в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке.

Вознесенская церковь, 1784 (перестроенная Благовещенская).

“Как знак особого расположения”

Немало церковнослужителей оставило добрый след в истории Вознесенского храма. С годами менялся их состав: в первой четверти XIX столетия в него входили священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1860 года “определен второй священник”, с 1865 года второй дьячок. К 1873 году “положены по штату” настоятель, помощник его и два псаломщика, с 1885 года – два священника и два псаломщика, с 1907 года к ним присоединился один диакон.

Согласно архивным документам, священнослужители Вознесенской церкви получали “в жалованье с таможенного сбора по два рубля с лавки с торгующего купечества (т.е. 110-120 рублей. – Т.С.), за требоисполнение в братскую кружку” собирали до 1000 рублей. Считалось, что “содержание причта недостаточно”, но постепенно сбор увеличился до 2000 рублей, а затем и до 3000 рублей.

Более 20 лет XIX века служил в Вознесенском храме священник Иоанн Герасимович Виноградов, совмещавший свои обязанности с трудами в оренбургском духовном правлении и законоучителя в казачьем училище.

С 1854 года священником в Вознесенском приходе был Василий Саввинович Ольшанский, являвшийся кроме того членом оренбургской духовной консистории, а с 1862 года благочинным над церквами г. Оренбурга. В 1866 году он “возведен в сан протоиерея за достохвальный и назидательный образ жизни, усердное и полезное служение церкви”.

Вознесенская церковь, Оренбург

“Оренбургские епархиальные ведомости” в 1881 году сообщали:

“4 октября прихожане Вознесенской церкви в г. Оренбурге почтили своего духовного отца протоиерея Василия Саввиновича Ольшанского поднесением наперстного золотого креста, украшенного бриллиантами в благодарность за 28-летнюю пастырскую службу его при этой церкви. По случаю такого торжества в Вознесенской церкви Его Преосвященство Преосвященнейший Вениамин епископ Оренбургский и Уральский изволил совершить Литургию, за которой во время малого входа с выражением архипастырского благожелания собственноручно надел на шею уважаемого старца драгоценное украшение как знак особого расположения к нему его духовных детей”.

“Посредством истин христианского вероучения”

Полезной и разнообразной современники характеризовали деятельность протоиерея М.Ф. Руднянского, который отдал церкви Гостиного двора 12 лет своей жизни (с 1884 по 1896 годы), украсив ее живописью и расширив алтарь.

На общем собрании градооренбургского духовенства 16 сентября 1886 года обсуждался вопрос об открытии “внебогослужебных собеседований с народом”. Одним из “лучших пунктов” для этого признана Вознесенская церковь, чтение поручено священнику Михаилу Руднянскому.

Противораскольнические и религиозно-нравственные чтения с осени 1889 года проводились в Вознесенском храме образовавшейся по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Макария комиссией, в которую входил и Михаил Федорович Руднянский. Основная цель –

“посредством изъяснения истин христианского вероучения и нравоучения возвысить религиозное сознание русского народа и очистить его от суеверий и заблуждений, оградить сынов православной церкви от пропаганды раскольников”.

В журнале Оренбургской городской думы за 1890 год сохранилась запись:

“Священник Руднянский, поданным в управу заявлением обьяснил, что вокруг Вознесенского храма предполагается развести садик, вследствие чего является необходимым огородить место садика временным забором с металлической решеткой; с правой стороны церковной колокольни на свободном месте предполагается возвести из кирпича отхожее место, устройство которого признано крайне необходимым; во дворе церковного дома предназначено провести от ближайшей магистральной городской трубы водопровод”.

Городской архитектор тогда сделал вывод, что

“просимая постройка ограды не может быть разрешена, а если нужно сделать таковую, то можно допустить в каменных и чугунных столбах и с железной решеткой; отхожее место не может быть разрешено, взамен его можно устроить ватерклозет в помещениях коридоров при церкви или в лавке под церковью; водопровод же может быть проведен в дом беспрепятственно”.

Протоиерей Симеон Михайлович Юденич назначен “на настоятельское место” Вознесенской церкви весной 1896 года. Он – выпускник Смоленской духовной семинарии, около 30 лет прослужил в приходах станиц Угольной и Павловской Оренбургского уезда, затем в Дмитриевской церкви и Георгиевском войсковом соборе г. Оренбурга. Возглавляя Вознесенский приход, Симеон Михайлович также состоял председателем совета оренбургского епархиального женского училища, членом благочиннического совета градо-оренбургского благочиния, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы грамоты, законоучителем в приюте неимущих детей, членом епархиального попечительства о бедных духовного звания, строительной комиссии по ремонту духовной семинарии.

Каждый из упомянутых оренбургских церковнослужителей, безусловно, заслуживает особого внимания к изучению их жизненного пути.

бывал в Вознесенской церкви”

Сохранившиеся в облгосархиве документы свидетельствуют и о прихожанах Вознесенского храма. В “Списке церквей и приходов, находившихся в пределах Оренбургской епархии в 1800 году” значится “одноштатная” с 202 приходскими дворами. В XIX веке она стала двухштатной, к ней была приписана Захария и Елизаветы на Меновом дворе. В 1830 году гостинодворский храм посещали 667 оренбуржцев (108 дворов), через 17 лет их число увеличилось до 2736, а в 1857 году снизилось до 1804 человек.

О губернаторе Василии Алексеевиче Перовском, дважды управлявшем краем (с 1833 по 1842 и с 1851 по 1857 годы), остались среди прочих такие воспоминания:

нередко посещал церкви, но чаще бывал в Вознесенской, как самой ближайшей к его квартире (разрушенный дом по ул. Советской, 32. – Т.С.). При выходе из церкви давал одному из молившихся купцов горсть мелких серебряных денег для раздачи нищим”.

Из “Ведомости о родившихся, браком сочетавшихся и умерших по градооренбургской Вознесенской церкви” за 1866 год следует, что крещено 137 младенцев, повенчано 24 пары молодоженов, отпето 123 ушедших в мир иной. К 1882 году прихожан стало 1137 (142 двора), из них 1119 купцов и мещан.

Указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 мая 1891 года утверждены приходы церквей г. Оренбурга:

“Вознесенский приход: начиная от угла Введенской (ныне ул. 9 Января. -Т.С.) и Инженерной (теперь ул. Володарского. – Т.С.) до Кладбищенской площади (сейчас район филармонии. – Т.С.), отсюда к семинарии (нам это здание более известно как бывшая “лётка” или кадетский корпус. – Т.С.), затем по Водяной улице (современная ул. Горького. – Т.С.) до Введенской, отсюда до начального пункта”.

“Оскорбляет чувство верующих”

Местный журналист в 1893 году писал:

“Некоторые из прихожан городской Вознесенской церкви просят нас обратить внимание епархиального начальства на крайнее неудобство нахождения в нижнем этаже церкви сырной лавочки. Вход в эту лавочку, торгующую, кроме сыра, колбасой и селедками, находится как раз рядом со входом в на Николаевской улице (ул. Советская. – Т.С.). На обеих половинках входной двери во всю их величину расположены кричащие вывески с изображением овощей, сыра и другой снеди. Из лавочки постоянно несутся не особенно ароматического свойства запахи… Все это крайне неудобно, так как шокирует и даже оскорбляет религиозное чувство верующих”.

По данным за 1903 год, в Вознесенском храме 1240 прихожан (161 двор): военных – 75; статских – 179; купцов, мещан, цеховых и прочих обывателей – 937. В 1912 году приход объединяет 204 хозяйства, 1087 человек: 524 мужчины, 563 женщины, из них 903 – представители мещанского и купеческого сословия. К 1917 году приход состоял из 981 горожанина – жителей 215 окрестных домов.

Молящиеся в церкви гостиного двора не скупились на пожертвования. В 1884 году в “Оренбургских епархиальных ведомостях” опубликован “Список благочинных и церквей епархии с показанием сколько какая и причт оной должны вносить ежегодно на содержание духовного училища”. Согласно ему, от Вознесенского храма в фонд учебного заведения передавалось 190 рублей, а от причта 40 рублей.

Производящийся ежегодно “в неделю о слепом сбор в церквах, состоящим под Августейшим покровительством Государыни Императрицы попечительством о слепых”, в 1893 году дал следующие результаты: “в Кафедральном соборе – 32 р. 79 к; В Вознесенской церкви – 38 р. 3к; в Покровской – 17 р. 40 к; в Никольской – 6 р. 72 к.”. За 1911 год “кружечных доходов” получено 4016 рублей, а в революционный 1917 год кружечные сборы Вознесенского храма достигли 7343 рублей 50 копеек.

“Пение привлекало богомольцев”

Гордостью прихожан церкви гостиного двора являлся хор, считавшийся первейшим в губернском центре: регент Григорьев для него был “выписан” из Москвы. Помощник настоятеля Н. Полидоров в конце XIX столетия подготовил для “Церковно-общественного вестника” корреспонденцию об этом:

“Вознесенский храм можно назвать лучшим из числа храмов оренбургских. Если о богатстве судить по ризнице, по утвари и вообще по украшению, то, пожалуй, можно назвать его самым богатым.

Из-за хора для причта Вознесенской церкви было много неудовольствий. Жаловалось духовенство, жаловались старосты и особенно регенты других церквей на нашего регента за то, что он переманивает от них лучших певчих за двойную и полуторную плату. Наконец хор был уведен регентом к Петру и Павлу (т.е в Петропавловскую церковь. – Т.С.) вопреки всякого желания и старосты, и причта, а регент получил отставку. Артистические капризы григорьевского хора улеглись и при меньшем жалованьи хор поет по-прежнему и даже лучше. Весь шум поднялся из-за чрезмерного нехристианского самолюбия, от чего наперед да сохранит нас Господь”.

Менялись регенты, а хор гостинодворского храма продолжал радовать слух и души верующих. В 1909 году “Оренбургские епархиальные ведомости” информировали:

“В зале городской думы в пользу санитарно-благотворительного попечительства Оренбургской губернии состоялось религиозно-нравственное чтение священника М.Я. Филологова на тему “Крайность протестантизма и протест религиозного чувства против него”. В перерывах чтения хором Вознесенской церкви под управлением И.И. Третьякова стройно и молитвенно исполнены песнопения “Благослови душе моя” и “Внуши Боже” Архангельского, “Свете тихий” Кастальского, “Единородный” Гречанинова”.

Помощник настоятеля Вознесенского храма более ста лет назад констатировал:

наша не оставалась без певчих никогда. Пение в ней всегда хорошее, приятное – всем прихожанам оно нравилось и привлекало богомольцев из других приходов. Это не значит, впрочем, что церковь наша еженедельно по воскресным обедням и всенощным битком набивается народом. Как во времена прежние, так и ныне она наполняется в двунадесятые праздники по воскресеньям Великого поста, в Страстную и Пасхальную седьмицы, а по воскресеньям летним народу нет и в половину.

Толпы богомольцев стекаются в нашу только один раз в год, именно в храмовой праздник Вознесенья. На этот день богомольцы идут толпами. И идут не из окрестных деревень, а преимущественно из дальних, верст за пятьдесят, за сто, за двести. Идут и ведут с собой детей-подростков, а многие приходят и с детьми грудными. В таком множестве стекается на этот день народ, что во время службы не только полны им бывают и храм, и коридоры, но массе приходится стоять вне храма – на улице. Стечение народных масс на этот день существует от лет древних”.

Возродится ли эта традиция с возрождением гостиного двора?

Автор: Татьяна
Источник: “Вечерний Оренбург”, № 24 от 12 июня 2002 г.

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x