К 140-летию со дня открытия Самаро-Оренбургской железной дороги
Движение по железнодорожной линии Оренбург – Самара было открыто 140 лет назад, 22 октября (3 ноября по новому стилю – И.К.) 1876 года. На смотре железной дороги и первого поезда присутствовали Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский, попечитель округа П.А. Лавровский и строитель дороги Ю.Ф. Бальц.
Оренбургский генерал-губернатор Николай Александрович Крыжановский в марте 1866 года обратился к городскому голове Петру Никитовичу Оглодкову с предложением: «Ближайшее изучение на месте причин, затрудняющих естественное развитие столь богатой страны, как Оренбургский край, убедило меня, что отсутствие удобных путей сообщения никогда не дозволит развиться торговле, земледелию и промыслам до тех размеров, какие возможны при благоприятствующих тому местных условиях.
…Очевидно, что сближение Оренбурга и чрез него и всего края с главными рынками империи представляется настоятельной необходимостью. Сближения этого возможно достигнуть единственно лишь при условии, когда Оренбург будет связан с ближайшею к нему Волжскою пристанью в г. Самаре хоть железно-конным путем».[1]
В июле 1867 года Н.А. Крыжановский сообщил Оренбургскому губернатору и наказному атаману казачьего войска Константину Николаевичу Боборыкину: «Комитет министров, выслушав в присутствии моем записку министра путей сообщения по Высочайшим отметкам во всеподданейшем моем отчете по управлению Оренбургским краем, согласился с мнением инженер-генерал-лейтенанта Мельникова о преимущественной пользе соединения гг. Самары и Оренбурга с селением Бугульчан железною дорогою, устроенною для парового движения, а не конного, как мною было первоначально предположено…»[2]
Известие о том, что «Государь Император (Александр II – И.К.) Всемилостивейше соизволил утвердить новую сеть железных дорог…» было доставлено в г. Оренбург в марте 1870 года.[3] С этого времени были начаты работы по составлению проекта Самаро-Оренбургской железной дороги и поиск денежных средств на ее строительство.
22 февраля 1874 года (здесь и далее даты указываются по старому стилю – И.К.) императором был утвержден Устав общества Оренбургской железной дороги. Вскоре Правление общества оповестило Оренбургского губернатора К.Н. Боборыкина: «…Первое общее собрание акционеров состоялось 14-го апреля, при чем избранному в сем Собрании Правлению поручено выработать: а) план действий по осуществлению предприятия для представления его на рассмотрение и утверждение второго общего собрания и б) исполнительный проект сооружения дороги и всех ея принадлежностей, а также согласную с проектом исполнительную расценочную ведомость для представления оных на утверждение министра путей сообщения.
Вследствие сего правление, признав необходимым для исполнения поручения общего собрания, а также в интересах Общества осмотреть чрез приглашенных им для сего инженеров, местность, по которой должна проходить предполагаемая к сооружению железная дорога, имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать в благосклонном содействии командированным правлением с вышеозначенною целью в Оренбургскую губернию инженерам».[4] На документе оставлена резолюция губернатора: «Оказать содействие».[5]
По сведениям периодической печати строительство Самаро-Оренбургской железной дороги предполагалось завершить в мае 1877 года. По этому поводу в газете «Оренбургский листок» от 17 октября 1876 года была опубликована заметка: «…Полное открытие дороги последует лишь в мае будущего года; этот срок стоит и в условиях постройки. Между тем, рельсы уже уложены, и мост на Сакмаре готов. Сегодня или завтра двинется пробный поезд через мост для определения прочности его пролетов и склепок».[6] Тем не менее, движение по Самаро-Оренбургской железной дороге было открыто 22 октября 1876 года. Газета «Оренбургский листок» от 24 октября торжественно сообщала: «Слава богу: железная дорога наша готова!.. В пятницу, 22 октября, состоялся первый пробный поезд через железный мост на реке Сакмаре. Мы имели случай участвовать в поезде и потому заносим в летопись свою несколько слов об этом событии.
Приглашенные железнодорожным начальством лица начали собираться за рекой Сакмарой, по ту сторону моста, с одиннадцати часов.
Около двенадцати часов прибыл по бердинской дороге начальник края, генерал-адъютант Николай Андреевич Крыжановский с супругой и семейством. Туда же прибыли попечитель учебного округа П.А. Лавровский и еще несколько почетных лиц. Осмотрев мост, генерал-губернатор направился по полотну дороги к приготовленным вагонам в сопровождении дам и прочих гостей.
Во время осмотра дороги нельзя было не приметить на лице генерал-губернатора того глубокого внутреннего удовлетворения, которое испытывает человек, увидев исполнение своего заветного, твердо задуманного общеполезного дела.
Скоро был подан поезд, и публика уселась в инспекторском отделении поезда, а генерал-губернатор изъявил желание ехать на паровозе, чтобы лучше видеть дорогу и лично участвовать в управлении локомотивом. Вдали, по лугу, плелись обратно в город экипажи прибывших гостей, а у моста толпились любопытные.
Мы смотрели на удаляющиеся экипажи, покачивавшиеся от кочек и рытвин — и как жалка показалась нам эта кочковатая, изрытая ухабами и промоинами дорога, по которой только что приехали к мосту, и по которой до сей поры плетутся обозы из Самары, ломая свои возы и калеча животных.
Мост оказался готовым, даже выкрашенным уже; на нем осталось доделать самые ничтожные мелочи. Наконец, в 12 часов дня поезд тронулся. Длинная вереница товарных вагонов и платформ, нагруженных отчасти рельсами, юрко проскользнула по мосту и гладко, ровно покатила вперед. По пути встречались группы любопытных; всех любопытнее оказались татары, бежавшие за поездом вместе с мальчишками. Чем ближе подъезжали мы к городу, тем больше и чаще попадалось любопытных, а когда подъехали к платформе вокзала, публики уже было столько, что это уже походило на встречу нормального поезда. При повороте поезда против Николаевской улицы показалась вдали и навстречу огромная масса народа: это была церковная процессия, сопровождавшая Табынскую чудотворную икону, направлявшуюся из Оренбурга в поселок Бердский. Тихое молитвенное настроение толпы было, конечно, нарушено; внимание молящихся заняла небывалая новость, и многие из сопровождавших икону, по выходе за город, отделившись от процессии, прибежали к вокзалу.
Приехавшая на пробном поезде публика приглашена была осмотреть устройство вокзала. Вокзал оказался светлым, поместительным, с высокими потолками, поддерживаемыми при помощи очень нарядных и прочных чугунных пилонов; но внутренняя отделка вокзала еще не готова…
…Через полчаса прибывшие с поездом стали разъезжаться, но толпа любопытных все росла и росла. Маневрировавшие у вокзала два локомотива долго приковывали к себе внимание собравшейся публики, особенно локомотив, пришедший без вагонов потом ушедший обратно со скоростью по крайней мере ста верст в час. «Птиц, брат, право птица, гляди…» И от уехавшего локомотива толпа не могла оторвать глаз, пока он не скрылся из виду.
Момент не только в истории нашего края, полтораста лет тому назад пустынного и безмолвного, но и в истории нашего общего отечественного развития – безусловно великий…».[7]
Приговор Оренбургской городской думы от 15 ноября 1876 года гласил: «Оконченная ныне постройкою Самаро-Оренбургская железная дорога составляет важное событие в истории развития Оренбургского края, особенно же в торгово-промышленном отношении. Подвоз к азиатским рынкам русских товаров и вывоз сырья из Азии внутрь России сделались ныне более удобными, так как подавляющее размерами своими протяжения караванного пути из Азии в Россию сокращено ныне в значительной степени. Дорога Оренбургско-Самарская привела ныне наше колонизационное движение к тем «воротам Азии», отворить которые задумал еще блаженной памяти император Петр Великий. Ворота эти ныне открываются и дают культурному и политическому движению России полную возможность идти далее, вглубь Азии, с услугами европейской цивилизации и экономического развития. Продолжение железного пути в Среднюю Азию по направлению к пределам Индии, делаясь национальной задачей нашей, становится в тоже время делом европейским, так как железная дорога Оренбургская, будучи продолжена в Туркестан и далее, открывает новые рынки сбыта…»[8]
Торжественное открытие Оренбургской железной дороги и здания вокзала состоялось 31 декабря 1876 года. «Оренбургский листок» от 1 января 1877 г. информировал читателей: «Наконец наша давно жданная оренбургская железная дорога открыта. Вчера, 31 декабря, было молебное пение в вокзале и освящение зданий. Богослужение совершал преосвященный оренбургский Митрофан с духовенством. Приглашенных было до 300 лиц. Протоирей Семенов сказал по обычаю приличное случаю слово. За тем желающие остались завтракать. Из многочисленных тостов обращают на себя внимание по оживлению, с которым они были приняты, тост за Государя Императора, за начальника края Николая Андреевича Крыжановского и за процветание города Оренбурга, который, хотя и потерял доступность к целой трети своих выгонов с постройкой дороги, но надеется выиграть от сближения с центрами России при помощи торговли. Этот последний тост сказал купец Александр Михайлович Кибирев. Чрезвычайно уместным вышел тост доктора Ландкевича за здоровье рабочих оренбургской железной дороги и старшего главного между ними работника Юлия Федоровича Бальца, сломавшего при постройке вокзала ногу. Ура было очень искренне и продолжительно. Не менее оживленно был принят тост от бухарского посланника Тассамеддина Токсаба, который на обратном пути из Петербурга приехал на днях в Оренбург по железной дороге и вместе со свитой своей присутствовал на торжестве открытия этой дороги.
Было угощение и народу. Купец Клюмп выставил бочку пива, некоторые купцы прислали водки, нанята была для народа и музыка. Об одном было забыто, что для русского народа, кроме «питий», нужна еще была хлеб и соль». [9]
В той же газете от 9 января 1877 года сообщалось: «Движение по нашей железной дороге началось с 1 января сего года и с тех пор производится, согласно расписанию, правильно. Задержек, остановок и тому подобных препятствий железно-дорожные поезды еще не встречали, так как с 1 января у нас стоят сильные морозы при тихой погоде».[10]
Интерес представляют воспоминания современников о первых месяцах работы железной дороги и вокзала. 10 апреля 1877 года газета «Оренбургский листок» опубликовала письмо в редакцию Э.С. Страшинского, озаглавленное как «Впечатления, вынесенные при посещении вокзала оренбургской железной дороги, 6 марта». Автор письма отмечал: «Только три месяца еще прошло с тех пор, как открыта наша железная дорога, а в физиономии Оренбурга замечается уже значительная перемена. Центр тяготения, вокзал, стал привлекать к себе жителей всех сословий: то занятых делом торговли, то провожающих в путь пассажиров, то без всякого дела обыкновенных зрителей, которые на досуге приятно проводят время в созерцании кипучей деятельности на багажных платформах и постоянно переменяющейся панорамы новых лиц. К этим последним наблюдателям принадлежит и пишущий настоящие строки; тут можно увидеть и сибиряков из дальнего Иркутска, и негоциантов из Ирбита, и промышленников из восточных окраин России; многие из них сделали громадный круг, лишь бы попасть на нашу железную дорогу, которая выгодно и скорее доставит их в столицы.
В дальнейшем правительством неоднократно поднимался вопрос о продолжении железной дороги из г. Оренбурга в г. Ташкент. В 1900 году императором Николаем II была подписана резолюция: «Предпочитаю в настоящую минуту направление Оренбург — Ташкент». В том же году началось строительство линии. В декабре 1905 года постройка Ташкентской железной дороги была окончательно завершена, и 110 лет назад, 1 января 1906 года, было открыто регулярное прямое железнодорожное сообщение между городами Оренбург и Ташкент.
И.В. Константинова,
ведущий архивист отдела ПиНИД,
Государственный архив Оренбургской области
Главный снимок темы: Harold A. Skaarup, Canadian Pacific Railway Locomotive No. 2638, ca 1920-1930, Calgary, Alberta. (Library and Archives Canada Photo, MIKAN No. 3224553)
"ПУШКИНСКОМУ ДУБУ" ОТ 140 ДО 150 ЛЕТ - к такому абсолютно научно обоснованному выводу пришли специалисты лесного и зеленого хозяйства…
Дом в переулке Бухарском купца Н.П. Кудрина – директора-распорядителя «Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества Н.П. Кудрин и Кº», однажды ставшего собеседником императора…
Межрегиональный научный центр «Наследие» и Оренбургское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ОРО ВООПИиК) совместно со студентами…
На территории бывшей Новой слободки, на углу улиц Советской и Лукиана Попова находится II корпус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная…
Прогноз весеннего разлива рек в Оренбуржье неблагоприятен… Опыт прошлого показывает, что, хотя и принимаются всевозможные меры по борьбе с водной…
Квартал старого Оренбурга, получивший в конце XIX столетия 315-й номер, известен, прежде всего, расположенным в нём мусульманским духовным комплексом «Хусаиния»,…