Гусев Алексей АлексеевичУчительская династия Гусевых. История бывает беспощадной, она крушит и уничтожает государства, причудливо сплетает судьбы людей, щедро одаривает и безжалостно отнимает. История нашей страны жестоко обошлась с целым сословием, сначала возвысив и наделив его представителей привилегиями, затем почти его уничтожив. Имя ему – казачество.

Как и большинство советских людей, я, к стыду своему, не могу похвастаться тем, что знаю своих предков до седьмого колена. Могу только сказать, что во мне течет кровь русских казаков. Дед по материнской линии, Афанасий Печоркин, был родом из станичного поселка Вязовка Орен­бургского района. Очень хорошо помню, что даже в преклонном возрасте это был видный мужчина, а в молодости, рассказывали, был Афанасий первым парнем, статным, русоволосым, голубоглазым красавцем- балагу­ром, на которого засматривались все деревенские девушки. При явном бо­гатстве выбора он всем на удивление взял в жены скромную, внешней красотой не отличавшуюся казачку, но зато была она человеком добрей­шей души и величайшей кротости.

Жили они дружно, родили пятерых детей, младшей из которых была моя мама Ольга. Но родители моего деда не жаловали невестку, и при­шлось молодым перебраться в город Оренбург, в район Аренды, где они и прожили всю жизнь.

Гусев Алексей Алексеевич работал в школе №14 с 1952 по 1963 год, был учителем математики, затем стал завучем, пользовался авторитетом местного населения. В 1957 году А.А. Гусев был занесен в Книгу почета, учрежденную Оренбургским районным отделом народного образования в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В 1963 году был переведен на должность директора  школы №58.

В этот период Алексей Алексеевич занялся научной деятельностью: учился в аспирантуре, много печатал статей в прессе о проблемах воспитания и образования. Он стал первым в Оренбургской области среди учителей-практиков кандидатом педагогических наук.

Дедушка Афанасий обладал каллиграфическим почерком и абсолют­ной грамотностью, что позволило ему найти работу писаря. Эту любовь к слову, к языку унаследовали его дети, внуки и правнуки. Я думаю, его-то и надо считать родоначальником нашей учительской династии.

Ольга Афанасьевна Гусева окончила педагогический институт по специальности «русский язык и литература», а впоследствии и высшие курсы учителей немецкого языкаПо стопам своего отца пошла и моя мама. Ольга Афанасьевна, которая окончила педагогический институт по специальности «русский язык и литература», а впоследствии и высшие курсы учителей немецкого языка. Филологами стали и моя родная сестра Наталья, и ее дочь Ольга, обе они окончили иностранный факультет педагогического института. Мы же с братом Андреем стали учителями математики, и это у нас от нашего отца, Гусева Алексея Алексеевича.

Мой отец родом из села Нижняя Павловка. Казачья семья Гусевых была по меркам того времени зажиточной: в собственности имелся доб­ротный дом, различный сельхозинвентарь, много скота. Поэтому мой дед, Алексей Яковлевич, когда пришла ему пора обзавестись семьей, смог вы­брать в жены самую видную девушку в селе, хотя и из небогатой семьи. Звали красавицу-казачку Марфой, была она певчей в церковном хоре. Дед Алексей, по сравнению с избранницей, был с виду неказист, но зато работящий и хозяйственный, в доме царил достаток.

Гусева Ольга Афанасьева работала учителем немецкого языка в школе №14. Это был человек преданный своей профессии. Она первой из учителей оформила свой кабинет, уроки проводила на высоком методическом уровне, дети имели глубокие и прочные знания по ее предмету.

Это был душевный, отзывчивый человек, который пользовался любовью и уважением среди учеников. Ольга Афанасьевна и Алексей Алексеевич вырастили и воспитали 3 детей: Татьяну, Наталью и Андрея. Все дети учились в местной школе и все пошли по стопам родителей.

Гусев Андрей АлексеевичВскоре наступили страшные времена, слишком благополучной ока­залась жизнь семьи Гусевых, и начался кошмар: раскулачивание, высылка из родных мест, бегство из ссылки и возвращение в село, донос, арест и расстрел деда в 1937 г. Так моя бабушка Марфа осталась одна с тремя сы­новьями: жена и дети врага народа.

Чтобы не умереть от голода, приходилось просить милостыню, ох, как непросто было гордой казачке пойти на такое унижение. Но детей нужно было кормить, и строгая, суровая, рано постаревшая мать поучала своего младшенького, Алешу: «Глаза-то потуши, ладошку сложи гор­сточкой и проси жалобнее». И он, мой папа, просил.

А потом была война, и мой отец отслужил все четыре года. Но у него нет ни одной награды, потому что служил он в штрафбате, сын врага наро­да отмаливал несуществующие грехи своего отца.

После войны отец вернулся в родное село, начал учительствовать в местной школе, где и познакомился с будущей женой Ольгой, молодень­кой учительницей русского языка, попавшей в Нижнюю Павловку Орен­бургского района из города по распределению после окончания института. Поженились мои родители в 1946 г., жили вместе с бабушкой Марфой, ко­торая помогала воспитывать детей и вела хозяйство. Но жизнь в родном селе была нелегкой, клеймо «врага народа» не стиралось, и семья была вы­нуждена перебраться в город, где отцу предложили работу. Так мы посе­лились на Бердах, где родители работали в местной школе, там же занимали один класс, переоборудованный под жилье. Это были тяжелые, но счастливые годы.

Моя младшая сестра, Наталья Алексеевна Гусева, работала учителем английского языка, детским психологом, но всегда в системе образования.Несколько лет спустя наши родители получили вместо отпускных денег строительный лес и решили строить свой дом. Наш дом стал на­стоящим родовым гнездом, он знал несколько поколений семьи, в нем все­гда было тепло и уютно, всегда было много людей, музыки и веселья. Жизнь налаживалась, мама работала учителем немецкого языка, папа был сначала преподавателем математики, потом завучем, директором школы, мы, дети, росли, учились, и все пошли по стопам родителей. Потом папа начал писать диссертацию, подолгу бывал в командировках в Москве, упорно работал и стал первым в нашей области среди учителей-практиков кандидатом педагогических наук. В папиной научной работе каждое слово, каждый пример – из его личной жизни и педагогической практики.

Мы все трое – дети своих родителей. Брат Андрей окончил матема­тический факультет пединститута, его жена тоже учитель, и тоже матема­тик. У них интересная преемственность, своеобразная династия внутри династии: сначала оба были учителями школы в Подгородней Покровке, потом Андрей стал директором, но его педагогическая карьера прервалась. Позже жена его стала завучем и теперь директором.

Гусев Андрей Алексеевич, младший из детей Гусевых, после школы окончил математический факультет ОГПИ. Работали вместе с женой учителями в Подгородней Покровке, затем он стал работать директором, продолжать дело своего отца.

Моя младшая сестра Наталья работала учителем английского языка, детским психологом, но всегда в системе образования.

Красникова (Гусева) Наталья Алексеевна пошла по стопам своей матери Ольги Афанасьевны, она окончила факультет иностранных языков и работала с 1978 по 1980 год учителем английского языка в школе №14.  Дети любили свою молодую учительницу за глубокие и прочные знания, которые она им давала, за веселый нрав, общительность. Наталья Алексеевна готовила с ребятами интернациональные вечера, дискотеки. Она страстно любила музыку, окончила музыкальную школу по классу фортепиано и часто проводила с учениками музыкальные вечера, где знакомила и с творчеством композиторов и музыкальных групп.

Татьяна Алексеевна Панкова (Гусева) - начальник Управления образования администрации Оренбурга, заведующая кафедрой менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин ОГПУ, доктор педагогических наук, профессор, кандидат социологических наук, заслуженный учитель РФ.Моя педагогическая карьера началась с работы учителя математики в школе совхоза Боевой, потом в школе № 10 г. Оренбурга, затем в школе №67, где я работала 10 лет заместителем директора и директором. Позже стала заведующей Дзержинским районным отделом народного образова­ния, работала заместителем начальника главного управления образования Оренбургской области. Далее – ностальгические годы работы директором педагогического колледжа № 3. Долгие годы возглавляла городское управление образования. Защитила докторскую диссертацию, работала профессором кафедры менеджмента ОГПУ. Я могу без ложной скромности ска­зать, что знаю на практике все этапы и все нюансы образовательного процесса, мне было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель России», я доктор педагогических наук. И горжусь тем, что всю свою жизнь посвятила делу своих родителей.

Панкова (Гусева) Татьяна Алексеевна окончила физико-математический факультет ОГПИ. Начальник Управления образования администрации Оренбурга, заведующая кафедрой менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин ОГПУ, доктор педагогических наук, профессор, кандидат социологических наук,, “Заслуженный учитель России”.

У нашей семьи славная история. Я надеюсь, потомки будут с гордо­стью вспоминать тех, кто заложил основы нашей педагогической дина­стии. Мы будем нежно беречь как ценнейшие сокровища о тех, кто жил и трудился ради нас, мы обязательно запишем все, что знаем о наших предках, и завещаем нашим детям и внукам хранить и приумножать семейные традиции, чтобы впоследствии наши потомки могли удивляться, как могла история повернуться так, что из династии казаков родилась ди­настия педагогов, которая, я уверена, еще долго не прервется, потому что учительствование вошло в нашу кровь, это часть нашего генетического ко­да.

Семья Гусевых

Панкова (Гусева) Татьяна Алексеевна

Источник:

  • Сайт Основной общеобразовательной школы №14 г. Оренбурга

 

, , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x