Вера всегда объединяла людей. Во времена войн и кровавых битв люди находили утешение и надежду в святых идеалах, вне зависимости от того, какую религию они исповедовали. И Бог помогал им в трудные минуты, давал сил и мужества.

Меценат Михаил Коннов взял на себя не только финансирование строительства, но и роспись церковных сводов

В Оренбурге на сегодняшний день организовано немало церковных приходов. В каждый из них ежедневно приходят люди. Мое внимание привлек храм, располагающийся в поселке Берды. Однако это место стоит посетить каждому верующему. Богато его прошлое, но еще интереснее его настоящее и будущее.

Построили казаки храм…

Во времена царской России каждое поселение, каждая деревня или город стремились построить свою церковь. К этой же мысли пришли и казаки Бердской Подгородной слободы, которые в 1743-м году обратились за разрешением на строительство к оренбургской губернской канцелярии.

Первая, Никольская в Бердской слободе, была построена в 1744 – 1745 годах, однако вскоре сгорела. В 1753 году была заложена новая церковь в честь Рождества Богородицы. Простояла она недолго и 10 ноября 1789 года сгорела от поджога.

В истории Бердского храма немаловажную роль сыграли государственные перевороты и расколы. Наибольший отпечаток оставили два из них.

Памятник А. С. Пушкину в поселке Берды города ОренбургаПервый связан с именем Емельяна Пугачева, который в 1773 году остановился в Бердах. Александр Сергеевич в «Истории Пугачевского бунта» писал о том, как во время одной из служб вошел в храм, прошел к алтарю и занял церковный престол. Люди в страхе падали ниц и кланялись. Самозванец устроил «царский» маскарад. Пугачев привез с собой также свою жертву Татьяну Харлову (по другим источникам Елизавету), дочь коменданта Татищевой крепости полковника Григория Елагина и вдову коменданта Нижне-Озерной крепости майора Захара Харлова. Она пользовалась исключительным положением в слободе. Однако продлилось это недолго. Соратники Пугачева невзлюбили Харлову и всячески старались от нее избавиться. Вскоре им это удалось. А. С. говорил, что Пугачев сам выдал Харлову. Граф Салиас в своем романе «Пугачевцы» писал, что расправа происходила в отсутствие Пугачева. Татьяну безжалостно застрелили вместе с ее семилетним братом среди улицы и бросили их в кусты.

В 1793 году в связи с нехваткой приходских дворов в Бердской слободе была упразднена и причислена к приходу Градо-Оренбургской Вознесенской церкви, которая находилась на Гостином дворе. Казаки не оставляли попыток организовать свой собственный приход. В 1797 году по прошению казаков Ивана Пелевина и Никифора Мурашкинцева была построена часовня. При ней имелись иконы Казанской Божией Матери, Воскресения Христова, Фрола и Лавра, Ильи Пророка, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Святой Троицы, Иоанна Предтечи. В 1802-м году была создана Оренбургско-Уфимская епархия. Казаки Бердской слободы обратились к преосвященному Амвросию I с новым прошением об определении к их часовне священно- и церковнослужителей, а также о строительстве каменной церкви. После четырех отказов, в 1824 году была построена церковь Казанской Божией Матери, которая была чрезвычайно тесной. С ростом населения возникла необходимость ее расширения. В 1855 году благодаря священнику Александру Каликинскому храм был расширен во все стороны с устройством двух приделов: южного – во имя Архангела Михаила, северного – во имя святителя Николая. В 1859 году церковь вошла в состав вновь учрежденной Оренбургской епархии.

Второй переворот, повлиявший на историю Бердского храма, связан с событиями Гражданской войны. В 1925-м году был создан Союз безбожников. Активисты движения «конфисковывали» церковно-приходские помещения и организовывали в них комсомольские клубы. Несколько раз храм пытались закрыть. Однако прихожане упорно боролись за свою церковь, рассылая местной власти жалобы на «безбожников».

В тридцатые годы XX века была превращена в зернохранилище колхоза «Ленинский луч». Во времена Великой Отечественной войны в здании храма находился завод военного назначения. В шестидесятые годы было принято решение взорвать «лишнее помещение». «Ликвидировать» храм удалось только с третьей-четвертой попытки.

Настоящее и будущее

Сейчас на месте некогда взорванного храма располагается школа и памятник Александру Сергеевичу Пушкину. В 2005 году рядом с прежним местом был заложен первый камень нового шестнадцатиметрового храма иконы Казанской Божией Матери. Огромный вклад в строительство внес тогда заместитель председателя правительства Оренбургской области Михаил Коннов. Михаил Федорович выступил не только в качестве мецената, но и участвовал в росписи стен. Его кисти принадлежат два сюжета, украшающих своды церкви: образ Божией Матери, который несут на своих крылах ангелы, парящие в небесах, а также «Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу».

Храм Казанской иконы Божией Матери в поселке Берды города Оренбурга

Для посетителей двери были открыты еще задолго до того, как закончились строительные работы. Настоятель храма отец Артемий рассказывает:

«Когда началось строительство, многие прихожане стали приносить иконы, сохранившиеся у них еще со времен взрыва большого каменного трехпрестольного храма. Таким образом, мы провели линию между прошлым и будущим.

При храме также действует миссионерский отдел Оренбургской епархии и информационно-консультативный центр священномученика Макария Оренбургского. Организация занимается вопросом сект. Есть также реабилитационный центр для людей, пострадавших от действия нетрадиционных религиозных движений».

Настоятель храма протоиерей Артемий Шатов окончил Московскую духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре, преподает в Оренбургской духовной семинарии сравнительное богословие и сектоведение. К слову, преподавательская деятельность священника этим не ограничивается. Напротив Бердского храма располагается средняя общеобразовательная школа, в которой отец Артемий является частым гостем.

В школе уже пятый год читается курс «Основы православной культуры».

Удалось мне побеседовать с прихожанкой Тамарой Переплетчиковой, которая посещает храм с момента начала его реконструкции. Когда стройка только начиналась, приносила иконы. «Я часто прихожу сюда. Молитва мне помогает! Господь исцеляет!», – говорит Тамара.

Настоятель храма протоиерей Артемий Шатов окончил Московскую духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре, преподает в Оренбургской духовной семинарии сравнительное богословие и сектоведение.

В 2013 году было получено разрешение на строительство колокольни. Воздвигать ее стены начали только в июле этого года. За четыре месяца была выполнена почти половина работ. На заднем дворе храма располагаются шесть малых колоколов. Это необходимый минимум. В колокольне будет работать электронная звонница, управляемая при помощи системы рычагов, каждый из которых связан с пультом управления.

«Колокольня – это голос церкви», – рассказывает отец Артемий. – Заказывали колокола на Урале в Свердловской области. На данный момент у нас работает один звонарь. Человек он уже пожилой. Найти замену ему пока нет возможности. Зарплаты у звонарей маленькие, а работа достаточно трудная. К тому же у нас нет школы, в которой бы юношей готовили к этому делу. Поэтому было решено установить электронную звонницу. Звук от этого ничуть не пострадает. К тому же отвязать веревки, соединяющие колокол с рычагом, можно в любой момент».

Созерцая прекрасное, душа радуется. А многим людям, не хватает счастья и радости. За ними и приходят в храм: молятся, исповедуются, освобождаясь от грехов. Бог их слышит, помогает. И они приводят в своих родных, прививают им любовь и уважение к Всевышнему. Так народ собирается в одном месте – в соборе; объединяется с одной целью, с одним желанием. Собирается и верует. И вера помогает, защищает от бед. Священные стены становятся вторым домом, местом, где тебя всегда примут, всегда выслушают, всегда помогут. На то она воля Божья!

Автор: Евгения Недорезова

Источник: «Оренбургская неделя» № 45, 4 ноября 2015

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x