Благодаря усилиям Андрея Саблина, мы продолжаем знакомить читателей с историей Саракташа. В новом цикле "Саракташский хронографъ" мы погрузимся в его прошлое.

Благодаря усилиям Андрея Саблина, мы продолжаем знакомить читателей с историей Саракташа. В новом цикле публикаций, под названием “Саракташский хронографЪ” мы погрузимся в прошлое этого поселка и узнаем о важнейших событиях, происходивших здесь с момента его основания в далеком 1913 году.

Первый выпуск “Хронографа” охватывает период с 1913 по 1920 год, позволяя нам заглянуть в мир, который уже стал историей. В 1917 году в России произошла революция, оказавшая значительное влияние на Саракташ, и он, как и вся страна, столкнулся с переменами и новыми вызовами.

Мы надеемся, что “Саракташский ХронографЪ” станет для вас увлекательным путешествием во времени и поможет лучше понять историю и современность этого уникального уголка нашей Родины.

1913 год

1. Осуществлен отвод земли под полотно намеченной к строительству железной дороги Оренбург – Орск и разметка места строительства станций, разъездов, полустанков и других сооружений железной дороги, в том числе, и будущей станции Саракташ. Начаты земляные работы для строительства вокзала и других станционных сооружений.

«Южный Урал», 17.02.1972

2. Станции еще нет:

Начальнику управления Ташкент. ж/д

РАПОРТ

Вследствии личного Вашего приказа довожу до Вашего сведения, что по соглашению с главным инженером по постройке Оренбург-Орской ж/д, намечены следующие пункты этой дороги, в каковые первоначально должны быть назначены жандармские унтер-офицеры по 1-му на каждый пункт:

  1. Оренбург –
  2. Пречистинская станция на 57 версте – Петр Гореткин
  3. Новочеркасский поселок на 95 версте – Алексей Подольный
  4. Кондуровский пос. на 131 версте – Алексей Никонов
  5. Кувандык на 181 версте …
  6. г. Орск на 307 версте …

при этом унтер-офицеры к 25 апрелю были на местах.

Подполковник Дубичинский, 10.04.1913 г.

3. Первое упоминание Саракташа:

Управление по постройке Оренбург-Орской железной дороги объявляет, что в ноябре сего года предполагается провести укладку и открыть движение хозяйственных поездов на первом участке строящейся дороги от Оренбурга до поселка Желтого, протяжением 120 верст. Ввиду этого Управление по постройке приглашает грузоотправителей заблаговременно подать письменные заявления о размере предвидящихся отправлений, с обозначением рода груза и станции назначения, принимая во внимание, что на предложенных к открытию для грузовых операций станциях: Оренбург, Сухомлиновская на 51 версте, на 98 версте, и разъезд Желтый на 121 версте грузы будут приниматься лишь повагонно, в соответствии с полной подъемной силой вагона в 1000 пудов и что тариф для временного движения будет установлен около 1/20 копеек с пуда и версты.

«Оренбургская газета», 06.07.1913

4. Приостановка строительства:

Начальнику Оренбургского отд. жандармско-полицейского упр. Ташкентской ж/д

РАПОРТ

Довожу до Вашего сведения, что в в виду наступивших холодов и прекращений массовых работ на сооружаемой железнодорожной линии Оренбург-Орск, унтер-офицеры, командированные на эту дорогу с 01.11.1913 г. будут находится на след. пунктах:

  1. Оренбург
  2. ст. Воздвиженка на 102 версте – унт.оф. Алексей Подольный
  3. п. Кондуровка на 131 версте – унт.оф. Алексей Никонов
  4. пос. Кашкук –

Подполковник Дубичинский, 11.10.1913 г.

1914 год

1. В конце 1914 года в Оренбург из Риги прибыл для отбывания ссылки будущий нарком путей сообщения Петр Алексеевич Кобозев. Полиция разрешила ему работать на строящейся Оренбург-Орской железной дороге.

2. В фонде российского государственного исторического архива, связанном с проектированием и сооружением железных дорог в России, хранятся проект каменного здания на станции Саракташ, проект жилого дома площадью 65,37 квадратных саженей на станции IV-го класса при пассажирском здании и проект водоснабжения станции Саракташ, включающий в себя план и продольный профиль водонапорной линии. Документация датирована 1914 годом.

3. Построен станции и некоторые другие станционные сооружения.

«Южный Урал», 17.02.1972

4. был построен по оригинальному, детально разработанному проекту. Его автор – архитектор Татарчук.

«Гудок», 15.06.2012

5. Строительство дороги осуществлял подрядчик Сигов.

«Южный Урал», 20.01.1963

6. Инженером строящейся Оренбург-Орской дороги был Петр Алексеевич Широколобов. Во время производства работ он жил в Черкассах на квартире Андрея Ефимовича Чумакова.

Из сообщения дочери А.Е. Чумакова Анастасии Андреевны Чумаковой в селе Черкассы, 16.11.1983

7. Инженером по водоснабжению на строительстве линии работал Степан Александрович Хоментовский.

Л. Большаков, «Притяжение земли»

8. 19 декабря 1914 года на участке Оренбург II – разъезд Желтый было открыто временное движение товаро-пассажирских поездов.

«Южный Урал», 17.02.1972

1915 год

1. У вокзала станции началось сооружение водонапорной башни. В двух километрах севернее, у реки Сакмара, построили водокачку для снабжения станции водой. Эти работы проводились под руководством Петра Алексеевича Кобозева, находящегося в оренбургской ссылке под надзором полиции.

2. Пассажирское движение на участке Оренбург – поселок Желтый строящейся железной дороги Оренбург-Орск постепенно увеличивается. Ежедневная выручка от пассажирского движения превышает сто рублей.

«Оренбургский край», 14.01.1915

3. У вокзала станции Саракташ, который все еще достраивался, имелась изба под соломенной кровлей, в которой жила семья первопосленецев Березиных. Рядом с избой находилась времянка, в которой размещался сторож.

«Путь Ленина», 24.10.1967 

4. С 1 июля 1915 года на строящейся железной дороге Оренбург-Орск движение поездов будет продолжаться до 144 версты (станция Дубиновка). Рабочие поезда ходят до 150 версты. На постройке работает 100 военнопленных славян, контрагентом по постройке В. П. Сиговым возбуждено ходатайство о присылке новой партии военнопленных.

«Оренбургский край», 20.06.1915

5. Расписание товаро-пассажирских поездов Оренбург-Орской линии

Перевозка товаров на 144 версту до ст. Дубиновка.
На расстоянии 122 версты Оренбург – Желтый разъезд вагоны III и IV классов.
№ поезда 6. Из Оренбурга II отправляется 8 часов утра
№ поезда 5. Из Желтого разъезда отправляется 10 часов 9 минут утра.
Из Оренбурга поезд № 6 отправляется по понедельникам, средам и пятницам.
Из Желтого № поезда 5 отправляется по вторникам, четвергам и субботам

«Оренбургский край», 03.07.1915

6. Перед вокзалом станции был устроен фонтан и разбит небольшой сквер.

«Путь Ленина», 25.02.1993

7. Станицы Воздвиженская и Черкасская считались тогда отдаленными. Не было наезженных дорог к ним. Лишь узкие тропинки, протоптанные рабочими стройки, были единственными сообщениями с жителями этих станиц.

Из воспоминаний Ф. Чикрызова о поездке на станцию в 1915 году

1916 год

1. Сведения о числе военнопленных, состоящих на работах сооружаемой железнодорожной линии Оренбург-Орск, в районе Орского отделения к 15-му марта 1916 года.

Пункты постоянного размещенияКоличество военнопленныхЧисло охранной стражиФамилия унтер-офицера, имеющего надзорДолжность и фамилия агента дороги, в распоряжении которого находятся

Военнопленные

1Ст. Оренбург II 5 в.451Алексей ПавловЗаведыв. Хоз. Частью Шван
Пункт Гребени 23 в.5Василий МоисеевНач. II уч. Инженер Иванов
Ст. 4Фаддей КрыловЗаведыв. Хоз. Частью Шван

2.

Начальнику жандармско-полицейского упр. Ташкентской ж/д

РАПОРТ

Для окончания значительных остающихся к исполнению работ по сооружению железнодорожной линии Оренбург-Орск встречаются большие затруднения в найме необходимого количества рабочих.

Вследствие этого и выяснившейся невозможности привлечения в текущем году к работам военнопленных Австрийской и Германской армий, кои поступают для обеспечения работ сельского хозяйства, Правление Общества Троицкой железной дороги вошло с ходатайством в Генеральный Штаб о предоставлении для работ 3000 военнопленных турок.

Вместе с тем, ввиду неопределенности вопроса получения последних, возникает вопрос о возможности привлечения к работам «желтого труда» – корейцев. Коли в применении желтого труда явится препятствие, может быть сделана попытка найма персов, кои применяются при постройке дорог Туркестанского края.

Главный инженер (подпись), 31.03.1916 г.

3. Станция Петроград – Ник. Штакоржанд (Штаб корпуса жандармов)

Ввиду предположения Управления по сооружению линии Оренбург-Орск пригласить на работы корейцев или персов, прошу указать, возможно ли допустить их к производству работ. Приглашение этих иностранных подданных вызывается неимением рабочих русских и военнопленных.

Полковник (подпись), 04.04.1916 г.

4. На станции насчитывается уже 15 жилых землянок и изб, в которых проживали рабочие станции, причисленные к казакам, с семьями.

«Путь Ленина», 25.02.1993

5. 24 июня 1916 года движение поездов через от Оренбурга до Дубиновки было приостановлено.

«Путь Ленина», 24.10.1967

6. Строительство железнодорожной ветки Оренбург-Кувандык приостановлено.

7. До Великого Октября на месте, где сейчас расположен наш поселок, были озера и болота. Только вокруг железнодорожной станции ютилось несколько убогих избушек. Землей владели крестьяне-единоличники села Воздвиженка.

Из воспоминания председателя Саракташского поссовета И. Прокаева в 1957 году

1918 год

1. Начало апреля 1918 года. Саракташские железнодорожники вместе с партизанским отрядом, прибывшим на подмогу из села Спасское, в первый раз вступили в схватку с дутовцами и отогнали их от станции. Станцию удерживали в течение 10 дней, после чего ополченцы вынуждены были отступить.

«Путь Ленина», 25.02.1993

2 . Конец апреля 1918 года. Через Саркаташ к Оренбургу пробился отряд героя гражданской войны Николая Каширина.

«Путь Ленина», 25.02.1993

3. Май 1918 года. У Саракташа бои против белоказаков ведет рабочий отряд Василия Константиновича Блюхера, будущего маршала Советского Союза.

«Путь Ленина», 25.02.1993

4. 27 мая 1918 года. Отряд, высланный по орской линии, дошел до Саракташа, был отрезан казаками, старавшимися окружить. Отряд, нанеся значительные потери, сам без потерь пробился и пешим порядком вернулся в Оренбург.

Из донесения командующего Оренбургским фронтом Г. В. Зиновьева
в наркомвоен о ходе боев с белоказачьими отрядами Дутова

5. 30 мая 1918 года. На перегонах Саракташ-Сакмарская действует группа белоказаков Северного фронта, численностью до 500 человек. «Смело нападает на наши отряды, подходила к Оренбургу на 10-12 верст. Командный состав неизвестен».

Из доклада председателя уральского областного совета и оренбургского оперативного штаба
о плане разгрома противника

6. В конце июня 1918 года станцию Саракташ занимали дутовцы. Объединенный отряд петровских и богословских партизан, общей численностью 70 бойцов, дав несколько жарких сражений у станции, был вынужден отступить на Преображенск.

Из воспоминаний бывшего красногвардейца-партизана А. Цибаева в 1957 году

7. 2 июля 1918 года. С боями через Саракташ пробился в оренбургском направлении отряд красногвардейцев под командованием М. Краснощекова и Г. Постникова.

«Путь Ленина», 25.02.1993

8. Август-сентябрь 1918 года. Со стороны Орска началось наступление дутовцев на Оренбург. Белоказаки сосредоточились в районе Саракташа

Из заметок М. М. Чумакова

9. На земле, выделенной черкасскими казаками, построил себе избушку старожил поселка Е. С. Бутов. Стояла одна станция, да несколько избушек.

Из воспоминаний Е. С. Бутова

1919 год

1. Март 1919 года. По решению ЦК и указаниям В. И. Ленина в январе 1919 г. перед нашим главным командованием была поставлена задача форсировать овладение г. Челябинском. Об этом РВС фронта была получена 25 января 1919 г. шифрованная телеграмма Полевого штаба Республики, посланная в копии В. И. Ленину:

«В дополнение директивы № 730/Ш. Политобстановка требует самых энергичных и решительных действий в направлении на Челябинск, которые должны быть организованы и проведены в кратчайший срок — 731/Ш».

Получив телеграмму, РВС фронта в тот же день послал Гаю приказ № 279:

«… Командарму 1 продолжать энергичное преследование противника, теперь же произвести перегруппировку и подготовиться к новой операции, имеющей своей основной целью овладение г. Челябинском. Намеченная операция должна быть начата через 5 дней и будет вестись по двум направлениям: Оренбург — Орск— Троицк — Челябинск и Оренбург — Стерлитамак на Верхнеуральск. 25-я дивизия на эту операцию остается в распоряжении командарма».

В процессе подготовки к намеченной операции производились перегруппировки и сосредоточения войск. Благодаря этому к концу первой декады марта у командарма оказался крупный резерв — 25-я дивизия (без 1-й бригады и 224-го полка), которому им и был еще б марта отдан приказ через Илецк — г. Оренбург — ст. Саракташ перейти в район завода Кананикольский.

Г. Эйхе «Уфимская авантюра Колчака (март-апрель 1919 г.)», М., Воениздат, 1960

2. Март 1919 года. Чтобы обеспечить как можно большую часть жителей губернии продовольствием, на местах создавались дополнительные распределительные пункты. К марту 1919 года Саракташский пункт вышел на третье место, заготовив 73361 пуд пшеницы, 3227 пудов ржи, 559 пудов овса, 636 пудов ячменя, 903 пуда проса.

Из документов областного архива

3. 17 августа 1919 года. Захваченный дутовцами Саракташ освободил 435 (277-й) Орский полк под командованием М. Масютина. При освобождении станции отличился батальон будущего генерала М. А. Шалина.

«Путь Ленина», 25.02.1993

4. Из Саракташа. Москва, Совнарком. Ленину.

ТЕЛЕГРАММА

Председатели волостных, сельских исполнительных Советов от имени крестьян и трудовых казаков шлют горячий привет рабочим красного Петрограда и Москвы и доблестной нашей Красной Армии, освободившей нас от белогвардейских банд. Мы всегда по первому зову готовы идти на защиту нашей Советской России. Клянемся отдать последний кусок хлеба для защитников Советской России. Да здравствует наш вождь товарищ Ленин!

«Живые строки», Челябинск, 1970 год

5. Ноябрь 1919 года. Положение в Оренбурге с сыпным тифом крайне тяжелое, борьба с эпидемией невозможна. Отсутствие дров, бани не работают, госпитали не отапливаются, дезинфекция не может производиться. Доставка дров возможна только из Башкирской республики, при их содействии в пунктах погрузки на станции Кувандык и Саракташ, аппарат налажен, пока содействия нет.

Из телеграммы на имя В. И. Ленина доктора Вейсброда (Самара)

1920 год

1. 3 января 1920 года. На станции Саракташ прошел первый коммунистический субботник. В нем приняло участие 70 человек коммунистов и железнодорожников.

«Путь Ленина», 25.02.1993

2. Саракташцев, состоящих на работах по заготовке топлива, освободили от мобилизации на военную службу в Красной Армии. Всех, мешающих лесным заготовкам, предписывалось арестовать и препроводить в Оренбург для предания Ревтрибуналу.

«Приказ 1-й Армии», 04.01.1920

3. К вечеру 24 мая 1920 года со ст. Сара на ст. Саракташ была переброшена бронелетучка 92 бригады. Красноармейцы направлялись штурмовать Кизель для уничтожения «народной армии» Охранюка, провозгласившего своей миссией создание на Южном Урале «башкирского княжества». Перед этим 5 мая 1920 года повстанцы забрали в селе Петровское 60 лошадей.

Д.А. Сафонов «Первая народная революционная армия Охранюка-Черского», 1999

4. Близ станции Саракташ открыто месторождение асфальтита.

5. В Саракташе поселился житель I Александровки И. И.Иванцов.

«Путь Ленина», 22.10.1983

6. Начался рост пристанционного поселка. Формируются улицы Вокзальная и Ленина.

«Краткая характеристика развития поселка», 2003

7. Партийные ячейки военных частей, размещавшихся в ст. Черкасской, провели два субботника. От пристани реки Сакмары подвезено к станции Саракташ, погружено на 17 платформ и в 16 вагонов 65 кубических саженей дровяной и деловой древесины.

«Путь Ленина», 20.04.1968

8. В двадцатые годы, работая в Оренбургском губкоме и Орском обкоме комсомола, инструктором в подотделе нацменьшинств, Мусса Джалиль побывал во многих районах и селах Оренбуржья. А в Саракташе он пытался организовать комсомольскую ячейку.

М.Р. Султангузин «Воспоминания и исследования о М. Джалиле», 2011

Материал подготовил Андрей Саблин

, , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x