Литературно-политическая и экономическая газета “Оренбургский край” 130 лет назад делилась с читателями интереснейшими свидетельствами о проблемах степной российской губернии.
Приписка стоит дешево
Немало публикаций “Оренбургского края” в 1893 году посвящено теме паспортизации населения. Корреспондент из Илецкой Защиты (теперь город Соль-Илецк) извещал:
“В последнее время благодаря новому закону о переходе жителей из одной местности в другую масса временных жителей Илецкой Защиты начала приписываться к здешнему мещанскому обществу.
Причин, побудивших к такому решению, много. Живя здесь (иногда по нескольку лет), переселенцы посылают на родину массу денег: выкупных за землю и местных сборов, кроме того, они должны выправлять паспорта.
При таких ежегодных хлопотах если удастся в пять лет заполучить паспорт, значит хорошо. Паспорт на год со всеми пошлинами и канцелярскими расходами стоит не более трех рублей. А при безчисленных отрывах от работы, неофициального налога выйдет более пяти рублей.
Чтобы избавиться от этого мытарства и отубытков некоторые поселенцы и решили распроститься навсегда с “Рассеей” и записаться в илецкие мещане. Приписка стоит дешево – семья из семи человек израсходовала 1 р. 20 к.”.
Чуть позже обнародовано указание оренбургского полицеймейстера:
“Некоторые домовладельцы стесняются прописывать квартирантов, у которых не имеется паспортов. Вследствие этого полицеймейстер поручает приставам разъяснять, что на обязанности домовладельца лежит лишь подача в срок на прибывшее или выбывшее лицо адресного листка, поясняя “прибыл без вида”. Заявив таким образом полиции о неимении паспорта у жильца, домовладелец снимает с себя ответственность. Забота в отношении принятия мер к исходатайствованию жильцом паспорта относится уже к обязанности полиции”.
На допущение питейных заведений
Наших предков 130 лет назад очень волновала организация торговли спиртными напитками. Из станицы Рассыпной (ныне Илекский район) в газету направлено сообщение:
“Жители заняты вопросом о том, как повыгоднее воспользоваться правом взимания денег за приговоры на допущение питейных в их селениях”.
Бузулучанин Г. Д. Попов писал в редакцию “Оренбургского края”:
“Земские начальники решили взимать с виноторговцев за право открытия лавок по 1 р. на каждую ревизскую душу. Такое постановление не по ндраву пришлось виноторговцам, и они не открыли ни одного заведения. Некоторые сельские общества сами открывают винные лавки…”
Подводя итоги применения “питейного закона”, сотрудник “Оренбургского края” разместил свои выводы на первой странице:
“В казачьих поселках при сдаче питейных присутствовали командированные атаманом лица, а приговора поступали на утверждение его. Порядок этот обуславливал возможность получения наивысшей платы. За Бердский поселок уплачено 1200 рублей серебром, а за Донецкий 900 рублей серебром.
В Оренбургском уезде питейная торговля открыта в 187 селениях (137 крестьянских и 50 казачьих) с уплатой за приговоры около 70.000 рублей серебром в год. Суммы эти в сельском бюджете настолько значительны, что в деле этом заинтересовано и крестьянство и казна”.
Против холеры
Изучив протокол заседания губернского комитета общественного здравия, хроникер “Оренбургского края” весной 1893 года познакомил читателей с печальными данными:
“Сильное развитие холерной эпидемии наблюдалось в Оренбургском уезде – в 150 населенных пунктах, в Орском – в 25″.
В статье под заголовком “К мероприятиям против холеры” сообщалось:
“Вряду мер, направленных на улучшение санитарно-гигиенических условий Оренбурга, нельзя не отметить забот начальствующих лиц к улучшению для народной массы питания, путем предоставления простому люду здоровой пищи – этого едва ли не главного охранителя нашего от заболеваний вообще и холерой в особенности.
По распоряжению начальника губернии предположено открыть на площади железного базара дешевую столовую для 500 человек. В другом конце города заботами комитета общества вспомоществования нуждающимся жителям г. Оренбурга, состоящего под председательством супруги губернатора Елены Михайловны Ершовой, открывается дешевая столовая. К общим заботам о помощи беднейшим жителям Оренбурга необходимо прибавить намерение купцов Деева, Савинкова, Зарывнова, Серякова и других устроить при столовой дешевую и даровую чайные”.
Старухи лечат от всех недугов
У нас с вами есть возможность познакомиться с размышлениями жителя села Покровского (сейчас Новосергиевский район) 130-летней давности:
“Стоимость медикаментов, отпускаемых на целую волость в год, не превышает 14-16 рублей.
Что может сделать с такими средствами фельдшер? Волость состоит из 12 – 15 селений, в каждом из них найдется 20 – 30 человек больных. Если давать самые дешевые лекарства, необходимо 15-20 рублей ежедневно.
В Самарской и Симбирской губерниях на 20 – 30 сел имеется земская больница. В этом отношении мы далеко отстали. В настоящее время наш фельдшер то же, что солдат с деревянным ружьем на сцене.
Фельдшер со своими медикаментами может лечить, но существенной пользы не принесет. Он скажет больному: тебе надо то-то и то-то, а у меня этого нет, все вышло. Где же взять? Ехать за лекарствами в Оренбург за 100 верст нет возможности. К кому же обратиться? В каждом селе и поселке имеются обязательно две-три старухи, которые лечат от всех недугов”.
Удобства лишены
Из села Исаево-Дедово (ныне райцентр Октябрьское) в 1893 году редакцией “Оренбургского края” получена просьба о помощи иного рода:
“Перевод почтовой станции из Исаева в с. Новоникитино весьма неудачен. Село это не торговое, жителей не более 700 душ…
Исаево имеет до 4000 жителей, из них до 1000 – торговцы, ремесленники. Здесь становые квартиры (места пребывания полицейских приставов. – Прим. Т. С.), три священника, аптека, квартира судебного пристава. Еженедельно в Исаеве большой базар, на который съезжаются жители селений, расположенных верст на пятьдесят кругом, и оренбургские торговцы. Здесь самый значительный в уезде хлебный и сырьевой рынок.
Корреспонденция на Исаева значительна, но получать ее в Новоникитино неудобно и стоит дорого. Лица, получающие газеты и письма, платят по рублю в месяц, за письма не постоянных клиентов почтальона последний взимает по 10 – 20 копеек.
В базарные дни здесь получалась почта и всеми окрестными жителями, это им ничего не стоило, так как целью их поездок был базар. Удобства этого они лишены, так как в Новоникитино им ездить незачем…”
Совершает самосуд
К разряду криминальных можно отнести данные о буднях шарлыкских крестьян, опубликованные 130 лет назад:
“Конокрадство – исконное зло наших мест. В Шарлыкской и Зобовской волостях конокрады в высшей степени нахальны и занимаются прямыми поборами.
Конокрад снимает по высокой цене пастьбу скота, затем нанимает пастухов по дешевой цене. Разницу в ценах он берет себе за то, что обещает не воровать лошадей в тех селениях, где поставлены его пастухи.
Беззащитность крестьянства – полная. Свидетели и сами обвинители боятся показывать на суде истину, чтобы не навлечь месть. Несостоятельность суда вызвала в жизнь самосуд. Конокрады иногда пропадают без вести…”
В торговом быту -“мартышки”
Пономаревский корреспондент в 1893 году прислал в “Оренбургский край” информацию о хитростях непорядочных коммерсантов:
“Обвешивать и обмеривать мужика при покупке и ссылке у него хлеба – это самое заурядное явление среди местных хлеботорговцев. Для этого употребляются особые люди, носящие в торговом быту название мартышек. В особенности отличаются в этом отношении Р. и Ш, ухитряющиеся делать из 20 пудов только 15.
Обыкновенный способ обвешивания состоит в следующем. При ссылке хлеба мужик-продавец становится у воза, а мартышка в амбаре у весов. Мужик начинает мерой черпать хлеб и подавать мартышке. Последний, пользуясь тем, что мужик отворачивается к возу, часть хлеба сыплет на пол, а часть в кадь весов.
Это знают сельское и волостное начальство, сами торговцы и их депутаты, но никому до этого нет дела…”
Абдулино изменилось
Различными новостями о соседях, перепечатанных из “Самарской газеты”, был заполнен “Областной отдел” оренбургского периодического издания 130-летней давности.
Об “известной станции Самаро-Уфимской железной дороги деревне Абдулино” оренбуржцы узнали тогда много любопытного:
“Абдулино находится в четырех верстах от Белебеевского уезда (сама деревня относилась к Бугурусланскому уезду Самарской губернии. – Прим. Т. С.). Все здесь носит на себе особенный отпечаток новых мест…
Коренные жители Абдулино – крещенные татары, поселенные здесь правительством около сотни лет назад. С проведением самаро-златоустовской железной дороги здесь кипела баснословно прибыльная торговля хлебом.
Деревня начала обстраиваться, появились амбары, лавки, кабачки, пивные и трактиры. Образовалась новая улица и пришлый люд, устремившийся сюда из многих местностей России, начал водворяться здесь, то в качестве съемщика базара, то арендатор а мельниц и крупянок, то просто в качестве искателя приключений и наживы.
За какие-нибудь 10 лет деревня изменилась до неузнаваемости. В настоящее время в Абдулино можно найти все, начиная с бакалейных магазинов и кончая аптекой, нет только церкви и школы”.
Автор: Татьяна Судоргина
Источник: Оренбуржье, 13.12.2023