Оренбургский купец Михаил Степанович Спицын, выходец из крестьян Нижегородской губернии (известен также тем, что в 1901-1912 годы был заведующим военно-конским участком в Оренбурге), в 1908 году сдал внаем один из своих домов в 242-ом квартале по переулку Балтенковскому (ныне – Трофимовскому) под частную школу для девочек-мусульманок.

Багбустан Вильдан кызы Мукминова (1884-1963).

На фото: Багбустан Вильдан кызы Мукминова (1884-1963).

Открыла эту школу в Старой слободке Багбустан Вильдан кызы Мукминова (1884-1963) вместе со своим мужем Губайдуллой Габдулловичем Радуди Мукминовым, татарским поэтом и педагогом (1885-1912).

«Багбустания». 1-е Мусульманское женское городское училище г. Оренбурга Багбустан Мукминовой (Дом М.С. Спицына). Фотография 1910-х годов.

«Багбустания». 1-е Мусульманское женское городское училище г. Оренбурга Багбустан Мукминовой (Дом М.С. Спицына). Фотография 1910-х годов.

В традиционном мусульманском обществе девочек обучали жены священнослужителей, «остабикэ» или «абыстай», как правило, у себя на дому. Целью такого воспитания была подготовка будущих жен и матерей, поэтому учили их только ведению домашнего хозяйства, кулинарному искусству, шитью, вязанию, а также чтению Корана и религиозно-дидактических книг.

Для соблюдения приличий, предупреждения возможных нарушений исламской морали им не преподавалось письмо на родном языке. Однако со второй половины XIX столетия в условиях разложения патриархальной общины и укрепления капиталистических отношений, диалога западной и восточной культур в среде российских мусульман начинается постепенно меняться отношение к месту и роли женщины в общественной жизни. В национальной печати, художественной литературе и драматургии со всей остротой поднимаются актуальные вопросы бесправного положения и духовного гнета мусульманок в семье, их изоляции от общества, а также проблемы, связанные с многоженством.

С 80-х годов XIX века разворачивается движение за реформирование системы мусульманского образования (джадидизм) на основе внедрения нового звукового метода обучения грамоте, классно-урочной системы, экзаменов, разработки учебных программ, включения в них естественных и гуманитарных дисциплин. В рамках этих процессов на рубеже XIX-XX веков стали появляться частные женские школы, не связанные с конкретными приходами, которые давали не только религиозно-нравственное воспитание, но и светское образование.

В 1897 г. крупный татарский купец и благотворитель Абдулгани (Гани) Мухаммед-Галиевич Хусаинов (1839-1902) открыл в Сеитовом посаде (с. Татарская Каргала) женское училище для подготовки кадров новометодных школ, которое возглавляла известная просветительница Махуба-ханум Рамиева, жена золотопромышленника, мецената и поэта Закира Рамиева. В 1910 г. там начала работу вторая женская новометодная школа «Мухаррамия», директором которой стала Назира-ханум Гайнуллина.

К 1916 г. в школах при 1-й соборной мечети Сеитова посада Ракия Ахмедовна Хисамова, Зейнаб Латыфовна Хисамова, Нафиса Ахмедовна Хисамова и Биби-Размал Мухаммедшариповна Хаялина обучали 120 девочек, при 4-й Асхобземал Исхакова – 30, при 7-й Хуснижамал Якупова – 25 и при 10-й Камима Халитова – 15 девочек.

С 1897 г. на средства купцов Хусаиновых в Оренбурге также была открыта первая новометодная женская под руководством Фатимы Миркамилевны Адамовой (1856 – не ранее 1925). Первоначально круг изучаемых здесь предметов был достаточно узок и включал только основы ислама, татарский язык и рукоделие, но впоследствии в программу были введены русский язык, арифметика, география и другие дисциплины. Жалование педагогам выдавалось из ежемесячной платы за обучение, а все остальные расходы покрывались попечителями школы, оренбургскими купцами Хусаиновыми.

В 1910 г. на 3000 руб., завещанные Махмудом Мухаммед-Галиевичем Хусаиновым (1845-1910), было приобретено новое здание для училища на углу улиц Каргалинской (ныне – Комсомольской) и Мурзакаевской (ныне – Зиминской), где, по данным от 1918 года, 4 педагога обучали 120 девочек.

К 1900 г. в Оренбурге действовали уже 7 мусульманских женских школ: Фатимы Адамовой в доме Хусаинова на ул. Мурзакаевской (ныне – Зиминской), Фахризиган Акушаевой на ул. Николаевской (Советской), Биби-Фатихи Давлетшиной на ул. Лагерной (Первого Мая), Хуснизямал Даминевой в доме Головинского на ул. Каргалинской (Комсомольской), Сарбизямал Курматовой на ул. Крыжановской (Немовской), Бибимуслюмы Шафеевой в пер. Путоловском (Селивановском) и Азмальбопат Хасановой в доме Мистина на ул. Телеграфной (Цвиллинга).

В 1908 и 1910 годах в губернском центре открываются еще две новометодные женские школы – «Багбустания» Багбустан Мукминовой и «Камалия» Зайнаб Камалетдиновой.

Багбустан Мукминова (в литературе также встречаются формы ее имени – Багбостан, Боустам) родилась в деревне Мяндей Мензелинского уезда Уфимской губернии. Вскоре после смерти отца семья переехала в Оренбург, где Багбустан окончила первое в городе светское мусульманское учебное заведение – «Школу Адамовой».

В 1908 году Багбустан Мукминова вместе с мужем Губайдуллой и наставницей Фатимой Адамовой открывают новую новометодную мусульманскую женская школу (училище) в арендованном у купца М.С. Спицына доме на переулке Балтенковском. Вскоре начинает именоваться «Багбустания». Также она была известна как медресе «Багбустан-ханум», или же «Мусульманская частная женская школа Багбустан Мукминовой».

Учебный курс в «Багбустании» первоначально был рассчитан на два года и включал в себя основы ислама, татарский и русский языки, арифметику и рукоделие.

Консерваторы всячески препятствовали работе школы, публикуя критические статьи на страницах периодики. Это послужило поводом для многочисленных проверок со стороны вышестоящих органов. В итоге из-за отсутствия учительского свидетельства Багбустан Мукминову обвинили в неофициальной педагогической деятельности.

Летом 1913 года Багбустан едет в Уфу и обращается в Оренбургское мусульманское духовное собрание с просьбой сдать экзамены на учительскую должность. После долгих противодействий она получает свидетельство. После этого она меняет и программу своей школы, и сроки обучения. Занятия были разделены на два цикла предметов: религиозный и общеобразовательный.

Год спустя Мукминова отправляется в Турцию перенимать педагогический опыт. Здесь она посещает различные учебные заведения, музеи, библиотеки, присутствует на экзаменах, общается с представительницами женского движения.

В Оренбурге, кроме заведывания и преподавания в собственной школе, Багбустан Мукминова была допущена к преподаванию основ ислама в Оренбургской частной женской гимназии М.Д. Комаровой-Калмаковой. Администрация учебного заведения представила заявление властям о введении этого предмета для воспитанниц-мусульманок. После этого, 14 января 1915 года вышло распоряжение Департамента Народного просвещения под № 1812

«О введении преподавания магометанского вероучения для мусульманок в Оренбургской женской гимназии М.Д. Комаровой-Калмаковой, с отнесением расходов на местные средства».

В Путеводителе по городу Оренбургу П.Д. Райского отмечалось:

«В начальном мусульманском женском училище (Боустам Ханумы) в 1914-1915 гг. обучалось 140 девушек, число которых в следующем учебном году должно увеличиться, по крайней мере, вдвое. Как показывают ученические работы по общеобразовательным предметам (шитье, рукоделие, кройка), стоит на высоте своего положения; прочие научные предметы в названном училище преподаются по программе двухклассного училища, почему окончившие курс могут поступать в средние учебные заведения (Оренбургская газета. 8 мая 1915 г.)».

Печать Школы Багбустан Мукминовой.

Печать Школы Багбустан Мукминовой.

По официальным данным в 1915 году «Багбустания» насчитывала 120 учениц, окончило курс 10 человек, и было вновь принято 30. Образование было платным, но размер взносов устанавливался с учетом материальных возможностей семьи: для 30 девочек – 2 руб. в месяц, для 50 учениц – 3 руб. и 40 девочек обучались бесплатно. По ходатайству заведующей Багбустан Мукминовой с 1915 г. из городского бюджета стало выдаваться пособие на содержание школы в размере 150 руб.

В 1916 году длительность курса в «Багбустании» увеличивается до 5 лет, а в программе появляются история, география и природоведение. Учительский состав изначально включал в себя пять женщин, из которых две получили образование в гимназии, а остальные – в медресе. К 1916 году в штате стало семь педагогов. Учебники по физике и природоведению, по которым велись занятия в «Багбустании», были написаны Губайдуллой Радуди.

С 1 октября 1917 года Багбустан-ханум перешла в муниципальное ведение, однако за Багбустан Мукминовой сохранился пост заведующей. Судя по печати 1918 года школа, в это время, носила название – «1-е Мусульманское женское городское училище». Всего за 10 лет работы с 1908 по 1918 гг. это учебное заведение подготовило 1212 девушек, 149 из них стали учительницами в мусульманских школах Оренбургского края.

Печать 1-го Мусульманского женского городского училища

Печать 1-го Мусульманского женского городского училища

После окончательного установления в Оренбурге советской власти, учебное заведение было переименовано в «Русско-татарскую среднюю школу им. Ильича» и числилось как русская для мусульман. В этой школе Багбустан Мукминова проработала директором до ее закрытия в 1925 году, а затем уехала в Уфу. В 1938 году она была репрессирована, но уже в 1940 году реабилитирована, однако, в Уфу вернулась только в 1956 году. Последние годы своей жизни Багбустан Мукминова зарабатывала шитьем и вязанием, стиркой, выполняла обязанности домработницы. Умерла в 1963 году.

Остановимся немного поподробнее на истории здания, в котором находилась «Багбустания».

Выявленный объект культурного наследия «1-е Мусульманское женское городское училище (дом М.С. Спицына)» (г. Оренбург, пер. Трофимовский, 9). Фотография 2023 года.Выявленный объект культурного наследия «1-е Мусульманское женское городское училище (дом М.С. Спицына)» (г. Оренбург, пер. Трофимовский, 9). Фотография 2023 года.

Выявленный объект культурного наследия «1-е Мусульманское женское городское училище (дом М.С. Спицына)» (г. Оренбург, пер. Трофимовский, 9). Фотография 2023 года.

Если посмотреть сейчас на дом номер 9 по Трофимовскому переулку, то бросается в глаза необычно большое количество окон – двенадцать – по главному фасаду, в начале XX века их, судя по старой фотографии училища, было одиннадцать.

Хозяин здания, купец Михаил Степанович Спицын, согласно оценочно-раскладочной ведомости недвижимого имущества в 3-ей части г. Оренбурга на 1898/1899 г. имел только в 242-ом квартале 4 дворовых участка с различными постройками. Вероятно, купец специализировался на сдаче своей недвижимости внаем, – а большое количество окон на главном фасаде дома в Трофимовском переулке как раз можно объяснить использованием этого дома под постоялый двор или доходный дом.

Так, когда же был построен этот дом М.С. Спицына?

Известно, что квартал Старой слободки, где в конце XIX века располагались спицынские дома, был уничтожен разрушительным пожаром 1 июля 1864 года и был заново размежеван, хоть и сохранил свою прежнюю конфигурацию.

Фрагмент плана города Оренбурга 1874-1875 гг. (ОГАОО, ф. 124, оп. 2, д. 6060, л. 2). Кружком выделен «особо-деревянный» дом.Но уже на плане города Оренбурга 1874-1875 гг. в квартале 267 (по тогдашней нумерации) на переулке Балтенковском указано домовладение с №208, на территории которого вдоль переулка располагался прямоугольный деревянный дом, совпадающий по месторасположению с домом купца М.С. Спицына («Багбустанией»).

Оценочно-раскладочная ведомость недвижимого имущества в 3-ей части города Оренбурга на 1890 год показывает, что на тот момент Михаил Степанович как мещанин являлся владельцем двух дворовых участков в квартале 143 (по тогдашней нумерации) с номерами 10 и 11, на которых располагались

«каменный двухэтажный дом и особо-деревянный дом и каменная кладовая, крыты железом».

Согласно указателю улиц и домов города Оренбурга от 1896 года по переулку Балтенковскому в 3-ей части Оренбурга за купцом Спицыным Михаилом Степановым числились домовладения с «полицейскими номерами» 7 и 9. В оценочно-раскладочной ведомости недвижимого имущества в 3-ей части г. Оренбурга на 1898/1899 г. зафиксировано, что в квартале № 242 за Спицыным Михаилом Степановичем числились дворовые участки с номерами 3, 4, 10 и 11, и на них имелись

«двухэтажный каменный дом, деревянный дом, двухэтажный дом, низ каменный, а верх деревянный, все крыто железом, деревянный сарай и три навеса, крыты железом, и три каменных амбара, крыты железом».

Страница из архивного дела «Оценочно-раскладочная ведомость недвижимых имуществ в г. Оренбурге на 1890 год. Часть Третья» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 983, л. 44об.). Имущество М.С. Спицына.Страница из архивного дела «Оценочно-раскладочная ведомость недвижимых имуществ в гор. Оренбурге на 1898/1899 г. Часть Третья» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 1016, л. 38об.). Имущество М.С. Спицына.
Страница из архивного дела «Оценочно-раскладочная ведомость недвижимых имуществ в г. Оренбурге на 1890 год. Часть Третья» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 983, л. 44об.). Имущество М.С. Спицына.Страница из архивного дела «Оценочно-раскладочная ведомость недвижимых имуществ в гор. Оренбурге на 1898/1899 г. Часть Третья» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 1016, л. 38об.). Имущество М.С. Спицына.

В соответствии с современным техническим паспортом дома по пер. Трофимовскому, 9, он является одноэтажным деревянным (рубленым из бревен) зданием на цокольном этаже, облицованным кирпичом и оштукатуренным.

Таким образом, согласно проанализированной информации, дом купца М.С. Спицына (будущая «Багбустания») был построен в конце 1860-х – начале 1870-х годов: он отмечен как прямоугольный деревянный дом на плане города Оренбурга 1874-1875 гг., а затем записан в Оценочно-раскладочную ведомость недвижимого имущества в 3-ей части города Оренбурга на 1890 год как «особо-деревянный» дом на участке 11 в квартале 143 (по тогдашней нумерации) мещанина Спицына Михаила Степановича.

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 24 марта 2023 года №01-08-92 «1-е Мусульманское женское городское училище (дом М.С. Спицына)» (г. Оренбург, пер. Трофимовский, 9) включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области.

, , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x