Купец 1-й гильдии (прим. 1-й гильдии, с капиталом от 50 000 руб., имели право на повсеместное занятие оптовой и розничной торговлей, преимущественное право вести заграничную торговлю, поставки без ограничений, содержание заводов и фабрик) Петр Федорович проживал в городе Оренбурге в конце XIX – начале XX века. Специалистами Государственного архива Оренбургской области установлено, что Петр Федорович Панкратов родился в 1863 году. Он пользовался уважением и авторитетом в среде оренбургских коммерсантов, входил в состав комитета оренбургской биржи, образованной в начале XX столетия.

Кинотеатр «Октябрь» (бывший «Театр - Аполло») , 1970-е годы

Кинотеатр «Октябрь» (бывший «Театр – Аполло») , 1970-е годы

Отец купца – Федор Ипатьевич, 1836 года рождения – в купечестве состоял с 1882 г, владел каменной лавкой, торговал бакалейным и колониальным товаром, имел склад нефти и керосина.

Семья Панкратовых была большой, жена Федора Ипатьевича Прасковья Нефедовна подарила ему 5 детей – Петра, Ивана, Агриппину, Татьяну и Пелагею. Самым известным представителем этой купеческой династии стал его сын Петр, который был одним из самых щедрых благотворителей города. Являясь почетным попечителем оренбургского реального училища, купец Петр Федорович летом 1913 года пожертвовал на ремонт здания училища (ныне общеобразовательная школа № 30) солидную сумму по тем временам – 2 000 рублей. Кроме того, он входил в состав попечительского совета торговой школы.

Имя Панкратова регулярно упоминалось в списках жертвователей на нужды раненых солдат и офицеров в период Первой мировой войны, находящихся на полях сражений. Его взносы всегда входили в число самых щедрых. Например, осенью 1915 года он передал 50 рублей на приобретение полушубков для команды полевого подвижного госпиталя (для сравнения: пуд сахара стоил тогда около 7 рублей).

Петр Федорович был англоманом, детей воспитывал в английском духе, дочки его были коротко стрижены, и возил он детей в гимназию на автомобиле.

В сентябре 1914 года (по новому стилю) на улице Николаевской купцом был открыт кинематограф «Аполло». В местных периодических изданиях на исходе весны 1914 года появилось сообщение:

«В настоящее время купцом П.Ф. Панкратовым на Николаевской улице (прим. ныне улица Советская) отстраивается новый кинематограф, который будет называться «Театр – Аполло».

Одно из самых интересных зданий города построено в стиле модерн, фасад со стороны ул. Советской облицован глазурованной плиткой. В последние летние дни газеты писали:

«30 и 31 августа (12 и 13 сентября по новому стилю соответственно) состоится открытие грандиозного роскошного театра Аполло».

В советский период кинотеатр «Октябрь» с огромным фойе в чуть поблекшем стиле ампир, с высоченными витражными деревянными дверями, потертой каменной плиткой на полу и пафосным буфетом был очень популярным местом. После закрытия кинотеатра здесь расположилось лаунж-кафе «Бомонд».

В настоящее время в Оренбурге есть минимум четыре здания, связанные с именем Петра Федоровича:

  • Торговый дом П. и Ф. Панкратовых. 1914 г., стиль: модерн, адрес: Оренбург, ул. Советская, 36;
  • Доходный дом П.Ф. Панкратова. 1914 г., стиль: неоклассицизм, адрес: Оренбург, ул. Кирова / пер. Матросский, 28/2; 
  • Торговый дом Панкратовых, соляные склады, 4-я четверть XIX в., стиль: эклектика, адрес: Оренбург, пер. Матросский, 7;
  • Торговый дом Ф.И. Панкратова, 4-я четверть XIX в., стиль эклектика, адрес: Оренбург, ул. 9-го Января, 40.

Торговый дом Ф.И. Панкратова на Введенской улице (ныне ул. 9-го Января) в Оренбурге

Торговый дом Ф.И. Панкратова на Введенской улице (ныне ул. 9-го Января) в Оренбурге

На последнем здании остановимся более подробно. Точнее не на нем самом, а на одном из каминов… На фотографии ниже, изображен камин, находящийся в бывшем торговом доме Панкратова, ныне отдел полиции №1 на улице 9-го Января, 40. Это не единственный камин который находится в этом здании, но возможно, именно о нем идет речь в девятой главе “Торговый дом Панкратова”, местного краеведа Глеба Десяткова, “Легенды старого Оренбурга”.

Изразцовый камин в бывшем торговом доме Панкратова<…>Слева, у входной двери, угол занимает камин-голландка, сложенная из очень красивого, художественно выполненного изразца.<…>

— Об этом камине ходили тут разные слухи и легенды. Но, впрочем, слушай: как–то раз, стояли мы тут в приемной, совещание должно было быть. Стояли, «травили». Один из наших сотрудников начал рассказывать, что раньше этот дом принадлежал какому–то купцу, любившему «красиво» жить. Вот и построил он камин этот из штучного изразца, да и лепку на потолке, смотрите, какую отгрохал… Стоит, говорит, а сам рукой по камину хлопает. Хлопнул по одному месту, потом рядом хлопнул. Звук–то другой раздался, отличный от предыдущего, характерный для пустот. Враз замолчал, начал обстукивать по всей площади. Но глухой звук раздавался только в одном месте.

«Пустота», — смекнули собеседники. Сама собой мелькнула мысль — вдруг купец камин для устройства тайника использовал? Но тут всех пригласили войти в кабинет Короткова. Разговор о камине и там не затих.

— Да бросьте вы в пинкертонов играть! — бросил кто–то. — Обыкновенный дымоход, а у вас глаза на клады разгорелись!

Интерес к камину вспыхнул вновь после того, как один из сотрудников, вернувшихся из командировки в Москву, рассказал следующую легенду:

— Ребята! Знаете, что я слышал в первопрестольной? Елисеевский гастроном вы знаете? Тот, что на улице Горького?

Ну кто ж его не знал!

— Так вот, — продолжил он. — Говорят, что в Москву приезжал то ли сын, то ли еще какой–то наследник Елисеева. Обратился он там к кому–то с просьбой в магазине из тайника кое–что забрать. Тридцать процентов, говорит, ваше, остальное — нам! Не согласились. Решили, что найдут сами. Сколько искали — не знаю. Только ничего не нашли. Говорят наследнику, согласны, мол, на ваши условия! А тот в позу встал. Искали, говорит, сами, да не нашли ничего! Не по–джентльменски это. Теперь условия другие будут: пятнадцать процентов вам, остальное — наше! Крутились, крутились, да деваться некуда — согласились! Вошел посланец Елисеева в торговый зал и говорит: «Опустите–ка вот эту люстру!»

Так себе люстра. В центре краше висела. Но опустили. Подошел он к ней, отвернул гайку на каком–то там колпаке, снял латунную чашу сферовидной формы, а та–ам… Камешки–алмазы всякие сверкают. Даже пылью почти не покрылись!»

Рассказанная легенда решила исход дела!

— Вскрывайте! — разрешил Коротков. — Осторожно только, черти! Шоб вид испорчен не был!..

Пригласили опытного старика печника… Вскрыл он полость ту. Осторожно так…

А дальше историю эту рассказал мне Коротков:

— Подошел Желтов к вскрытой полости, фонариком посветил со словами: «Теперь криминалисты за дело взяться должны!» Глядит — а в полости сверточек какой–то лежит. Просунул руку туда, сверточек осторожно на себя потянул, а к нему бечева привязана. Вниз полости уходит… «Не иначе, как сюрприз для любопытных купец приготовил! Вот что, мужики! От греха подальше, выйдите все. Да с первого этажа, что под этой, из комнаты всех удалите! Быстренько только!» Вышли все. Я остался с Желтовым…

Потянул Владимир Иванович за бечевку — идет вроде бы свободно, но чувствуется, что на другом конце что–то прикреплено…

«Вот что», — говорю ему. — Давай печь дальше разбирать будем… Ну ее к черту, мало ли что случиться может…» — «Не–е! Пока нэ треба! Идет–то вроде свободно. Не упирается ни во что, натяжение равномерно при движении и вверх и вниз… Оп–па!» — и он вытянул еще один сверток. Подошел к столу. Расстелил газету. Развернули первый сверток — а там акции Русского государственного банка! Да на крупную сумму! Правда, в наши дни то были никому не нужные бумажки, свою ценность они еще в семнадцатом потеряли!

Развернули второй — а там бельгийский револьвер системы «Наган»! Промасленный весь. Новенький. Образца 1910 года с откидывающимся барабаном, позволяющим одновременно все гильзы экстрактировать, выбрасывать значит… А вот с камешками, извините — не повезло. Не было их там!

Может быть, в других частях дома следовало поискать? Потаенных мест в нем много! Одни подвалы чего стоят!<…>

Источники:

  • “Зданию Панкратова 100 лет”, Planeta 56, №7 (64), август 2014 С. 9
  • Г.М. Десятков, “Легенды старого Оренбурга” – Оренбург, Из-во “Оренбургская книга”, 2017, С. 63-67

© 2020, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x