В годы индустриализации женщины стали серьезным ресурсом рабочей силы. В в 1925 году среди рабочих промышленных предприятий женщин было 29%. К 1935 году они составляли 42% всех промышленных рабочих.

А.П. Кожина - шофер автомашины скорой медицинской помощи гор. Чкалова. Фото В. Лашманова.

А.П. Кожина – шофер автомашины скорой медицинской помощи гор. Чкалова. Фото В. Лашманова.

Процесс массового вовлечения женщин в трудовую деятельность в годы первых пятилеток имел огромное значение для реализации их равноправия. Политика государства, потребности индустриализации привели к тому, что женщины пришли в те отрасли, которые традиционно считались мужскими.

В предвоенный период производственная деятельность женщин занимала первое место по количеству публикаций и их важности в центральных партийных журналах для женщин — «Работнице» и «Крестьянке». Перед ними стояла задача привлечь массы женщин к трудовой деятельности, удержать их на производстве, способствовать изменению их привычного жизненного сценария. Подобные публикации встречались и в оренбургской печати.

Так  в газете “Чкаловская коммуна” 5 октября 1939 года было опубликовано две небольшие заметки, написанные в виде рассказа от первого лица, повествующие о женщинах, освоивших мужские специальности.

Первая заметка называлась “Наравне с мужчиной” рассказывала о шофере скорой помощи А. Кожиной.

Наравне с мужчиной

Помню, была я еще совсем подростком, когда увидела в одной из кинокартин женщину за рулей советской автомашины. С тех пор загорелось во мне неотразимое желание освоить автомобиль, научиться владеть, его сложным механизмом.

В 1928 году я вступила членом в ячейку Автодора и вскоре была направлена, на первые районные курсы Автодора. Тогда я была единственной женщиной, которая решила стать водителем автомашины.

Первое время трудно доставалась работа. Многие не верили, что женщина может работать не хуже любого мужчины-шофера. Подсмеивались, не доверяли, а иные просто затирали, пытались опорочить. Но я твердо решила не отступать. К тому же стала спориться работа. Среди водителей автобусов я была уже в числе лучших шоферов, а вскоре за хорошее выполнение плана получила первую премию.

Глядя на меня, решили овладеть специальностью шофера две моих подруги по работе, кондукторы автобусов Сидорова и Агаева. Я от всей души помогала им, как могла, часами просиживала с ними над разобранным мотором, снабжала необходимой литературой.

Сейчас я шофер 2-го класса. Эти права я получила после окончания заочных московских курсов и теперь подготовилась самостоятельно на шофера 1 класса и уверена, что выдержу экзамен.

Четвертый год я работаю шофером в пункте скорой помощи. Работа эта требует большой квалификации. В любую погоду, в любой час, в самый отдаленный район города с огромной быстротой мчится санитарная автомашина, чтобы оказать неотложную помощь. От хорошей, умелой работы не только врача, но и шофера’ зависит зачастую спасение человеческой жизни. Поэтому я всегда начеку. За это меня ценят на производстве, помогают в работе.

Я горжусь тем, что наравне с мужчинами владею специальностью. Зарабатывая 700 рублей в месяц, чувствую себя свободной и независимой в материальном отношении.

Кроме автомобиля, я свободно владею мотоциклом, могу ориентироваться в управлении танком. И если моей родине понадобится моя помощь — я в любую минуту вместе е мужчиной пойду на передовые позиции зля охраны священных советских границ.

А. Кожина.

Вторая заметка “У токарного станка” повествует об освоении женщиной специальности токаря, причем согласно тексту в то время, освоение женщинами мужских специальностей было поставлено на поток.

У токарного станка

Начала я свою работу на Чкаловском заводе им. Кирова чернорабочей — упаковщицей. Труд в коллективе сразу пришелся мне по душе. Но скоро мне захотелось знать гораздо больше. Часто, как выдавалась свободная минута, следила я за работой токарей.

Специальных курсов для учебы на токаря тогда не было, и я решила просить товарищей обучить меня работе на станке. Токарь-комсомолец Лукин, ушедший теперь в Красную Армию, был ко мне особенно внимателен. Некоторое время я работала под его руководством, а потом освоила токарное дело так, что сумела достойно заменить у станка своего учителя.

Теперь я не только хорошо справляюсь с работой на одном станке, но и свободно работаю на двух станках одновременно.

Недавно к нам на завод пришла приехавшая из колхоза молодая девушка Марцинкевич. Я вызвалась обучить ее токарному делу и успешно справляюсь с этой работой.

За последнее время на завод пришло много женщин-домохозяек. Большинство из них уже овладело специальностью формовщиков, шишельниц (прим. Б.С. специалистов в литьевом производстве, подготавливающих (набивающих песком) форму для отливки какого-либо изделия), токарей. Работает шишельницей бывшая домохозяйка Двойникова, токарями — Томина и Охматова.

Мне хочется сказать всем женщинам: пусть нет вам нужды теперь же работать на производстве, важно иметь специальность. А ее в нашей стране приобрести нетрудно. У нас на заводе работают сейчас курсы токарей, на них обучается до десяти женщин, а могут обучаться десятки, чтобы в нужный момент суметь достойно заменить на производстве своих мужей и братьев.

Т. Кашкина. Токарь завода им. Кирова.

© 2021, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x