Василий Перов «Суд Пугачева»



Василий Перов «Суд Пугачева» (1879), Русский Музей

Василий «Суд Пугачева» (1879), Русский

Существует несколько вариантов Василия Перова «Суд Пугачева» или «Пугачевский бунт». В 1879 году появился вариант , где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. На крыльце помещичьего дома сидит , окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку».

Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и , зарисовывал там типы («Голова киргиза», «Голова татарина»), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – «Суд Пугачева». Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. Композиция же не была осуществлена; она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников: казаков, татар и русских крестьян. Стремительность движения всадников, поднимающих облака пыли, должна была создать впечатление стихийного движения, сметающего все на своем пути. Первоначальный эскиз к картине «Суд Пугачева», вскоре уничтоженный, относится к 1873 году. В нем В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу.

Василий Перов «Суд Пугачева». Эскиз картины (1875), Государственный исторический музей

Василий Перов «Суд Пугачева». Эскиз картины (1875), Государственный исторический музей

Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных…

Однако образ главного героя художнику явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…

Василий Перов «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей

Василий Перов «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей

Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. «Ставка» пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине. В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось ранее.

Источник: А.И.Архангельская. Выдающийся русский живописец В.Г.Перов. М.: Знание, 1957.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий