В четверг, 16 августа 1901 года, в здании оренбургского офицерского собрания, открылся съезд учителей и учительниц станичных поселковых школ оренбургского казачьего войска, в присутствии председательствующего на съезде вр. и.д. наказного атамана генерального штаба, генерал-майора Рихтера членов комитета по разработке вопросов для съезда, под председательством генерал-майора Лобова, вр. и.д. старшего члена войск. Хоз. Прав. Исаенко, советников того же правления войскового старшины Наследова и подъесаула Чернева и трех наблюдающих за школами. Перед открытием съезда, после пения молитвы «Царь Небесный», генерал Рихтер обратился к курсистам и курсисткам с нижеследующей речью:
«Учителя и учительницы оренбургского казачьего войска! Мы собрались здесь на специальный учительский съезд. Весьма вероятно, что некоторые из вас уже бывали на съездах, принимали в них участие, но, во всяком случае, но, во всяком случае, прибывшие в первый раз имеют возможность (в оригинале – возможным) ознакомиться теперь с важностью и пользой съезда и связанными с ним кратковременными курсами. В настоящее время вполне признана польза этих занятий, и, по твердому устоявшемуся мнению, занятия эти приносят существенную и очевидную пользу начальным школам, значительно улучшив в них ведение учебно-воспитательного дела. Разумеется, такие благие результаты получаются лишь благодаря усердному и внимательному отношению к занятиям самих учителей. Вполне рассчитывая, что и присутствующие с полной любознательностью, вниманием и усердием отнесутся к предстоящим занятиям, прошу вас, чтобы вы для разъяснения всех недоразумений, какие вам встречались в школьной практике и какие вы встретите при совместных наших занятиях, не стесняясь, обращались к руководителям, так как вы видите в них лиц, вполне преданных нашему общему делу и готовых искренне вам помочь при встреченных вами затруднениях.
Занятия наши, теоретические и практические, будут вестись по розданному нами расписанию. Затем подлежат рассмотрению вопросы, изложенные в также розданной вам программе и касающиеся учебного мира детей нашего казачества.
Школа и воспитание, воспитание и религия, народ и армия, армия и казачество – все эти понятия в теснейшей связи между собой, и мы, собравшиеся здесь для общей работы, для общего труда, как принадлежащих и к народу, и к армии, и к церкви, и к школе, должны иметь в виду, что на первом плане всех школьных занятий стоит вопрос о религиозно-нравственном воспитании, об удовлетворении религиозных нужд наших казачьих школ. Это тем более правильно, что бросаю даже поверхностный взгляд на времена минувшие, мы видим, что в исторических судьбах нашего отечества, самое выдающееся значение принадлежит твердости и непоколебимости нашего народа в вере христианской, вере православной. Религия, составляющая необходимую сущность нашего бытия, являлась всякий раз в минуты тяжелых исторических испытаний тем оплотом, вокруг которого объединял русский народ свою самобытность перед хлынувшим в 14 веке татарским потоком, вел борьбу с Польшей и Литвой в 17 веке, отбивался против натиска соединенных народов Западной Европы. В начале минувшего столетия (1812 год), зашита веры и отечества всякий раз являлась руководящим побуждением, поднимающим народ наш на геройские подвиги.
И русские князья, цари и государи, начиная со св. Владимира, считали всегда своей священной обязанностью заботиться о поддержании религии и укреплении веры в народе, так как в этом находили запас силы и могущества государства. Народ и войско на почве религии сливаются у нас в одно целое.
Русская ария – истинное детище своего отечество; наше казачество – истинное детище своей родины. С глубоким убеждением мы можем сказать, что тип христолюбивого воина, приносящего душу свою за други своя, по преимуществу свойственен русскому солдату и нашему казаку. Так будем же стремиться, воспитывая наше казачество, к достижению идеала – христолюбивого воина.
Из только что сказанного будет понятно, почему каждое серьезное дело начинается у нашего народа и всего русского воинства молитвой, вот почему и мы, здесь присутствующие, члены великой русской семьи, доблестной нашей армии и нашего родного казачества, начнем наши занятия, испрошением в молитве благословения Божьего.
Просим поэтому высокочтимого нашего пастыря, протоиерея Георгиевского собора с. Александра приступить к служению молебна Господу Богу о ниспослании успеха нашим трудам».
По окончании молебна генерал Рихтер объявил съезд открытым.
Первый день решено было посвятить взаимному ознакомлению учащихся и руководителей и выработке деталей в расписании занятий в съезде, а затем генерал Рихтер прочитал те вопросы, которые были намечены для разрешения на съезде, и перечень которых утвержден был его превосходительство наказным атаманом. Приводим наиболее существенные вопросы из указанного перечня:
Кроме обсуждения указанных вопросов, генерал Рихтер просил собравшихся учителей и учительниц обсудить и те вопросы, которые, хотя и не вошли в утвержденный наказным атаманом перечень вопросов, но почему-либо желательны для обсуждения, а потом и просил каждого не стесняться в предложении намеченных кем-либо вопросов.
Независимо занятий по указанным выше вопросам, при съезде организуется еще временная школа из учеников трех отделений, с которыми будут проходить практические уроки, как курсистами и курсистками, так и руководителями по особой программе.
Демонстрирование в офицерском собрании граммофона для учителей и учительниц оренбургского казачьего войска. По выраженному желанию учащихся казачьих школ, собранных на съезд в Оренбург, в понедельник, 20 августа, в офицерском собрании, по окончании занятий съезда, с 9 чаосв вечера, был демонстрирован граммофон, принадлежащий г. Норвилло, который любезно выразил желание показать действие этого любопытного инструмента, чтобы доставить возможность слушателям и лушательницам учительских курсов ознакомиться с этой музыкальной новостью.
Демонстрировал граммофон г. Нарвилло, а предварительное объяснение устройства сего граммофона дал генерал-майор Рихтер.
Разнообразный выбор пьес и отчетливое исполнение инструментом этих пьес вызывали дружное одобрение присутствующих.
Источники:
Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке. "Как знак особого расположения" Немало церковнослужителей оставило…
В 1899 году на оренбургский Георгиевский собор был поднят новый колокол. «Тщанием приходских казаков…» Один из выдающихся представителей оренбургского казачества…
"ПУШКИНСКОМУ ДУБУ" ОТ 140 ДО 150 ЛЕТ - к такому абсолютно научно обоснованному выводу пришли специалисты лесного и зеленого хозяйства…
Дом в переулке Бухарском купца Н.П. Кудрина – директора-распорядителя «Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества Н.П. Кудрин и Кº», однажды ставшего собеседником императора…
Межрегиональный научный центр «Наследие» и Оренбургское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ОРО ВООПИиК) совместно со студентами…
На территории бывшей Новой слободки, на углу улиц Советской и Лукиана Попова находится II корпус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная…