красный Отрог» Черноотрожского сельсовета Гавриловского района Чкаловской области за 1949 – 1951 гг.

В качестве примера предлагаем вашему вниманию выписку из похозяйственной книги хозяйств колхозников колхоза «Красный Отрог» Черноотрожского сельсовета Гавриловского (ныне – Саракташского) района Чкаловской (ныне – Оренбургской) области за 1949 – 1951 гг., в которой содержатся сведения о составе семьи будущего советского и российского государственного деятеля Виктора Степановича Черномырдина, количестве принадлежащих семье построек и скота.

9.1. Партийные документы

В поиске информации о своих родственниках могут пригодиться архивные документы, связанные с учетом членов Коммунистической партии (РКП(б) – ВКП(б) – КПСС). Они представляют большую историческую ценность и включают личные дела номенклатурных работников, записи о приеме в партию, личные дела, анкеты, учетные карточки членов и кандидатов в члены КПСС образцов 1926, 1936, 1954 и 1973 годов, а также партийные билеты и списки аннулированных партийных билетов.

Из этих документов можно извлечь следующие сведения:

  • Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, национальность, родной язык;
  • Даты вступления в комсомол и партию, сведения о статусе кандидата перед вступлением в партию и информация о том, какой партийный орган составил документ (горком, райком, обком);
  • Образование: перечень учебных заведений, специальность, ученая степень;
  • Трудовая деятельность, награды, дисциплинарные взыскания, информация о воинском учете и т.д.

Когда коммунист выбывал из рядов партии, его партийный билет подлежал уничтожению. Этим занимались районные или городские комитеты партии.

Процедура создания, выдачи, учета, хранения и аннулирования документов подвергалась постоянным изменениям, соответствуя требованиям жизни и практики развития партийной организации. Например, партийный билет вручался лично каждому коммунисту, учетные карточки хранились в партийных комитетах, где он состоял на учете, а отчетная карточка направлялись в Центральный Комитет КПСС.

Для поиска информации в архивах необходимо знать даты и места вступления и выхода из партии ( в том числе по причине смерти), а также последнее место работы. Следует отметить, что поиск информации о выходе из партии после 1991 года может оказаться затруднительным, так как КПСС прекратила свое существование, и учет вышедших из партии прекратился.

Архивы членов партии хранятся в архивах городских, районных (уездных, волостных), областных (губернских, окружных) комитетов РКП (б) – ВКП(б) – КПСС и первичных организаций партии (ячейки, парткомы и первичные организации).

Важно помнить, что доступ к личным делам может быть ограничен федеральными законами от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) и от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (последняя редакция). Эти законы устанавливают срок ограничения доступа в 75 лет с момента создания документа.

10. Источники, помогающие изучить родословную дворян

В предыдущих постах нашей рубрики мы в основном обсуждали генеалогию обычных людей – простых крестьян или городских обывателей. Сегодня пришло время поговорить о том, какие источники могут пригодиться при изучении родословной, в случае если ваши предки были дворянами.

Родословная и доказательства дворянства рода Ивановых. Лист 1

Вопреки распространенным стереотипам статус дворян в Российской империи имели не только богачи и крупные землевладельцы, имевшие в собственности большое число крепостных. Дворянский статус могли получить люди, добившиеся высоких успехов на государственной или военной службе. Последнее особенно актуально для нашего края, поскольку благодаря такому положению дел немало оренбургских казаков получили дворянство.

Родословная и доказательства дворянства рода Ивановых. Лист 2

Зачастую записи о рождении казачьих детей просто невозможно найти в метрических книгах Оренбургской губернии, поскольку, во-первых, часть воинских подразделений оренбургских казаков несли службу не только на территории губернии, а были расквартированы за ее границами; во-вторых, казаки участвовали в разных походах и маршах далеко за пределы нашего края. Так, например, во время одного из таких походов 1879 г. родился будущий последний атаман Оренбургского казачьего войска А.И. Дутов – в г. Казалинске Сырдарьинской области (на территории современного Казахстана).

Во время одного из походов 1879 г. родился будущий последний атаман Оренбургского казачьего войска А.И. Дутов – в г. Казалинске Сырдарьинской области.

Главным источником сведений об оренбургских дворянах являются документы фонда Оренбургского дворянского собрания, а если говорить более конкретно – родословные книги дворян Оренбургской губернии. В них указывались имя, отчество, фамилия и возраст человека, имеющего (или получившего) дворянский статус, а также его род занятий, звание, семейный статус, возраст и имена его сыновей, количество земли в собственности, а также информация о том, когда и на основании каких документов он получил дворянство.

Кроме того, могут представлять интерес также дела о занесении в дворянские родословные книги новых родов или отдельных лиц, которые содержат документы о доказательстве дворянства, переписку по вопросам представления дворянского статуса, проверки доказательств, признания и утверждения в дворянстве.

11. Православные священники. Приходские священнослужители

В целом православное духовенство можно разделить на 2 условные группы:

  1. Черное – рукоположенные в священный сан монахи, принявшие обет безбрачия;
  2. Белое – священнослужители, имеющие возможность состоять в браке, например, как диаконы и иереи (священники). Именно они как раз и составляли подавляющее большинство в приходском духовенстве.

В силу ряда обстоятельств в дореволюционной России священнослужители в основной своей массе были выходцами из семей духовенства, сложились целые священнические династии, в которых едва ли не все мужчины поколение за поколением связывали свою судьбу с церковной службой. После установления советской власти и начала гонений против Русской православной церкви большинство этих династий прервались.

В силу ряда обстоятельств в дореволюционной России священнослужители в основной своей массе были выходцами из семей духовенства

Жизнь священнослужителей складывалась так, что они могли не один раз менять свое место жительства. Например, из-за необходимости получения духовного образования в духовных учебных заведениях – духовных училищах, семинариях и духовных академиях, либо прохождения пастырских и миссионерских курсов, по окончании которых их выпускники далеко не всегда отправлялись в тот населенный пункт, в котором родились и выросли. Кроме того, в дальнейшем священнослужителей по распоряжению священноначалия могли переводить из одного прихода в другой, меняя тем самым место их службы (в силу самых различных причин).

Жизнь священнослужителей складывалась так, что они могли не один раз менять своё место жительства.

В связи с вышеизложенным у сегодняшних потомков дореволюционных священнослужителей могут возникать затруднения при поиске генеалогической информации по метрическим книгам.

Дополнительным источником сведений в данном случае могут выступать клировые ведомости церквей. В них, кроме сведений о самой церкви, например, датах строительства и освящения; материале, из которого построена церковь (каменная или деревянная); количестве престолов; церковном имуществе и др., а также статистических данных о приходе, содержались послужные списки священно- и церковнослужителей.

Из них, например, можно узнать возраст, место рождения и семейное положение священников и диаконов, информацию об их образовании и местах службы, о наличии наград и наказаний и др. Кроме того, что немаловажно в процессе генеалогических поисков, в послужных списках также указывались сведения о женах и детях священнослужителей, в том числе, о тех, которые проживали отдельно от главы семьи.

12. Формулярные (послужные) списки чиновников дореволюционной России

Одним из дополнительных источников генеалогических сведений могут быть формулярные (послужные) списки чиновников дореволюционной России.

В каком-то смысле формулярные списки в то время являлись аналогом современных личных дел, которые ведутся по месту работы. В частности, в формулярных списках указывались имя, отчество и фамилия служащего, его чин и должность, возраст, вероисповедание, сословное происхождение; сведения об образовании, предыдущих местах работы (службы), награждениях и наказаниях, об участии в военных походах, а также о семейном положении (в данной графе указывались имя и отчество жены, имена и даты рождения детей).

13. Адрес-календари, справочные и памятные книжки

Адрес-календари, справочные и памятные книжки — ежегодники официальной справочной информации, выпускаемые в 89 губерниях и областях Российской Империи с 1835 по 1917 год. Обычно они включали в себя несколько разделов, таких как адрес-календарь (перечень губернских (областных) и уездных правительственных и общественных учреждений с их личным составом), административный справочник, статистические данные по разным отраслям экономики и др.

Зачастую адрес-календари выпускались как отдельные издания, они содержали сведения о служащих чинах губернских (областных) и уездных ведомств:

  • гражданских: министерства внутренних дел, министерства финансов, министерства государственных имуществ, министерства торговли промышленности, министерства земледелия, министерства юстиции, министерства путей сообщения, министерства народного просвещения и др., благотворительных учреждений и обществ;
  • военного министерства;
  • духовного ведомства.

14. “Поиск по архивам” от Яндекс

С конца 2022 года Яндекс с помощью ИИ начал расшифровку оцифрованных документов Объединенного государственного архива Оренбургской области. Это позволит пользователям из России и иных стран получить интересующую их информацию, используя Интернет.

Поиск архивных документов в Яндекс

На текущий момент в сервис полнотекстового поиска загружено более 10000 метрических книг, ревизских сказок, исповедальных ведомостей и расшифровано более 2500 документов. Загрузка и расшифровка архивных документов продолжается.

Попробовать технологию в действии можно уже сейчас в сервисе «Поиск по архивам», перейдя по ссылке: https://ya.ru/archive и выбрав в каталоге: государственное бюджетное учреждение «Объединенный государственный архив Оренбургской области».

Совет: чтобы не путаться с источниками, сразу сохраняйте страницу с выходными параметрами, типа: Фонд №173, опись №16, дело №1938, стр. 188

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x