Школа №14



Школа №14 поселка Берды № 14 имеет замечательную историю. Первая на Бердах была открыта Оренбургским казачьим войском в 1819 году и была названа начально-церковно-приходской.

Грамотных в казачьей станице было мало. Школы, в современном ее понимании, не существовало. Для занятий использовали помещение частного дома.

Учителя нанимали сами — какого-нибудь унтер-офицера с оплатой 50 коп. в месяц с ученика, 10 фунов муки и воз дров в год. Вообще же обучались мальчики только зажиточных родителей, так как не всякий родитель мог уплатить полагающуюся учителю плату.

Обучение детей казачьих станиц и поселков было обязательным с 70-х годов XIX века. Девочек грамоте не обучали, потому что считали, что обучение девочек не нужно. Они наряду с мальчиками стали получать знания лишь в последней трети XIX века, когда в школах ввели как предмет Закон Божий. Причем учились раздельно, в разных школах — в мужской и женской, которые тогда уже были в Бердах.

Все ученики кроме девочек должны были надевать форменную одежду: суконные штаны с голубым лампасом, суконную гимнастерку, картуз с околышем или шапку с цветным верхом, тогда же мальчику надевали и голубые погоны.

В 1875 году в поселковую школу, которая также называлась народным училищем, пришла учительствовать Мария Ивановна Миляева. Ей назначили жалованье — «по 50 рублей серебром в год». Еще большее денежное содержание имел местный учитель — урядник Оренбургского казачьего войска Дмитрий Пастухов. Оно составляло 120 рублей в год. Приговором станичных жителей ему — «за старание» — прибавили еще 50 рублей.

Помимо этого, лучшим учителям выплачивались «денежные выдачи». Так, по Высочайшему разрешению учительнице Бердской женской школы «девице Ульяне Пузиковой» в 1873 году было выдано 25 рублей. Спустя три года она получила еще 30 рублей. Как вознаграждение за доблестный труд.

В 1891 году попечителем Бердских школ был назначен местный казак Лев . Годом позже в поселок на должность учителя был переведен из Сакмарской станицы сотник Чесноков.

Первое собственное здание школы было построено в селе в 1896 году. Оно было деревянным, имело 9 комнат общей площадью 152 квадратных метра.

В 1898 году в Бердском поселке было 148 учащихся. Через год, с ростом населения, их число выросло до 205 человек. В начале XX века в казачьей станице училось уже 102 мальчика и 108 девочек. Уроки для них начинались с утренних молитв, которые «совершались при зажженной лампадке перед классной иконой». Вечерние молитвы были не всегда. Учебный год, в отличие от нынешнего длился всего 5-6 месяцев. Начинался он со второй половины октября, а иногда и даже начала ноября, и заканчивался ранней весной (в середине марта).

С 1903 по 1919 годы в Бердской школе в мужском отделении учительствовал Лобов Григорий Кириллович. За безупречную работу имел награды: две золотые и три серебряные медали.С 1903 по 1919 годы в Бердской школе в мужском отделении учительствовал Лобов Григорий Кириллович. За безупречную работу имел награды: две золотые и три серебряные медали, одна из которых — серебряная шейная медаль «За усердие» на Владимирской ленте.

Благодаря стараниям Войскового начальства рос школьный капитал. Вот данные по Бердской школе за 1908-09 учебный год. К началу занятий она имела в своем распоряжении 1034 рубля 70 копеек и считались по тем временам вполне обеспеченной. Из общей суммы, отпущенной на учебный и воспитательный процесс, в первое полугодие было израсходовано лишь 40 рублей.

В 1911 году попечителем школ был Ф. Беляков.

Во время войны многие преподаватели казачьих школ были призваны в действующую армию. Для поддержки их семей  Военный совет России издал специальное постановление. В нем, в частности говорилось:

Учителя низших казачьих школ Оренбургского казачьего войска, призванные на действительную службу, сохраняют за собой должностное жалование и право на пенсию.

В конце 1917 года оклад учителя казачьей школы Оренбургской губернии составлял 600 руб. в год, кроме того, ежемесячно к окладу добавлялось 20 руб. пособия. 492 учителя Оренбуржья имели квартиры при школах, 628 – не имели, но получали квартирное пособие.

В 1918 году вышел декрет об отделении государства от церкви и школы.

Во время голода, в начале 20-х годов ХХ столетия в бердинской школе Американская администрация помощи (American Relief Organization) открыла пункт питания для детей.

На седьмом году Советской власти в Бердской школе, как в старые времена, висела икона.

Летом 1924 года в Бердах была организована ячейка «Долой неграмотность». Тогда она насчитывала 17 человек — в основном школьных работников и членов Бердского сельсовета. В конце 1925 года состоялось заседание волостного комитета по ликвидации безграмотности. Было создано организационное бюро, в состав которого вошли лучшие учителя волости. Бердскую школу представляла Мария Валерьяновна . Учительствовать она начала в 17 лет. После Октябрьской революции работала инспектором народного образования, а с 1923 (1925?) года стала учительницей Бердской школы. При этом совмещала обязанности председателя культурной секции местного сельсовета и возглавляла ревизионную комиссию колхоза «Ленинский луч». В 1939 году Мария Валерьяновна была участницей областного слета учителей-отличников, который собрал 349 лучших педагогов Оренбуржья.

Справка, выданная Предтеченской Марии Валерьяновне 20 июня 1941 года. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры "Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей".

Справка, выданная Предтеченской Марии Валерьяновне 20 июня 1941 года. Источник: Государственное бюджетное учреждение культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей».

О том, что из себя представляет школа и о том, как она влияла на общественную жизнь поселка можно получить из публикации «Вестник Просвещения» № 12, 1926 год:

Бюджет школы. Бюджет школы составляется из следующих источников: от Наркомпроса 129 р. 30 к., от УОНО 259 р. 55 к., от ВИКа 924 р. 38 к. По Договору от граждан села Берды 1.194 руб., из коих на содержание учителей 624 р., на отопление 90 р., на ремонт 450 р на мелкие расходы 30 р.

Инвентарь школы. Парт 4-х местных 40 шт. классных досок 2, столов 1, шкафов 3, баков для воды 2, тазов 2. Часов, стульев и умывальников нет.

Здание школы. Деревянное, штукатуренное внутри. Крыто железом. Полы деревянные, крашенные Потолок штукатурен. Всех комнат 9, из коих под классами 3 комнаты. Общая площадь их 152 кв. метра и кубатура 456 куб. метр.

Под квартирой учителя 3 комнаты. Площадь пола их 96 кв метр, и кубатура 288 куб. метр, квартира сторожа 1 комната 6 кв. м. — 18 куб. метр.

Раздевальня 2 комнаты 12 кв. м. 36 куб. метр. Вся площадь и кубатура здания школы выражается 266 кв. метров — 798 куб. метров. Окон 32. Световая площадь составляет 43 кв. метра.

Обслуживание школой детей школьного возраста. Всех детей школьного возраста в селе Берды 263. Охвачено школой 150 детей обоего пола. Остальные дети не охвачены школой по следующим причинам: отказ в приеме по малолетству 6 чел., поздняя явка 10 чел. болезненное состояние 2 чел., а все остальные не имеют возможности посещать школу, как но словам учителя, так и гражданина Тюрина, но необходимости работать дома и по недостатку одежды и обуви.

Состав школы. Все ученики — дети крестьян, за исключением 5 учеников детей рабочих и служащих, по социальному положению дети делятся на бедняков, батраков и середняков. Учеников зажиточных родителей нет.

Но группам. 1-я группа 66 учеников, из коих преобладающее большинство девочки (34), 2-я группа—61 ученик и 3-группа—23 ученика.

Учебная часть и отношение населения к школе. В начале года, на постановку работы население смотрело недоверчиво, ввиду частой смены учителей и по недопониманию обучения детей грамоте по методу целых слов. Против программного материала не возражают, интересуются. Граждане советовали поменьше заниматься политикой, но после бесед с ними, соглашаются и за политику. Против антирелигиозного воспитания выступлений не было, но ученики под влиянием родителей посещают , за исключением детей рабочих и служащих. По анкетным данным видно, что большинство учеников верующие. К концу года влияние родителей значительно уменьшилось и посещаемость школы в религиозные праздники возросла.

Взаимосвязь школы с населением. Учитель является членом сельсовета. Члены школьного совета являются членами общественных организаций и принимают участие в работе по благоустройству школы. Школа является инициатором проведения революционных праздников и вливается в общественные организации.

Ученики принимают участие в заседаниях ВЛКСМ и на собраниях членов клуба; несколько учеников сострят членами клуба. 9 учеников состоят в отряде юных пионеров В отряд юных пионеров сначала записалось 24 ученика, но родители заставили выписаться и остались лишь те, у коих родителей нет и дети рабочих.

Управление школой и самоуправление. Школа управляется школьным советом. За 1925/26 учебный год заседаний было 7. Разрешались вопросы хозяйственные и педагогические. Высший орган самоуправления — общее собрание учеников, каковых было за год 10. Имеется санком. Заседаний было 6. Имеется школьный кооператив. Организован по инициативе самих ребят. Необходимость в организации такового вызвана тем, что в соседнем кооперативе школьным членам отпускались тетради по 4 коп., а у частных торговцев покупали по 7 коп. Членов правления 4. Из них один предправления и один казначей. Количество членов 85 человек. Остальные не вступали членами по бедности и несознательности. При вступлении платилось 10 коп. вступных и 5 коп. членских. Весь оборот кооператива за год выражался в 17 руб. Учет ведется правлением и контролируется ревизионной комиссией.

Влияние школы на окружающую среду. Ученики ведут агитацию через семью и среди подростков за новый быт. Влияние выражается в том, что учениками втянуто несколько подростков в члены клуба.

Хозяйство школы. При школе имеется земельный участок с марта месяца 1926 года в количестве 25 дес. к. м. Участок не использован ввиду поздней весны и был залит водой. Находится от школы на расстоянии 15 верст. Население от помощи в обработке огорода не отказывается.

Учитель вместе с агрономом спроектировали план работ на 1926/27 учебный год. Предполагается засевать огородными культурами. Но проекту весь продукт собранный с огорода, идет в пользование учеников, ухаживающих за огородом в целях премирования и вовлечения их в работу.

Имеются два дровника—сарая и 2 погреба. Заготовлено отопление на 1926/27 уч. год.

Требуется капитальный ремонт: заново переложить печи, исправить фундамент, покрасить крыши, полы и поделать водосточники по крышам.

В 1938 году было построено новое здание школы. Оно было большим и просторным. Так, например, на Оренбургскую железную дорогу смотрело 16 окон.

В 1940 году на капитальный ремонт школы была потрачена 41 тысяча рублей. Тогда в ней училось 640 детей. педагогический коллектив, насчитывающий 20 учителей, возглавлял Петр Емельянович Саенко.

В годы войны директором Бердской школы была Мария Акимовна Никулина. Она также редактировала колхозную стенгазету, в которой отражались успехи не только членов местной артели, но и школьных работников. В 1944 году, например, отличилась учительница Клавдия Николаевна Манулова. Работая на очистке зерна, она выполняла двойную норму выработки. И таких примеров было немало.

Неоценимую помощь колхозникам оказывали школьники. Они словно брали пример с своих наставников («Дадим стране изобилие продуктов»  «Чкаловская коммуна» от 8 июля 1941 года).

Местные школьники включились в сбор лекарственных растений, собирали грибы, ягоды, плоды шиповника, щавель и дикий лук, которыми были богаты окрестные места. Они также участвовали в субботниках и воскресниках, средства от которых шли в народный фонд.

"Новое" здание старой школы в Бердах

«Новое» здание старой школы в Бердах

«Закончив учебный год, школа (Бердская) организованно вышла в поле и хорошо помогает колхозу в уходе за посевами, — сообщала летом 1944 года оренбургская районная газета «Знамя социализма». — Учительницы Пискарева, Чердинцева, Никулина и другие своим примером вдохновляют учащихся на самоотверженный труд.

С первых дней хорошо работают учащиеся Мельникова, Белоглазова, Лобова, Денисова, Владимирская…»

"Новое" здание старой школы в Бердах

«Новое» здание старой школы в Бердах

Одно из зданий, принадлежавшее старой школы, сохранившееся в наше время.

С лекциями на полевые станы к бердским труженикам выезжали учителя местной школы. Их просветительский труд на рубеже 40 — 50-х годов был также отмечен государственными наградами. Высшей из них — орденом Ленина — были удостоены завуч Бердской семилетней школы Анна Семеновна Новокшенова и учительница Мария Валерьяновна Предтеченская. Медалью «За трудовую доблесть» отмечена Евдокия Васильевна Болгарцева. За выслугу лет и безупречную работу в школе медалями «За трудовое отличие» награждены Александра Александровна и Мария Акимовна Никулина.

Так выглядел класс в бердинской школе в начале пятидесятых годов. Этот класс окончил школу в 1956 году.

Так выглядел класс в бердинской школе в начале пятидесятых годов. Этот класс окончил школу в 1956 году.

Не забывали здесь и других заслуженных педагогов, чей многолетний труд на ниве просвещения еще в начале 50-х годов прошлого столетия был отмечен высокими наградами Родины. Орденом «Знак Почета» тогда были награждены директор школы Максим Артемьевич Воропаев и учительница Александра Алексеевна Пантелеева.

Многие годы в школе добросовестно работали Глотовы — Иван Николаевич и Евдокия Ивановна, Сальниковы — Михаил Александрович и Вера Михайловна…

В 1953 году для школьных работников построили новый жилой дом, рассчитанный на несколько семей. Однако решить жилищную проблему для учителей к тому времени не удалось. Свыше двадцати педагогов не имели собственного жилья, снимали квартиры. Сельчане на общих собраниях поднимали вопрос об улучшении жилищных условий школьных работников. Даже предлагали построить в Бердах Дом учителя. Однако эта инициатива не нашла поддержки у местных властей.

В пятидесятые годы Бердская школа была одной из лучших в Чкаловском (Оренбургском) районе по успеваемости, славилась спортивными успехами. Местные школьники становились победителями как районных, так и областных спартакиад. Спортивной гордостью школы тех лет были Владимир Поддубный, Юрий Мордвинцев, Ирина Солодовникова, Любовь Самсонова…

Школьный субботник 1953 год

Школьный субботник 1953 год

В Бердскую школу, директором которой до 1957 года был Александр Павлович Новожилов, пришли новые учителя. Среди них: Мария Михайловна Карамзина, Мария Васильевна Батюшкина, Алексей Алексеевич Гусев. Последний работал в школе с 1952 по 1963 год, был учителем математики, затем стал завучем. В 1957 году А.А. Гусев был занесен в Книгу почета, учрежденную Оренбургским районным отделом народного образования в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Годом позже в районную Книгу почета была занесена старейшая учительница Бердской школы М.В. Предтеченская, отдавшая делу обучения и воспитания детей 50 лет.

Здание старой школы поселка Берды 1 сентября 1959

Здание старой школы поселка Берды 1 сентября 1959

За годы своего существования школа много раз реконструировалась и перестраивалась. Послевоенная школа представляла из себя комплекс из трех деревянных строений, расположенных рядом с полуразрушенным Бердинским храмом. На месте полуразрушенной церкви вырыли котлован. Заложили фундамент под строительство трежэтажного здания новой школы. Ее открытие состоялось в день начала знаний — 1 сентября 1966 года.

1 сентября 1966 года. Церемония вручения ключа знаний директору школы №14 Муратовой Александре Александровне.

1  сентября 1966 года. Церемония вручения ключа знаний директору школы №14 Муратовой Александре Александровне.

Оно стало событием в общественной жизни села. Впервые за 230-летнюю историю здесь появилась школа-десятилетка со светлыми классными комнатами, мастерским, спортивным и актовым залами… Учителем биологии Никулиной М.А. у школы был разбит сад.

В конце шестидесятых годов прошлого века в школе №14 училось 540 детей, 380 из них были заняты в различных кружках и общественных секциях. В то время здесь работали клуб октябрят «Звездочка», школьное литературное общество, кружки юных химиков, натуралистов, технического моделирования и исторический. Эта работа проводилась во внеурочное время, способствовала повышению их успеваемости.

Летом 1968 года гостям школы, педагогический коллектив которой возглавила Муратова Александра Александровна, были участниками III областного слета учителей-туристов, который проходил в окрестностях на поселка, на берегу Сакмары.

В 1966 году на месте полуразрушенной церкви было построено новое здание школы.

В 1966 году на месте полуразрушенной церкви было построено новое здание школы. На переднем плане два однотипных здания (из четырех — пяти), в которых жили преподаватели.

Два года спустя, в 1970 году, членами исторического кружка под руководством учителя истории Аниченковой Илларией Петровной, в школе был создан Пушкинский музей. Со временем его расширили. Открылся музей Е.И. Пугачева.

Школьный музей Е.И. Пугачева

Экспозиции музея освещают ход Крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева.

На стендах музея прослеживаются основные этапы Крестьянской войны, оснащенные иллюстрациями и комментариями. Большой интерес представляют портреты  Е. Пугачева, его скульптурные изображения, макет клетки,  в которой везли арестованного Е. Пугачева из Симбирска в Москву, копии манифестов и воззваний Пугачева, муляжи боевого оружия повстанцев, макеты пушек, макет золотой избы, в которой жил «народный» государь- батюшка Пётр Третий, за которого выдавал себя Е. Пугачев, план-схема Бердской слободы времен Пугачевского восстания, указы императрицы Екатерины II, связанные с Е. Пугачевым.

С 1967 по 1986 года учителем английского языка работала Бочкарева Надежда Анатольевна. С 1986 года школа стала основной и директором школы до 2008 года была Бочкарева Н.А.. С 2008 года и на настоящее время директором школы является Рутчина Оксана Григорьевна.

Ливинцев Михаил Васильевич. С 1938 по 1939 гг. Директор и учитель русского языка и литературы. Глотова Евдокия Ивановна. С 1940 по 1974 гг. Учитель начальных классов. Глотов Иван Николаевич. Учитель труда. Кораблева Зоя Николаевна. С 1950 (60?) по 1983. Учитель начальных классов
Ливинцов Михаил Васильевич. С 1938 по 1939 гг. Директор школы и учитель русского языка и литературы. Глотова Евдокия Ивановна. С 1940 по 1974 гг. Учитель начальных классов. Глотов Иван Николаевич. С 1959 по 1975 гг. Учитель труда. Кораблева Зоя Николаевна. С 1950 по 1983. Учитель начальных классов
 Гусев Алексей Алексеевич. С 1952 по 1963 гг. Учитель математики, завуч школы  Гусева Ольга Афанасьева. С 1952 по 1977 гг. Учитель немецкого языка.  Муратова Александра Александровна с 1960 по 1975 гг. Директор школы.  Батюшкина Мария Васильевна с 1951 по 1977 гг. Воспитательная работа с учащимися.
Гусев Алексей Алексеевич. С 1952 по 1963 гг. Учитель математики, завуч школы. Гусева Ольга Афанасьева. С 1952 по 1977 гг. Учитель немецкого языка. Муратова Александра Александровна с 1960 по 1975 гг. Директор школы. Батюшкина Мария Васильевна. С 1951 по 1977 гг. Учитель, географии, воспитательная работа с учащимися.
 Зайчикова Евгения Григорьевна. С 1953 по 1978 гг. Учитель начальных классов.  Воропаев Максим Артемович. С 1946 по 1964 гг. Шесть лет был директором школы.  Писарев Николай Елисеевич. С 1969 по 1980. Военрук и учитель рисования.  Никулина Мария Акимовна с 1942 по 1972 гг. Учитель биологии.
Зайчикова Евгения Григорьевна. С 1953 по 1978 гг. Учитель начальных классов. Воропаев Максим Артемович. С 1946 по 1964 гг. Шесть лет был директором школы. Писарев Николай Елисеевич. С 1969 по 1980. Военрук и учитель рисования. Никулина Мария Акимовна с 1942 по 1972 гг. Учитель биологии.
 Сальников Михаил Александрович. Учитель физики.  Предтеченский Вениамин Михайлович. ? по 1941 Учитель физики и математики.    
 Сальников Михаил Александрович. Учитель физики с 1951 по 1980 гг.  Предтеченский Вениамин Михайлович. с ? по 1941 Учитель физики и математики.    

Тесно связаны со школой №14 имена братьев Перовых, из казачьих родов Перовых и Сосновиных, посвятивших жизнь искусству и приобщению к нему детей.

В целях дальнейшего улучшения эстетического воспитания учащихся, особенно на окраинах города, исполком Оренбургского Совета депутатов трудящихся решил открыть детскую музыкальную школу при общеобразовательной школе № 14 поселка Берды с 15 сентября 1966 года (решение № 786 от 06.09.1966 г.).

Инициаторами открытия музыкальной школы была Александра Александровна Муратова – директор общеобразовательной школы № 14 и учитель пения Перов Юрий Алексеевич, который стал первым директором музыкальной школы. Первыми учениками были дети  Нефтемаслозавода, Хлебного городка, самого поселка Берды.  Из музыкальных инструментов было  всего 3 фортепиано и 2 баяна. На занятия оркестра дети привозили свои инструменты. Первые двадцать выпускников школы впоследствии выбрали музыку своей профессией.

С 1972 по 2011 годы школой руководил брат Юрия Алексеевича — Геннадий Алексеевич. Это годы становления школы:  формировался коллектив преподавателей, укреплялась материально – техническая база, организовывалась работа музыкального отделения в некоторых общеобразовательных школах города, открывались новые отделения.  В 1988 году музыкальная школа была преобразована в Детскую школу искусств № 2, где было открыто уже три отделения: музыкальное, хореографическое и изобразительного искусства.

В 1993 году открылось отделение музыкального театра. В 1994 году, когда ДШИ получила отдельное здание, открылось отделение  художественного моделирования одежды и изготовления костюма. На каждом отделении зарождаются детские творческие коллективы: хореографический ансамбль, музыкальный театр, ансамбль народных инструментов, детский хор и др.

В 1999 году  школе присваивается имя  Александра Сергеевича Пушкина.  До настоящего времени по данным Министерства культуры Российской Федерации эта единственная школа в России среди детских школ искусств носящая имя великого русского поэта (Письмо Департамента науки и образования Минкультуры России № 3732-06-06 от 29.11.2012 г.).

Учителя школы 14

В 2008 году общество «Славянское», являющееся крупнейшим во всем Оренбургском войсковом казачьем обществе, оказало помощь в подготовке к учебному году в школе № 14 и провело работу по организации казачьего кадетского класса.

Школа работает по спортивному, экологическому, краеведческому направлениям.

Выпускники школы трудятся во всех отраслях народного хозяйства:

  • Антюфеева Наталья Климовна — директор РЦМОНиИТ;
  • Колбанев Юрий Анатольевич — директор МБУ «Торгсервис»;
  • Коннов Михаил Фёдорович — президент компании ООО «Недра-К»;
  • Корнев Виктор  -заслуженный врач РФ;
  • Панкова Татьяна Алексеевна — доктор педагогических наук, профессор, кандидат социологических наук, заслуженный учитель РФ;
  • Перов Геннадий Алексеевич — один из создателей Детской музыкальной школы;
  • Приходько Виктор и Геннадий — врачи;
  • Пронин Аркадий Михайлович — директор ООО «Орен-ТВ»;
  • Редина Надежда Николаевна — ведущий руководитель производственного отдела ОренбургГазпром;
  • Смирнов Сергей Викторович — главный инженер;
  • Церемпилов Павел Леонидович — директор областного драматического театра.

Вот лишь неполный список ветеранов педагогического труда, которые долгое время в школе открывали мир знаний:

  • Предтеченская Мария Валерьяновна с 1923 по ?
  • Предтеченский Вениамин Михайлович. с ? по 1941 Учитель физики и математики.
  • Ливинцов Михаил Васильевич с 1938 по 1939 гг. Директор школы и учитель русского языка и литературы.
  • Глотова Евдокия Ивановна с 1940 по 1970 (74?) гг. Учитель начальных классов.
  • Воропаев Максим Артемович с 1941 по 1965 гг.
  • Никулина Мария Акимовна с 1942 по 1972 гг. Учитель биологии. Под ее руководством был заложен школьный сад.
  • Чердынцева Евгения Ивановна с 1945 по 1971 гг.
  • Воропаев Максим Артемович с 1946 по 1964 гг. Шесть лет был директором школы. Всего проработал в школе 35 лет.
  • Косинова Таисия Александровна с 1950 по 1968 гг.
  • Кораблева Зоя Николаевна с 1950 по 1983 гг. Учитель начальных классов.
  • Кемаев Николай Степанович с 1950 (60?) по 1972 гг.
  • Батюшкина Мария Васильевна с 1951 по 1977 гг. Учитель, географии, воспитательная работа с учащимися. Воспитательная работа с учащимися.
  • Сальников Михаил Александрович с 1951 по 1980 гг. Учитель физики.
  • Гусева Ольга Афанасьевна с 1952 по 1977 гг. Учитель немецкого языка.
  • Басалаева Мария Николаевна с 1953 по 1976 гг.
  • Карамзина Мария Михайловна с 1953 по 1973 гг.
  • Зайчикова Евгения Григорьевна с 1953 по 1978 гг. Учитель начальных классов. награждена значком «Отличник народного просвещения».
  • Долинина Александра Ивановна с 1955 по 1998 гг.
  • Сальникова Вера Михайловна с 1956 по 1979 гг.
  • Муратова Александра Александровна с 1959 по 1975 гг. Директор школы. Добилась строительства новой школы в Бердах. Награждена орденом Трудового Красного Знамени.
  • Глотов Иван Николаевич с 1959 по 1975 гг. Учитель труда.
  • Морозова Мария Павловна с 1967 по 2008 гг.
  • Писарева Лидия Ефимовна  с 1967 по 1987 гг.
  • Писарев Николай Елисеевич с 1969 по 1980. Военрук и учитель рисования. Руководил проведением игры «Зарница», турслетами, постоянно принимал участие в оформлении школы.
  • Бочкарева Надежда Анатольевна с 1967 по 2008 гг. С 1967 по 1986 года учитель английского языка, с 1986 года по 2008 год директор школы.
  • Скуратова Елизавета Ивановна с 1971 по 2011 гг.
  • Дремина Людмила Ивановна с 1972 по 2004 гг.
  • Веденеева Татьяна Юрьевна с 1980 по 2003 гг.
  • Полтараусова Татьяна Леонидовна. Учитель физической культуры с 1980
  • Семерня Елизавета Порфирьевна с 1982 по 2010 гг.

Школа №14  Выпускники Бердинской школы города Оренбурга 1953 - 1960 годов (113,9 KiB, 1 000 hits)

Директор МОБУ «ООШ № 14»: Рутчина Оксана Григорьевна

Адрес школы: 460028, , ул. Гастелло 19, тел.:(3532) 53-94-64, e-mail: 14@orenschool.ru

Сайт школы: http://oosh14.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *