В канун крестьянского восстания, возглавляемого Емельяном Пугачевым, главным элементом женской одежды Бердской слободы был сарафан. Материалом для него “служил синий холст и бухарская выбойка, а праздничный делался преимущественно из голубой китайки и бурмети, т.е. крещенного толстого холста. Украшения были редкостью, “только у зажиточных грудь обшивалась золотым или серебряным позументом”.

Костюм казачки оренбургской губернии. На фото И. Степанова, фольклорный ансамбль «Перегода», Оренбург

Костюм казачки оренбургской губернии. На фото И. Степанова, фольклорный ансамбль «Перегода»,

Под сарафан надевалась длинная нательная рубашка из белого или синего холста. Она заменяла кофту. Голову покрывал платок. Без него нельзя было встретить замужнюю женщину, ибо “открытая голова считалась величайшим грехом”.

Прошло столетие. Как и прежде повседневный костюм оренбургской казачки мало чем отличался от костюма крестьянок Оренбургской губернии, и до конца XIX века и праздничный костюм оставался неизменным. Лишь к началу ХХ века на костюм казачки стала распространяться городская мода.

Характеризуя костюм оренбургской казачки нужно отметить, что он не был достаточно разнообразным. В основном его подразделяли на две категории: повседневный и праздничный.

В XIX веке южно-уральские женские костюмы еще имели заметные конфессиональные и этнические особенности, которые, впрочем, становились менее заметными в среде казачества.

Черемшанский так описывает костюм женщин Южного Урала. Белая, холщовая, пестрядинная рубашка с выбойчатыми, ситцевыми, коленкоровыми или кисейными белыми рукавами дополняется юбкой или сарафаном, которые шьются также из синего крашенного холста, китайчатые, ситцевые или шёлковые, — последние составляют принадлежность самых богатых южно-уральских семей.

Оренбургская сарафанка - подлинник. На фото: И.Карнаухова, фольклорный ансамбль «Перегода», Оренбург

Оренбургская сарафанка – подлинник. На фото: И.Карнаухова, фольклорный ансамбль «Перегода»,

Спереди, во всю длину сарафана пришиваются две широкие полосы из особой цветной материи, или состоящие из позумента. Между этими полосами оставляется небольшой промежуток, по которому во всю длину насаживаются дутые медные пуговки. Сарафан подпоясывается разноцветным бумажным, шерстяным или шёлковым поясом. Некоторые женщины и девушки носят китайчатые, шелковые — штофные или парчовые телогрейки — без рукавов. В будничное время большая часть крестьянок Южного Урала носят еще так называемые наздевки — из синей пестряди, которые шьют вроде куртки с рукавами и с “запаном напереди”. Сверху сарафана подвязывается спереди запон (зипун), или фартук — пестрядинный или ситцевый, а нередко белый холщовый или коленкоровый с оборками. Он предохранял одежду от загрязнения, а, кроме того, нес декоративную нагрузку, являясь звеном в цветовой композиции.

Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. Пояс и окантовка подола выкроены из хлопчатобумажной ткани бордового цвета и прострочены зигзагообразным швом. В верхней части нагрудник собран в складки и пришит к ситцевой вставке из хлопчатобумажной материи бордового цвета, продублированной внутри хлопчатобумажной тканью и с лицевой стороны оформленной швом «зигзаг».

В некоторых селениях Южного Урала русские женщины в середине XIX века начинают знакомиться с платьями, считая их более удобными, чем сарафаны.

В будни девицы и женщины ходят в ситцевых платьях и кофтах, причем юбки и кофты бывают различного цвета. Юбки прямые со сборками, но короткие. Кофты очень узкие. На юбку одевается фартук «запон».

Что еще почитать по теме: Костюм сакмарской казачки

В праздничные и воскресные дни женщины одевают «парочки», сшитые из кашемира или сатина ярких цветов. На голове в праздники женщины носят шерстяные или кашемировые шали, а молодые девицы – шелковые или полушелковые катетки.

Сарафанка (слева) и сарафаны сакмарских казачек. Этнографическая выставка в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее 2010 год.

Сарафанка (слева) и сарафаны сакмарских казачек. Этнографическая выставка в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее 2010 год.

Праздничный костюм пригородных казачек состоял из ситцевого, шерстяного, реже шелкового платья, юбки с кофтой, плотно облегающей талию. Пожилые носили те же платья и юбки, но обыкновенной широкой кофтой. Дополнением к праздничному костюму служили белый крахмальный воротничок и манжеты. Из украшений использовались ожерелья (борки), изготовляемые из простых камней или стекла, серебряные, медные, реже золотые серьги, перстни, кольца.

Женщина в русском костюме.Фото К.А. Фишера ОренбургЖенщина в русском костюме.Фото К.А. Фишера Оренбург

У казаков существовала система «опознания» на девиц, замужних, вдов по женским кольцам. Кольца обычно надевали серебряные, однако развитие моды не обошло стороной и казачьи семьи, и казачки тоже стали носить золотые кольца.

Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на выданье, а если на правой, то просватана. Кольцо с бирюзой на левой руке говорило, что жених или муж находятся на службе, так как камень бирюза является символом грусти и тоски. Золотое кольцо казачки на правой руке говорило, что она замужем, а на левой — разведена. Если на левой руке два кольца, значит она вдова, у нее погиб или умер муж — второе кольцо было погибшего или умершего мужа.

В конце XIX века широкое распространение в Оренбургской губернии получила «сарафанка» (иного покроя, чем сарафан). Она шилась обычно из более простых набивных тканей и украшалась по подолу широким кружевом.

Подол сарафанки подшит для прочности хлопчатобумажной тканью, так называемой подпушкой. Ткань переда и спинки равномерно заложена в складки (сзади складки прострочены декоративным швом), с изнаночной стороны перед и спинка имеют подклад из простой хлопчатобумажной ткани. Спереди складки чуть выше линии груди, на спине – почти на уровне плеч. Застегивается сарафанка спереди на шесть перламутровых пуговиц. Декоративная строчка на сарафанке, состоящая из прямых и волнистых линий, повторяет набивной узор «зигзаг» на ткани сарафанки и украшает спинку до талии, планку застежки, воротник-стойку, подол.

Под сарафанку надевалась поднизка с рукавами. Рукава поднизки сшиты из дорогой ткани – набивного шёлка темно-бордового цвета с цветочным узором, а стан (полочка и спинка) по обычаю сшит из простой хлопчатобумажной ткани. Чуть ниже плеча нашиты галуны – «галунцы» (так называло местное население галуны – золотую или серебряную тесьму). Ткань у горловины на полочке и спинке собирается в мелкие складки в одном направлении. У запястья рукав собирается в складку и вшивается в широкую манжетку, застегивающуюся на две пуговицы. Рукава внутри продублированы хлопчатобумажной тканью. Крой стана состоит из клиньев, слегка расширенных книзу, в виде трапеции. Поднизка шилась длиной до колен, под неё надевали еще несколько юбок.

Традиционная одежда казачек отличалась декоративностью, подчеркнутым щегольством, яркими тонами костюма. Обилие украшений в виде лент, кружев, декоративных пуговиц, бус, брошей, поясов усиливало впечатление нарядности и даже внешне выделяло казачек по сравнению с «мужичками».

Пояс, начало XX века. Музей бердской библиотеки

Пояс, начало XX века. Музей бердской библиотеки

Сарафан сакмарских казачек с поясомСарафан сакмарских казачек с поясом

Сарафан сакмарских казачек с поясом. Сарафан в оригинале подпоясывается поясом-шитиком (тканевый плотный пояс, который застегивается на пряжку, украшается вышивкой или машинной отстрочкой).

Девочки пяти-шести лет ходят летом босиком и в домотканых длинных платьицах и рубашках, а осенью и зимой в ватных пальто. Девочки с девяти – одиннадцати лет начинают носить кофту и юбку, их костюм и костюм старших девиц мало чем отличаются от костюма взрослых женщин. Все женщины и девицы обязательно носят исподнюю рубаху с рукавами, или как ее еще называли “рукава” – сорочки с полуоткрытым воротом и рукавами, доходящими до кисти. Рукава шились всегда наполовину из ситца и наполовину из грубого холста. Иногда вся сорочка делалась из белого холста. Поверх сорочки надевали юбку из ситца (или выбойчатую), поверх юбки – фартук.

Костюмы казачек XIX век (слева молодая женщина, в середине старуха, справа девушка)

Девушки на выданье одеваются точно так же как молодые замужние женщины — все отличие заключается в повязке головы. Основным головным убором девушки-казачки была «перевязка» – широкая лента или шарф, который обвязывали вокруг головы, при этом выпускают назади косу с несколькими вплетенными в конец ее широкими разноцветными лентами.

Костюмы оренбургских казачек. XIX век, Сакмарский район. Выставка "Часовые Отечества", Санкт-Петербург, музей Этнографии, 2006 год. Фото: Струков С.Г.

Костюмы оренбургских казачек. XIX век, Сакмарский район. Выставка “Часовые Отечества”, Санкт-Петербург, музей Этнографии, 2006 год. Фото: Струков С.Г.

Костюмы оренбургских казачек. XIX век, Сакмарский район. Выставка "Часовые Отечества", Санкт-Петербург, музей Этнографии, 2006 год. Фото: Струков С.Г.

Костюмы оренбургских казачек. XIX век, Сакмарский район. Выставка “Часовые Отечества”, Санкт-Петербург, музей Этнографии, 2006 год. Фото: Струков С.Г.

Немного о косе…

Коса насчитывает уже много веков. Раньше на Руси коса была не просто прической, но и показателем женской красоты и социального статуса. Чем длиннее и крепче была коса, тем лучше считалась девушка. Если у девушки была заплетена одна коса, то это говорило о том, что девушка не замужем, если же в косу вплетали ленту, то это означало, что девушка готова к замужеству. Лента, вплетенная в половину длины косы, говорила о том, что у девушки есть жених, и она вскоре выходит замуж. Две косы носили только замужние женщины. Девушки уделяли много внимания уходу за косой. Для того чтобы улучшить рост и состояние косы использовали не только народные средства, но и прибегали к специальным заговорам.

Традиционный головной убор оренбургских казачек – «перевязка» с «кардонкой». На фото: И. Карнаухова, фольклорный ансамбль «Перегода», Оренбург

Традиционный головной убор оренбургских казачек – «перевязка» с «кардонкой». На фото: И. Карнаухова, фольклорный ансамбль «Перегода»,

«Перевязка» замужней женщины крепилась особым образом, оставляя часть волос открытой. Ее носили с «волосником» или «кардонкой» – невысоким обручем из плотного картона, обшитого тканью. Еще один вид женского головного убора казачек представлял собой сложный комплекс из кокошника и подкокошника – кички.

именовался «сорокой» и изготавливался из парчи, шелка и жемчуга. Позже носили «волосник», «сороку» в виде мягкого повойника и платок. Обязательной деталью костюма был пояс из позумента, или с металлической пряжкой или длинный с кистями.

Зимою весь этот женский убор дополняется овчинной или мерлушчатой шубой (нагольная или крытая голубой китайкой, нанкой, драдедамом, и изредка шелковой материей, по бокам опушенная котиком или лисой) с лисьим или беличьим отложным воротником. Будничная (повседневная) шуба выглядит попроще — воротник на ней из менее ценного меха.

Зимой верхней одеждой для девиц служил сак, и маринатка. Вся эта одежда делалась из фабричных материалов на вате. делался длинным (полы его не доходили на 1/4 метра до земли). Полусак — до колен. Маринатка — самая короткая одежда, концы ее не доходили до колен. Сак, и маринатка шились в талию. Пожилые женщины зимой ходили в шубах. Летом женщины и девицы обувались в ботинки, зимой в валенки (ботинки шились из простой кожи). Калоши позволяли себе только зажиточные казачки.

— длинное пальто на вате, в талию, книзу расклешенное, без воротника, с небольшим отворотом. Застегивался на боку на пуговицы. Полусак — укороченное пальто, тоже без воротника, на пуговицах.

Зимой казачки и крестьянки Южно-уральского края с котами носят толстые шерстяные чулки, а летом — при башмаках и котах — нитяные. На руках носят “варьги” (так написано у Черемшанского, скорее всего, это просто варежки) и перчатки собственного изготовления. Зимой, самым распространенным головным убором оренбургской казачки была пуховая шаль.

Казачьи ширинка и кардонка. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей

Казачьи ширинка и кардонка. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей

Ширинка – платок из однотонной шелковой ткани квадратной формы, обшитый по краю (кроме одного угла), кружевом, бахромой или нарядной тесьмой.

Менялся быт, менялась мода. “Национальный казачий костюм изношен и почти забыт, писал в 1926 году о бердских щеголях и модницах оренбургский журнал “Вестник просвещенца”. <…> Девушки тоже гонятся за модой: длинные и широкие юбки шестиполосные можно встретить очень редко. Старинный женский костюм представлял из себя тип, сохранившийся в ст. Сакмарской – широчайший сарафан. Носили черные борки, бусы, желтый янтарь, жемчужные серьги, шарфики на шее и шелковую косынку, по местному ширинка. Характерно отметить следующее: почти окончательно вывелось ношение волосняков замужними женщинами, а раньше считалось большим грехом, если невестка при девере, а тем более перед свекром будет “раскрывши”.

Источники:

  • Пятков В. В., Тарасова С. В. Традиционная культура оренбургских казаков: прошлое и настоящее. Челябинск, «Околица». 2005.
  • Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии. Уфа. 1859.
  • Райкова Л.И. Истоки народного костюма на Южном Урале, –
  • Ефимова Л. Русский народный костюм, – М.: Советская Россия, 1989.
  • Сагнаева С. Очерки традиционной культуры казачеств России, – Краснодар, 2002.
  • Еременко В. Страницы Бёрдской летописи. Оренбург, ИПФ «Вестник», 2008
  • Жижилева К., Кузьмина С., «Костюм Сакмарской казачки», Журнал «Народное творчество», №4, 2005
, , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x