Пожелтевшие страницы дел Государственного архива Оренбургской области хранят в себе истории невероятные по своей замысловатости и трагизму. Сплетение исторических событий и людских судеб на пространстве от Шотландии до Южного Урала стало ярким проявлением слома эпох, на рубеже XIX – XX веков.

Борис Германович Брандт служил старшим судовым механиком эскадренного минного корабля "Забайкалец" (1909 - 1913)

Старший механик с казачьего эсминца

Историки до сих пор спорят о причинах беспрецедентно мощного подъема экономики Российской империи в конце позапрошлого века. Ленинское толкование этого явления в работе “Развитие капитализма в России” так и не смогло объяснить всех причин становления страны как великой европейской державы. И одним из ярких проявлений этого стало быстрое создание современного военно-морского флота на четырех морях.

Все это было бы невозможно без широкой народной поддержки – людей самых разных сословий и национальностей. Только военные историки да краеведы-энтузиасты могут сейчас сказать, благодаря чему появились на русском флоте эсминцы “Эмир Бухарский”, “Туркменец Ставрополья”, “Московитянин”, канонерка “Хивинец” и другие корабли с географическими названиями. В 1906 году географию боевых кораблей дополнил и эсминец (минный крейсер) “Забайкалец”. В своем приказе от 1 января 1907 года наказной атаман Забайкальского войска генерал Эбелов доводил до сведения подчиненных:

“На деньги, собранные Забайкальским войском, построен в Риге на “Судостроительном и Механическом заводе Ланге и сын” минный крейсер “Забайкалец” по заказу особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования.

Я посетил этот крейсер 26 ноября прошлого года, после спуска его на воду реки Двины в городе Риге… Да благословит Бог это первое боевое судно, сооруженное на добровольные пожертвования Забайкальского казачьего войска, пожелавшего всем своим могучим сердцем в общем патриотическом порыве нашего общества и армии способствовать скорейшему обновлению дорогого нам боевого флота!”

27 мая 1907 года двое офицеров Забайкальского казачьего войска в присутствии командующего Балтийским флотом адмирала Эссена преподнесли команде минного крейсера икону покровителя забайкальцев Святого Алексия.

“Забайкалец” за 18 лет службы прошел на Балтике славный боевой путь: участвовал в Ирбенской и Моонзундской операциях, рейдах к побережью Германии. Старшим судовым механиком (инженером) на эсминце в звании капитана второго ранга четыре года прослужил Борис Брандт – выпускник Петербургского морского инженерного училища. Под его руководством корабль вскоре после спуска на воду прошел кардинальную модернизацию силовой установки.

Примечание “Бердской слободы”: Брандт Борис Германович, родился 1 февраля 1878 в Санкт-Петербурге. Морское инженерное училище 1900. Младший инженер-механик (1900). Помощник старшего инженера-механика (1904). Переведен в штаб-капитаны (1905). Подполковник (1912). Повышение в должности инженера-механика 2 ранга (28 марта 1913). В чине (25 марта 1912). Старший судовой механик эскадренного минного корабля “Забайкалец” (1909 – 1913).

Капитан 1-го ранга, инженер-механик, старший наблюдающий по закупкам морского ведомства в Англии. Остался в Англии. К лету 1921 на службе в Англии, 1924-1930 член Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже. Умер 31 октября 1939 в Лондоне.

Жена Брандта Б.Г. Екатерина Федоровна (Тюлева 1878), дочь Екатерина в замужестве Качеишвили (имела дочерей Наталью, Веру, сына Александра), сыновья Леонид (имел дочь Нину 1925, внука, внучку), Сергей (имел двух сыновей).

Воинское начальство, доверяя молодому инженеру, не раз поручало ему сложные специальные задания. Вот и на этот раз, несмотря на приближающуюся войну и принадлежность к разным политическим блокам – Антанте и Тройственному союзу, заказав буквально за несколько лет до ее начала несколько крейсеров на верфях Киля и Ганновера ( строили быстро и надежно), Военное министерство России направило Бориса Германовича осуществить их приемку.

Что было с ним после этого события (а заодно и с его сыном Сергеем и дочерью Екатериной), мы уже узнаем из Дела об исключении из рядов ВКП (б) по районам Чкаловской области за 1943 год.

Белогвардейцы и красные комбриги

Как явствует из Дела об исключении из партии “редактора Политотдельской газеты “Совхозный большевик” зерносовхоза им. Электрозавода” Новосергиевского района Брандта Сергея Борисовича, “социально чуждый элемент” вступил в партию в 1927 году в Ленинграде как рабочий (вагоновожатый трамвая), скрыв факты своей биографии.

Биография же Сергея Брандта оказалась интересной и захватывающей не только для парткома района, ной для НКВД.

В ней нашлись подробности и из жизни отца – “личного дворянина”:

“Отец Брандта СБ. в 1912 г. выехал в Германию для приемки крейсеров вместе с другими специалистами, куда он посылался царским правительством. В 1914 г, в начале войны с Германией, он был выпущен без ареста из Германии в Англию, где он занимался приемкой механизмов для Русско-Черноморского флота. Отец его живет в Глазго в Англии, близ Лондона (простим следователю незнание географии. – Прим. В.Д.) с 1914 г.”.

Интересно, что в грехах бывшего военно-морского инженера значится и “участие в оккупации г. Архангельска”, то есть в кратковременной десантной операции англичан на побережье Баренцева и Белого морей в 1918 году. Однако в документе обвинения Сергея Брандта не значится никакой службы его отца в вооруженных силах Великобритании. Судя по всему, Борис Германович высадился с англичанами в надежде вывезти свою семью из революционного Петрограда.

Брандт-старший в то время не знал, что его семья еще в 1917 году выехала на Юг России, в Екатеринодар (Краснодар). Не знал он тогда, насколько судьба его близких напоминала в те годы шпионский детектив с любовными интригами, внедрением во вражескую среду и жизнью на нелегальном положении:

“Сам Брандт СБ. вместе с матерью и старшей сестрой в дни Октябрьской революции эвакуировался из г. Ленинграда в г. Краснодар, где его сестра Екатерина сошлась с белогвардейским офицером Качеашвили и в одно и то же время поддерживала связь с оставшимся в г. Краснодаре при его взятии белыми военкомбригом Чувашевым. При взятии красными войсками г. Краснодара мать Брандта, сестра и Качеашвили были арестованы. Сестра и Качеашвили отбыли годовой срокла-герей. Впоследствии Качеашвили пролез в ВКП (б), будучи в Ленинграде. В данное время исключен из ВКП (б) и выслан. Брандт СБ. в 1920 г. устроился в штабе 9-й армии через Чувашева, где и служил до 1922 г.”.

Оказалось также, что среди “ряда фактов, скрытых при вступлении в ВКП (б) “, Сергей Брандт утаил и то, что его мать “имела с отцом регулярную связь и, проживая в Ленинграде, получала систематически посылки из Англии от мужа, а также и денежные переводы до 1928 г. Сам Брандт СБ. имел переписку с отцом до 1926 г. При поездке дальнего родственника в качестве штурмана, фамилию которого “позабыл” (пишет следователь со слов Сергея Борисовича. – Прим. В. Д.), Брандт СБ. поручал ему встречаться с отцом, и этот родственник встречался с ним”.

Финал на купеческом хуторе

В августе 1929 года Московский электрозавод предложил взять шефство над Ток-Уранским совхозом в Новосергиевском районе Оренбургской области. Сюда были направлены заводские инженеры и специалисты, а сам совхоз получил имя этого предприятия. Гигантское хозяйство расположилось на площади 76 тысяч гектаров, устроив правление в бывшем хуторе самарского купца Шихобалова, имевшего здесь конный завод.

Вскоре был построен клуб, школа, совхоз даже начал издавать свою газету “Совхозный большевик”. Ее редактором и стал Сергей Брандт, неведомыми путями оказавшийся в далеком степном краю (стоит ли удивляться этому, зная богатый опыт сына военно-морского офицера, проживавшего в это время в далекой Шотландии!). С ним секретарем политотдела здесь же трудилась и его жена Зинаида Брандт. В 1943 году она также была исключена из партии и арестована вместе с мужем “за то, что ее муж Брандт С. Б. является классовым врагом, чего не довела до сведения парторга…”

История не сохранила сведений о дальнейших судьбах “социально чуждого политработника” и его супруги. Возможно, страницы дел оренбургских архивов в будущем еще смогут рассказать и об этом.

Виктор ДУБОВИЦКИЙ, доктор исторических наук

Источник: “Оренбуржье”, 18.10.2023

, , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x