Художественный фильм «Иван Бровкин на целине» как пример агитационной и просветительской деятельности о жизни на целине.

Как снимали фильм "Иван Бровкин на целине" 1

Когда речь заходит об эпопее освоения целинных и залежных земель, в том числе на территории Оренбургской области, люди старшего поколения вольно или невольно вспоминают советский фильм «Иван Бровкин на целине». Прежде чем говорить об этом фильме, необходимо рассказать о его предыстории.

После выхода в 1955 г. фильма «Солдат Иван Бровкин» актеры, исполнявшие главные роли, получили небывалую популярность. Зрителям настолько понравилась история об этом солдате, что они хотели и требовали продолжения кинокартины.

По сообщению ТАСС, опубликованном в январском номере газеты «Южный Урал» за 1957 г., мы узнаем что «идя на встречу этим просьбам, работники студии решили продолжить киноповествование. Вторую серию снимал тот же коллектив, что и первую….» .

Режиссер Б.М. Каневский на встрече с детьми из пионерских лагерей г. Оренбурга говорил:

«Мы и не думали делать вторую серию. Но в редакцию газеты «Комсомольская правда» и к нам стало поступать много писем от зрителей, которые очень интересовались, где сейчас Бровкин? Пошел он в армию, отслужил срок, ну а дальше? И мы подумали: действительно, а что же дальше? Как-то сразу все сошлись на том, что чудесный парень Иван Бровкин должен, конечно, находиться сейчас на целине, где работают тысячи молодых патриотов нашей Родины».

После принятия решения о съемках кинокартины осенью 1957 г. автор сценария Г. Мдивани побывал в совхозе «Комсомольский» с целью знакомства с жизнью, трудовыми буднями первоцелинников, бытом и досугом. Спустя почти год, 1 августа 1958 г., в г. прибыла съемочная группа «Мосфильма» для того, чтобы приступить к началу съемок фильма «Иван Бровкин на целине».

В 1950 – 1960-е гг. многие сферы жизнедеятельности в были глубоко идеологизированы, в том числе и кино. О задачах и целях киноискусства сказано в решении Первого Учредительного съезда Союза кинематографистов СССР, проходившего 23 ноября 1965 г. в Кремлевском дворце:

«Киноискусство обрело громадную силу идейно-эстетического влияния на сотни миллионов наших современников, оказывает глубочайшее воздействие на их мысли, чувства и нравственные принципы. Это ко многому обязывает каждого, кто обращается с экрана в необъятную зрительскую аудиторию. Успех художника решает слитность его интересов и стремлений с интересами и стремлениями общества. Четкость идейных и моральных позиций, верность художественной правде, горячее желание участвовать своим творчеством в коммунистическом преобразовании мира – таковы важнейшие черты создателей и питомцев советской кинематографической школы. Первоосновой достижений нашего искусства является талант и партийная позиция художника, умение видеть и правдиво изображать действительность во всей ее диалектической сложности, в ее непрерывном движении и развитии».

Реально оценивая величину силы влияния киноискусства на народные массы, перед создателями фильма была поставлена задача – в том числе и агитации молодежи Советского Союза для приезда на целинные земли. Подтверждение этому находим в словах Героя Социалистического Труда М.Г. Голованова – директора совхоза «Комсомольский»:

«…Поэтому значение новой серии фильма очень велико. Он расскажет о мужестве и самоотверженности целинников, поможет привлечь на работу в степные просторы новые тысячи молодых энтузиастов».

Энтузиазм молодых девушек и парней, приехавших в первые годы освоения целинных и залежных земель, к концу 1950-х гг. заметно убавился. По некоторым данным четверо из каждых пяти целинников покинули целину, не дождавшись первого урожая, сказывалась недостаточная обустроенность быта.

В киноленте «Иван Бровкин на целине» мы видим, что целинники жили в собственных домах, питались в уютной столовой. Однако, показанное на экране несколько отличалось от действительности, в которой проживали покорители целинных и залежных земель Оренбуржья. Коллеги обвинили создателей картины в незнании действительности. Кинорежиссер Г. Чухрай в мемуарах писал, что его коллега И. Пырьев, вырвав у Г. Мдивани одно из народных благодарственных писем, «засунул себе в рот, разжевал и выплюнул, а затем сказал:

«Ты что, хочешь нам рот заткнуть этими письмами? Думаешь, никто не знает, кто и где эти письма пишет?».

По воспоминаниям участников и очевидцев освоения целины специально для кино в спешном порядке возводились дома, строился клуб, асфальтировали дороги. Об этом свидетельствуют документы из фонда Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся о помощи в съемках картины. Из протокола совещания при директоре совхоза «Комсомольский (не позднее 6 августа 1958 г.), на котором среди прочих присутствовали и режиссер картины И.В. Лукинский, оператор В.А. Гинзбург, узнаем, какие мероприятия должны были быть реализованы для обеспечения начала съемок кинокартины.

Среди первоочередных задач обозначены: выделение спецтехники, асфальтирование дорог, окончание строительства клуба, привлечение дополнительных трудовых ресурсов и др.

В распоряжении Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета Депутатов трудящихся от 14.06.1958 № 612-р находим подтверждение того, что проведение основных работ по благоустройству совхоза «Комсомольский» и определение сроков исполнения были связаны в том числе и с предстоящими съемками кинофильма «Иван Бровкин на целине».

Не все то, что зрители увидели на кадрах фильма «Иван Бровкин на целине», было зеркальным отображением существовавшей в конце 1950-х гг. действительности. В эпизоде кинокартины, когда Иван Бровкин, встретив свою мать, на мотоцикле едет по улице совхоза, на заднем плане видим строящийся клуб, а в конце фильма он перед нами предстает уже отстроенным. В действительности же, несмотря на то, что завершение полного строительства клуба определено сроком до сентября 1958 г., он был готов к эксплуатации лишь в 1959 г. Даже готовую киноленту в конце 1958 г. в совхозе «Комсомольский» демонстрировали не в клубе, а на зерноскладе.

После просмотра фильма жители совхоза недоумевали по поводу сцены фильма, когда в дом к Полине и Захара Силыча затаскивали ванну. Этот дом, а точнее дом-макет, сделанный из мешковины, выкрашенный в толстый слой известки, был натянут на столбы; окна на весу приделали; ступени пододвинули. В своих воспоминаниях житель совхоза Иван Коныгин рассказывает:

«Вот смеху-то было, тащат эту ванну в пустоту, заглядываем – а за стеной ничего – снаружи макет дома в «Комсомольском» снимали. А когда будто бы Пуговкин туда входит, душ осматривает, «внутренности» снимали в райцентре за 60 километров от нас, в Адамовке».

На вопрос жителей «Комсомольского» о том, зачем была показана ванна и тем самым представлена неправда, режиссер И.В. Лукинский ответил, что «Кино нас учит жить. Мы показываем, как должно быть!».

В сцене кинокартины, где запечатлен момент проезда свадебной машины Захара Силыча и Полины по центральной улице совхоза – Орской, показано, что бегущие за ней дети в руках держат мороженное. Казалось бы ничего удивительного в том нет, но деревня образца 1958 года вовсе не похожа на деревню современного периода: в столь отдаленных от районного центра населенных пунктах мороженного не продавали. Для съемок эпизода киноработники вместо этого десерта детям дали сметану, взбитую с сахаром.

Во время съемок кадров фильма, на которых Иван Бровкин должен был мчаться на мотоцикле по полевой дороге, режиссер попросил местных механизаторов вырыть трактором траншею для того, чтобы пшеница на фоне проезжающего Бровкина выглядела более высокой и пышно колосилась. Однако в реальной жизни 1958 г. для Оренбургской области оказался засушливым, вследствие чего был неурожай.

Несмотря на некоторые несовпадения одних и тех же моментов экранной и реальной жизни, в комедии тонко выписана линия дружбы народов. Армейский друг Бровкина – казах Мухтар Абаев (роль исполнял актер Танат Жайлибеков) трогательно влюблен в статную докторшу Ирину Николаевну (роль исполняла актриса Софья Зайкова). В бригаде Ивана трудится искусный портной – латыш Юрис Лейманис (роль исполнял актер Юрис Леяскалнс). Показанная дружба народов отражала действительно имевшие место среди первоцелинников межнациональные взаимоотношения.

Фильм «Иван Бровкин на целине» только за первый год проката «посмотрели свыше 40 миллионов зрителей. Воспользовавшись возникшей большой популярностью фильма среди населения страны, следуя задачам привлечения новых молодых людей на освоение целины, в выпуске журнала «Крокодил» от 10 февраля 1960 г. было опубликовано «Слово Ивана Бровкина». В нем от имени как будто бы реально существующего человека по имени Иван Бровкин молодежь призывают приехать на работу в целинные совхозы:

«…Но я, как целинник, все же хотел бы вас видеть на целине. Земли у нас много, и работы здесь хватит на многие годы!..».

После публикации «Слова…» в адрес совхоза «Комсомольский» со всего Советского союза, в частности из Москвы, Казахстана, Удмуртии, Ростовской области и др., начали поступать многочисленные письма от молодых девушек и парней с просьбой принять их на работу. Часть этих писем хранится в составе фонда «Оренбургского областного управления сельского хозяйства».

Фильм «Иван Бровкин на целине» только за первый год проката «посмотрели свыше 40 миллионов зрителей.

Примером тех писем является письмо Сорвина Анатолия и Смолякова Дмитрия из Амурской области:

«Пишем с Амурской области Дальне-Восточного края.
Здравствуйте Иван Бровкин, пишем лично вам.
Прочитав вашу заметку в журнале за № 2. Вы пишите, что у вас работы по обработке земель хватит на много лет. И вот мы люди с далекой глухой тайги хотим приехать к вам на обработку нетронутых земель.
Так просим вас напишите нам как можно или нет приехать к вам.
Если можно то дайте сразу вызов. Мы рассчитаемся и приедем к вам к посевной. Только у нас сейчас зима идут заготовки леса, а летом заготовок нет. Но мы еще молодые и нам хочется чтоб и в степи была наша доля труда.
Ответ дайте обязательно хоть какой-нибудь.
А если решите то подайте вызов.
Обязательно просим вас, чтобы вы нам помогли, нас двое» (орфография и пунктуация сохранены – авт.).

Приведенное письмо показывает, что фильм «Иван Бровкин на целине» и «Слово Ивана Бровкина» спровоцировали появление так называемой второй волны целинников. Благодаря этому спустя почти десятилетие с момента начала освоения целинных и залежных земель в область устремились многие тысячи молодых людей, наполненных патриотическими чувствами, любви к своей Родине, стремлением быть нужными для всего народа, страны. Они верили, что их мечта о будущем реальная, потому что зависела не от вышестоящего начальника, но исключительно от самих людей, пришедших поднимать целинные земли.

Реальная жизнь на целине была сложнее, чем та, что показывали в кинокартине об Иване Бровкине. Несомненным остается тот факт, что для современников фильм «Иван Бровкин на целине» выступил в качестве части агитационной работы по привлечению молодых парней и девушек на освоение целинных и залежных земель. А для поколений настоящего и будущего времени данный фильм носит просветительский характер о жизни на целине, о быте и трудовых подвигах первоцелинников, о непростых, полных трудностях годах, но годах, давших стране долгожданный хлеб.

Автор: Константин Ерофеев
Источник: ОГАОО

, , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x