Василий Перов «Суд Пугачева»



Василий Перов «Суд Пугачева» (1879), Русский Музей

Василий «Суд Пугачева» (1879), Русский

Существует несколько вариантов Василия Перова «Суд Пугачева» или «Пугачевский бунт». В 1879 году появился вариант , где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента.

На крыльце помещичьего дома сидит , окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник.

На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку».

Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками.

Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и , зарисовывал там типы («Голова киргиза», «Голова татарина»), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – «Суд Пугачева».

Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. Композиция же не была осуществлена; она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников: казаков, татар и русских крестьян.

Стремительность движения всадников, поднимающих облака пыли, должна была создать впечатление стихийного движения, сметающего все на своем пути. Первоначальный эскиз к картине «Суд Пугачева», вскоре уничтоженный, относится к 1873 году. В нем В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу.

Василий Перов «Суд Пугачева». Эскиз картины (1875), Государственный исторический музей

Василий Перов «Суд Пугачева». Эскиз картины (1875), Государственный исторический музей

Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных…

Василий Перов «Суд Пугачева». Эскиз картины (1873), Государственная Третьяковская галерея

Василий Перов «Суд Пугачева». Эскиз картины (1873), Государственная Третьяковская галерея

Однако образ главного героя художнику явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…

Василий Перов «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей

Василий Перов «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей

Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события.

Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. «Ставка» пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине. В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось ранее.

Источник: А.И.Архангельская. Выдающийся русский живописец В.Г.Перов. М.: Знание, 1957.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Извещать о: