Краеведение

Барабашка, я тебя знаю!..

Share

Загадочные случаи и всевозможные мистификации сопровождают человечество на протяжении всей его истории. и его жители не исключение. И «инопланетяне» к нам прилетали, и обломки «космических кораблей» падали на оренбургские поля, и барабашки стучали по ночам в стены к одиноким вдовам. Все эти случаи, описанные в местной прессе последнего десятилетия, равно как и случаи исчезновения самих журналистов в результате зловредного воздействия «инопланетных сил», чаще всего объяснялись вполне земными причинами.

Все дело: оренбуржцы, как и многие другие, очень хотят верить во все эти подземные ходы под городом, прорытые чуть ли не Пугачевым (спускался и автор в один из таких «ходов», оказавшихся, увы, заурядным старинным канализационным коллектором), таинственных существ, населяющих наши чердаки и подвалы. Последние, кстати, известны были нашим предкам с незапамятных времен.

Вот и газета «Оренбургский листок» за 17 января 1882 года повествует о странном событии, произошедшем в Уфе, входившей в те годы в состав Оренбургского края.

«Толкуйте после этого, что век суеверия проходит!» – восклицает автор материала в конце XIX века. Не проходит он и в наши дни, когда «космические корабли бороздят пространство Большого театра».

Потому что скучно на свете без чудес и таинственных событий.

«Из Уфы сообщают нам забавную и весьма назидательную для верующих в спиритизм историю. История эта могла бы показаться вымыслом, но о ней корреспондировано уже в газету «Волга» (№558) и притом очень серьезно. Вот эта история.

Во флигель казенного дома уфимского духовного женского училища, где помещается баня, больница и квартира о. эконома, с последнего числа декабря прошлого года с одиннадцатого часа до двенадцати ночи начал раздаваться стук под полом, до того сильный, что дрожали балки. Испуг живущих, понятно, был столь велик, что больные с первого же разу выбежали из больницы, и о. эконом ради страха оставил свою квартиру.

Конечно, о таком небывалом в уфимских хрониках событии дали знать властям и начали служить молебны об изгнании нечистой силы; вместе с тем по распоряжению высшей духовной власти выломали все полы во флигеле. Но ничего не нашли, ничто не помогало, а стук между тем из полу перешел в потолок.

При таком-то обстоятельстве по совету одного духовного лица, жившего когда-то в Польше, решились попытаться поговорить с духом. Для этого взяли с собою четырехлетнюю девочку и, сделав духу вопрос: как зовут девочку и сколько ей лет, – получили ответ, что ее зовут Александра и что ей тогда минет пять лет. Ответы оказались точными…

Скажите же, как после этого не верить в стучащих духов и как объяснить явление, о котором теперь только и разговору в нашей Уфе?

Все, даже сомневавшиеся по части спиритизма, сделались ярыми его поклонниками, а местный танцмейстер даже выдумал новое па под названием «la duch», и местный сапожных дел мастер Скоробогатов стал делать сапоги под названием «la spirite». Вероятно, и портные будут шить пиджаки подобного же названия.

Все это занимательно для нас и для публики; но каково житье о. эконома и прочих обитателей духовного женского училища, не могущих решить: как уничтожить беспокойный дух, поселившийся в здании училища?

Но, говорят, утопающий хватается и за соломинку; так и власти училища, испытав все меры per fas et ne fas, обратились за советом к одному известному и в Оренбурге мудрецу-археологу, проезжавшему через Уфу; археолог не отказался порыться в пыли местных архивов, и его усиленными трудами вопрос пока разъяснился тем, что дом, принадлежащий духовному училищу, переходил через разные руки владельцев, и ровно сто лет тому назад, как гласят «Уфимские Губернские Ведомости» 1852 года, принадлежал одному уфимскому богачу, скряге-купцу Черкалину, который, чтобы не украли его деньги, зарыл их в землю, отдав на хранение нечистой силе.

Шайка разбойников под начальством башкира Бахтарева, прельстясь богатством Черкалина, увела его за город в ближайший овраг и там пытала его огнем, чтобы сказал, где спрятаны его богатства, но, однако же, не добившись откровенности, замучила Черкалина до смерти; с тех пор овраг этот называется Черкалиным.

Таким образом, легенда уфимская о зарытом кладе Черкалиным, благодаря заезжему археологу, выплыла из архивной пыли и дала повод думать, что клад просится наверх и дается в руки счастливцу и, конечно, прежде всего о. эконому, а сей, как слышно, намерен клад предоставить духовному училищу, которое в действительности нуждается в расширении своих программ как по хозяйственной части, так и по педагогической.

В заключение считаем нелишним сказать, что оренбургский археолог, занимающийся специально разработкой легендарного вопроса о Черкалинском кладе, открыл, между прочим, еще то, что Черкалин зарыл два клада: один в своем доме, а другой в том месте, где ныне архиерейский сад; вследствие этого указания предполагается в предстоящую весну и лето сделать раскопки.

Понятно, что и наши уфимские спириты не сидят даром по вопросу стучащего духа. Они ведут переписку со спиритами Оренбурга, славящегося тоже спиритами, равно как идет деятельная переписка и с другими городами, где тоже есть спиритические мудрецы.

Заканчивая наши строки, мы прочли № газеты «Волга», где говорят, что стук прекратился благодаря энергическому настоянию местного преосвященного. Толкуйте после этого, что век суеверия проходит».

Автор: Александр Васильев
Источник: Вечерний Оренбург, № 24 от 12 июня 2007 г.

Метки: археология Волга мистика Оренбург Оренбургский край Оренбургский листок Пугачев Уфа

Похожие темы

  • Краеведение

Дом с рюмкой

Это старинное здание на улице Пролетарской, 89, в Оренбурге полно загадок. В списке объектов культурного наследия регионального значения датой его…

8 часов
  • Краеведение

Проблема бродячих собак в Оренбурге: как решался этот вопрос в начале XX века

Проблеме бродячих собак в Оренбурге не одна сотня лет. Так, более века назад, в 1914 году, по настоянию губернатора и…

1 день
  • Воспоминания

Положили начало общему войсковому празднику

Согласно свидетельствам современников, весной 1887 года день святого Георгия отмечался в Оренбурге особенно торжественно. «Народа собралось такое множество, что его…

3 дня
  • Библиотека

Картографическое пополнение библиотеки

В очередное пополнение коллекции сетевой библиотеки «Бердская слобода» вошли картографические материалы Оренбурга и Форштадта: 1849 год, План города Оренбурга ОГАОО,…

4 дня
  • Краеведение

Пасхальные качели не пустовали

Среди немногочисленннх архивных материалов о жизни оренбургского купца Александра Афонасьевича Белова, чье имя увековечено оренбуржцами в названии Набережной, заслуживают внимания…

5 дней
  • Краеведение

Храм можно назвать лучшим

Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке. "Как знак особого расположения" Немало церковнослужителей оставило…

1 неделя