Филиппок идет в школу



Близится начало нового учебного года, А вот как в конце XIX века были впервые обнародованы подведенные «Итоги приема детей в оренбургские училища».

Близится начало нового учебного года, А вот как в конце XIX века были впервые обнародованы подведенные "Итоги приема детей в оренбургские училища".

Бем Елизавета Меркурьевна 1843 — 1943 «Ученому и книга в руки! Это присказка, а сказка впереди»

Путем статистических исследований

Автор этого любопытного труда инспектор училищ И. Будрин в 1893 году писал:

Многие города, понимая громадное значение цифры для уяснения истинного положения дела, не раз пытались путем более или менее обстоятельных статистических исследований установить точно, в какой мере существующие школы удовлетворяют назревшей потребности местного населения в элементарном обучении.

В Оренбурге давно уже раздаются жалобы на то, что настоящие приходские училища не могут вместить всех желающих. Приходится ежегодно отказывать в приеме в эти училища, содержимые всецело городом, большему или меньшему количеству детей. Желая точнее установить это количество и полнее выяснить значение училищ, в настоящем (т.е. 1893-1894) учебном году впервые предложено всем заведующим приходскими училищами придерживаться такого порядка при приеме детей в училища:

а) о времени приема детей вывесить на дверях объявления;

б) в течение недели, с 16 по 23 августа, в особой тетради отмечать относительно каждого из желающих поступить в то или другое училище — имя, отчество, фамилию, вероисповедание, возраст, сословие, с кем приведен в школу, место рождения, место жительства, степень грамотности;

в) по возобновлении занятий доставить эти тетради в инспекцию.

Причем по всем училищам указано было при массе желающих поступить в ту или иную школу надлежит отдавать предпочтение детям старшим перед младшими и местным (т.е. оренбургских купцов и мещан) перед иногородними.

На основании показаний родственников

Изучив собранные таким образом данные, И. Будрин сделал вывод:

Желали поступить в оренбургские приходские училища 425 мальчиков и 287 девочек. По вероисповеданиям желавшие поступить в училища подразделялись так: православных — 375 мальчиков (92,3%) и 253 девочки (89,3%), раскольников — 9 мальчиков (2,2%) и 7 девочек (2,4%), католиков — 1 мальчик (0,2%) и 1 девочка (0,3%), протестантов — 1 мальчик (0,2%) и 2 девочки (0,6%), иудеев — 20 мальчиков (5,1%) и 20 девочек (7,4%).

По возрасту, который определялся по преимуществу на основании показаний матерей, сестер, бабушек, редко отцов и других родственников, приводивших детей в школу, те же дети делились на следующие категории: от 7 до 8 лет — 106 мальчиков (26%) и 96 девочек (33,9%); 9 лет — 143 мальчика (35,1%) и 123 девочки (43,4%); 10 лет — 80 мальчиков (19,6%) и 46 девочек (16,2%); 11 лет — 48 мальчиков (11,7%) и 11 девочек (3,8%); 12 лет и старше — 29 мальчиков (7,6%) и 7 девочек (2,7%).

Затем речь шла о делении детей по сословиям:

Дворян и чиновников — 14 мальчиков (3,4%) и 13 девочек (4,5%); купцов и мещан — 297 мальчиков (72,9%) и 223 девочки (78,8%), на долю собственно купцов приходится только 1 мальчик и 3 девочки; духовных лиц — 4 мальчика (0,8%) и 2 девочки (0,7%); казаков — 17 мальчиков (4,1%); военных — 24 мальчика (5,7%) и 26 девочек (9,1%); крестьян — 44 мальчика (10,6%) и 19 девочек (7%); иных сословий — 6 мальчиков (2,5%).

Местом рождения большинство детей показали г. — 339 мальчиков (83,4%) и 243 девочки (85,8%). Кроме того, являлись мальчики из Бердинского поселка, из-за Урала (с Мойки и из Кузнечного ряда).

В отношении грамотности всех, желавших поступить в приходские училища, можно подразделить на две категории: грамотных — 136 мальчиков (33,5%) и 52 девочки (18,4%); неграмотных — 270 мальчиков (66,5%) и 231 девочка (81,6%).

Принято в приходские училища 323 мальчика (79,5%) и 179 девочек (63,2%). Отказано в приеме 83 мальчикам (20,5%) и 104 девочкам (36,8%).

Не сторонятся приходских училищ

Читайте также:  Чкалов

Далее автор исследования предлагает рассмотреть «с надлежащей полнотой значение всех вышеприведенных цифровых данных»:

406 мальчиков и 283 девочки по многим причинам только приблизительно определяют число детей, желающих поступить в приходские училища.

Есть основание полагать, что многие родители, особенно те, которые занимаются земледелием, проживают летом на хуторах и заимках, известились о приеме детей в школы уже после объявленного, сравнительно не продолжительного срока. Тем не менее вышеприведенные данные являются весьма внушительными, если определить их отношение к существующим школам. Оказывается, что в среднем в каждую мужскую школу желали поступить 67 мальчиков, т.е. более чем в 1,5 раза против установленного последними министерскими распоряжениями нормального числа учащихся на одного учителя и в каждую женскую школу — 70 девочек, т.е. почти вдвое против указанной нормы. Сравнительно меньшее число девочек, желавших поступить в приходские училища, находит объяснение в том обстоятельстве, что для девочек в городе открыто только четыре училища. Очень может быть, что не без влияния здесь и слабое сознание пользы грамотности для детей среди менее состоятельных классов населения.

Данные относительно вероисповедания детей дают основание к следующим заключениям. В Оренбурге православные дети составляют наибольший процент обучающихся в школах. Магометане, несмотря на различные торговые и иные сношения с непосредственными соседями-русскими, не обнаруживают, однако, общения с последними в отношении образования подрастающих поколений и довольствуются для данной цели самобытными медресе и мектебе, где совсем не практикуется изучение русской грамотности. Раскольники и староверы не сторонятся приходских училищ, евреи также с охотой определяются на учебу в них.

Сведения относительно сословного происхождения детей указывают на то, что дворяне, чиновники, купцы, духовные лица, несмотря на значительную численность в составе городского населения, не составляют большого процента в приходских училищах, что и понятно, если иметь в виду их желание дать своим детям более законченное образование в гимназиях, духовных училищах и других подобных учебных заведениях. Предварительная подготовка детей для поступления в такие заведения практикуется обыкновенно дома (особыми репетиторами) или в частных пансионах. Наиболее известен в городе пансион госпожи Жиравович для подготовки детей в кадетские корпуса.

Казаки, исключительно мальчики, видимо, предпочитали приходские училища своим школам, существующим почти в каждом поселке. Крестьяне, солдаты и другие сословия не могли доставить более значительное число детей для поступления в приходские училища, так как земледельческие занятия этих жителей мало благоприятствовали тому, чтобы они в указанный срок (когда производится усиленная уборка хлебов с полей) приводили детей в школы, где они могли рассчитывать на прием только при особенно благоприятных условиях (когда, например, коренные жители не доставили потребного количества детей).

По всем предметам подготовлен

Читайте также:  Чкаловская комунна об открытии памятника Пушкину

124 года назад И. Будрин утверждал:

Сравнительно высокий процент грамотности детей — 33,5% для мальчиков и 18,4% для девочек, заявивших желание поступить в приходские училища, указывает на значительное распространение в городе других источников для первоначального образования, которыми, однако, население довольствуется лишь временно: при первой же возможности стремится поместить детей в приходские училища. В данном отношении доставленные из приходских училищ сведения устанавливают следующее. Предварительно обучались: дома — 61 мальчик и 15 девочек; в частных школах — 19 мальчиков и 4 девочки; в церковно-приходских школах — 10 мальчиков и 9 девочек; в казачьих школах — 4 мальчика и 2 девочки; в сельских училищах — 8 мальчиков и 4 девочки.

С наибольшей полнотой предварительная подготовка таких детей охарактеризована в приемной тетради по 2-ому и 3-ему мужским приходским училищам, где аттестованы:

а) обучавшиеся дома — «читает плавно и верно, пишет каллиграфически удовлетворительно, правописание об употреблении «и» после шипящих букв не знает; считает быстро; молитв не знает»;

б) обучавшиеся в частных школах — «молитвы знает, читает порядочно, считает быстро и пишет удовлетворительно»;

в) обучавшиеся в церковно-приходских школах (при семинарии, архиерейском доме, женском монастыре) — «читает, пишет и знает по Закону Божию и арифметике настолько, что может быть принят в нормальное (т.е. для имеющих навыки в чтении и письме, были еще младшие параллельные отделения для совсем неграмотных. — Т.С.) младшее отделение»;

г) обучавшиеся в казачьих школах — «по всем предметам подготовлен настолько, что может быть принят в нормальное младшее отделение»;

д) обучавшиеся в сельских училищах — «читает и пишет хорошо, молитвы знает, считает удовлетворительно».

Другими словами, в данном отношении нельзя было установить особенно резкого предпочтения в пользу каких-либо определенных школ. Видимо, все элементарные школы в доступном для каждого объеме достигали намеченных целей, хотя и не могли в полной мере удовлетворить детей, жаждавших более законченного образования».

Нужны новые школы

Читайте также:  Маркиз Пугачев

Выясняя «мотивы, которыми руководствовались учителя и учительницы при отказе в приеме детей», И. Будрин указал прежде всего на:

малолетство, непринадлежность родителей к составу местного городского общества, недостаточность школьного помещения.

Определяя среднее число принятых и непринятых детей, находим, что принято в текущем году в каждое мужское училище не менее 54 мальчиков и в каждое женское училище не менее 45 девочек. Отказано в приеме за весьма ограниченный период времени в каждом мужском училище не менее 14 мальчикам и в каждом женском училище не менее 26 девочкам.

Какие же окончательные выводы дает ближайшее рассмотрение всех вышеприведенных данных относительно приема детей в приходские училища? По нашему крайнему разумению, эти данные убеждают в следующем: Приходские училища существуют по преимуществу для местных жителей (мещан); 83 мальчика и 104 девочки, не принятые в училища вполне достаточны для открытия 2-3 новых училищ. Наиболее желательно открытие новых школ (по преимуществу, женских или смешанных) в 4-ой части города.

Выразим надежду, что представители нового городового самоуправления, уже проявившие заботливость об образовании детей более состоятельных классов (разумею последнее ассигнование думы на открытие параллельного класса при мужской гимназии), не откажут в своем благосклонном внимании и к менее состоятельным плательщикам городских налогов и изыщут средства на открытие новых школ».

Автор: Татьяна
Источник: Вечерний Оренбург, № 40 от 01 октября 2003 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий