Категории: Легенды Пугачев Фольклор

Клады Емельяна Пугачева

Share

Тема кладов, которые мог, должен был или все-таки оставил Емельян Пугачев, предводитель одного из самых масштабных крестьянских восстаний в истории России и всей Европы, возникла давно.

Василий Фомичев: на Соколовой горе, 1949 год

Практически все историки сходятся во мнении, что существование кладов, в которых Емельян и его сторонники скрывали деньги и драгоценности, не только возможно, но и, с точки зрения логики исторических событий, вполне естественно.

Обстоятельства принуждали Пугачева постоянно передвигаться – ему нужно было поднимать восстание во все новых регионах России, одновременно избегая столкновения с крупными контингентами царской армии. По ходу своего передвижения получал значительные ценности: разграбленные дворянские усадьбы, захваченные казенные деньги во взятых городах, доля, которую грабившие зажиточных горожан и купцов пугачевцы отдавали на общее дело и так далее. Так что первое условие появление кладов – наличие ценностей – выполнялось. Выполнялось и второе условие – необходимость в наличии тайных хранилищ сокровищ. Во-первых, при необходимости быстрого перемещения Пугачеву и его ставке некогда было возить с собой крупные партии денег, золотых и серебряных украшений. Во-вторых, нужно было всегда помнить о риске военного поражения – в этом случае тайники должны были помочь снова собраться с силами и организовать продолжение борьбы, а при необходимости и скрыться от властей. В-третьих, восстание Пугачева состояло из множества локальных восстаний, средства на поддержание которых могли понадобиться в любой момент в самых разнообразных регионах.

был талантливым человеком и находил себе сподвижников среди таких же незаурядных личностей: народный поэт Башкирии Салават Юлаев, яицкий казак атаман Иван Зарубин по прозвищу Чика, вожак уральских рабочих Иван Белобородов и даже славная женщина-атаман, рискнувшая стать «императрицей» Устиньей – второй женой Пугачева.

К сожалению, о последней мы знаем очень мало. Хотя все богатства, которые попадали в пугачевские сундуки как его доля военных трофеев, несомненно, предназначались для Устиньи – хранительницы императорского дома самозваного Петра III. «Императрица» держала трон в доме казака Ситникова, в Бердской слободе под Оренбургом. О том, что награбленные сокровища направлял туда, узнал в свое время геолог и популяризатор наук екатеринбургский профессор А.А. Малахов. Он проводил разыскания в местном архиве документов, относящихся к пугачевскому бунту, и нашел письмо «Петра III» к жене, государыне-императрице Устинье Кузнецовой, датируемое февралем 1774 года. Послание заканчивалось такими словами: «При сем послано от двора моего с подателем сего казаком Кузьмою Фофановым сундуков за замками и собственными моими печатями, которые по получению вам не отмыкать и поставить к себе в залы до моего императорского величия прибытия».

Профессор А.А. Малахов, пока был жив, занимался поиском этих сундуков, считая, что до «императрицы» они не дошли. Опорой для поиска пугачевских сокровищ служила случайно купленная им старинная малахитовая пластинка. Она якобы представляла собой зашифрованное указание клада… на берегу реки Чусовой, близ Екатеринбурга. Найти пугачевский клад А.А. Малахов не успел, скоропостижно скончался. Как часто бывает в легендах о кладах, таинственная малахитовая пластинка бесследно пропала после его смерти.

Между прочим, «императрица» Устинья действительно не получила сундуков от супруга. Захваченная царскими войсками в своем тронном дворце, она навечно была сослана в Кексгольм. Такая же участь постигла и первую жену Пугачева, Софью Дмитриевну, с детьми Трофимом, Аграфеной и Христиной.

История с пропавшими сундуками относится к весне 1774 года, когда потерпел первое крупное поражение в битве с царскими войсками, которая продолжалась около шести часов. Ему пришлось снять осаду Оренбурга и отправиться в Башкирию, в район горных заводов, где повстанческая армия вновь значительно умножила свои ряды.

После снятия осады Оренбурга, в Бердской слободе, в ставке Пугачева были найдены 18 пушек и 17 бочонков медных денег. Видимо, золото и серебро или забрал, или закопал как клад, а с медными деньгами решил не связываться.

Так что если с какого-то момента начнут поступать сообщения, что по основному маршруту следования Емельяна Пугачева в качестве предводителя Крестьянской войны 1773-1775 годов обнаружены с большим количеством ценностей в них, ученых это вовсе не удивит. Загвоздка в том, что за более чем два столетия, прошедших с грандиозного восстания, нет ни одного достоверного случая обнаружения клада, который можно было бы как-то связать с пугачевцами. Существует немало народных легенд о том, где и в каком количестве Пугачев спрятал награбленные сокровища, и о том, как кому-то посчастливилось их найти, но пока что это не более чем слухи.

Так среди старожилов-бердяшей до сих пор бытует легенда о пугачевском кладе, закопанном на горе Гребени, километрах в 12-15 выше по реке Сакмаре, где будто-бы “он зарыт, зашитый в рубаху, а сверху, чтобы отвести подозрение, прикрыт трупом человека”.

По другой версии, часть награбленного Пугачев, а так же его казаки, которые были “слабыми” на руку, могли зарыть в поселке или вблизи поселка.

Советы кладоискателям:

Пугачев за время участия в смуте награбил большие сокровища, но не стоит забывать, что сила его шайки была в подвижности, а перемещаться по российским дорогам с большим грузом золота и драгоценностей было тяжело и небезопасно. Поэтому весь путь бунтаря Емельяна сопровождался сокрытием кладов.

Пугачев не раз бывал разбит, но, отходя, вскоре снова обрастал многотысячным войском. Современники Пугачева отмечали, что он всегда делал в приметном месте, чтобы потом можно было их найти: под большим дубом, или в пещере на берегу речки, или в самой реке рядом с берегом (на дне рылась яма, в которую затапливали лодку со всеми атамановыми сокровищами).

Пугачева надо искать по пути движения его войска: в Оренбурге, Берде (Оренбурге, Бердах), Яицком городке (Уральске), Самаре, Казани, Симбирске (Ульяновске), Уфе, Златоусте, Орске, Цивильске, Саранске и Пензе.

Метки: Бердская слобода Екатерина II клады Крестьянская война Оренбург Петр III Пугачев Сакмара Салават Юлаев Ситниковы Чика

Похожие темы

  • Краеведение

Установлен возраст “пушкинского” дуба

"ПУШКИНСКОМУ ДУБУ" ОТ 140 ДО 150 ЛЕТ - к такому абсолютно научно обоснованному выводу пришли специалисты лесного и зеленого хозяйства…

21 минута
  • Краеведение

Дом Кудрина

Дом в переулке Бухарском купца Н.П. Кудрина – директора-распорядителя «Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества Н.П. Кудрин и Кº», однажды ставшего собеседником императора…

1 день
  • Краеведение
  • Разное

Семейное наследие купцов Камаловых

Межрегиональный научный центр «Наследие» и Оренбургское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ОРО ВООПИиК) совместно со студентами…

1 неделя
  • Краеведение

Школа под небесным покровительством Крестителя Руси

На территории бывшей Новой слободки, на углу улиц Советской и Лукиана Попова находится II корпус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная…

2 недели
  • Краеведение

Наводнение 1957-го: как это было

Прогноз весеннего разлива рек в Оренбуржье неблагоприятен… Опыт прошлого показывает, что, хотя и принимаются всевозможные меры по борьбе с водной…

3 недели
  • Краеведение

Каменная лавка с жилым надстроем в стиле модерн на улице Гостинодворской

Квартал старого Оренбурга, получивший в конце XIX столетия 315-й номер, известен, прежде всего, расположенным в нём мусульманским духовным комплексом «Хусаиния»,…

3 недели