Разное

У истоков музыкального образования стояла Федотова

Share

Две даты в истории Оренбуржья стали поводом для извлечения из архивных хранилищ документов, связанных с жизнью Ольги Сергеевны Федотовой, явившейся родоначальницей музыкального образования в областном центре. Ее ученики и дети получили российскую, а внуки, среди них Мстислав Ростропович, даже всемирную известность.

С юности любила музыку

Найти корни генеалогического древа семьи оренбургских музыкантов Федотовых за более чем десятилетние поиски архивистам пока не удалось. Хотя не так давно установлена девичья фамилия Ольги Сергеевны – Иванова, так что будем надеяться на выявление документов о дате рождения этой необыкновенной женщины.

Примечание “Бердской слободы”:

Федотова Ольга Сергеевна (1860 – 1926) – одна из основательниц музыкального образования в Оренбурге. Жена Н.А. Федотова. Преподавала музыку в местной женской гимназии, в 1906-1917 руководила городскими музыкальными классами. По стопам родителей пошли их дочери В.Н. Малиновская, Н.Н. Козолупова и С.Н. Ростропович, положившие начало знаменитым музыкальным семьям.

Федотов Николай Александрович с детьми, 1899 год. Сидят: Александр и Нина, стоят: Вера, Надежда и Софья.

А пока обратимся к воспоминаниям ее внучки Галины Семеновны Козолуповой (талантливой виолончелистки и педагога), которая посвятила бабушке такие строки:

“С юности она очень любила музыку и отдавала ей много времени. После окончания института (прим.: видимо, речь идет об оренбургском девичьем институте Николая I) стала вести класс фортепиано в женской гимназии (прим.: располагалась в здании нынешнего медицинского колледжа на ул. Ленинской, рядом с институтом искусств). Там она познакомилась с учителем пения Н.А. Федотовым и вскоре вышла замуж. У Ольги Сергеевны было пять человек детей – четыре дочери и сын, овдовела она рано и справляться с такой семьей было непросто. Всем своим детям Ольга Сергеевна дала высшее образование. Старшие дочери учились в Московской консерватории – у К. Игумнова, А. Гольденвейзера, А. Ярошевского и И. Гржимали. Младшая дочь окончила Сорбонну в Париже”.

Благодаря архивным материалам дополняем эти сведения тем, что первая дочь Вера родилась у воспитателя оренбургской военной прогимназии Николая Александровича Федотова и его законной жены в 1885 году, Надежда – в 1886 г., Любовь (умерла ребенком) – в 1887 году. Затем родители радовались Софье, в 1891 году – наследнику сыну Александру, в 1893 году младшей дочери Нине.

Примечание “Бердской слободы”:

Федотов Николай Александрович (1859 – 1902) – музыкальный деятель. Преподавал в ряде учебных заведений Оренбурга, руководил любительскими хоровыми коллективами (служащих губернской типографии, воспитанниц приюта Святой Ольги и др.). Автор печатных работ “Краткий очерк элементарной теории музыки” и “Самоучитель музыки и пения”. Кавалер орденов св. Станислава и св. Анны, коллежский советник.

Федотова-Малиновская Вера Николаевна (1885, Оренбург – 1955) – пианистка, педагог, организатор музыкально-педагогических курсов в Оренбурге. Старшая дочь Николая Александровича и Ольги Сергеевны. Выпускница Московской консерватории по классу К.Н. Игумнова, она много концертировала в России и за границей, стажировалась в Берлинской консерватории, играла со многими выдающимися музыкантами. Оренбургские музыкальные курсы Федотовых в городе называли “Школой трех сестер”. Вера, Надежда и Софья Федотовы работали вместе в течение нескольких лет.

Софья Николаевна Ростропович (Федотова).

Федотова Софья Николаевна (7 июля 1889, Орск – 17 октября 1971, Оренбург) – пианистка и педагог. Дочь Николая Александровича и Ольги Сергеевны, жена Л.В. Ростроповича, мать М.Л. Ростроповича. Окончила Московскую консерваторию по классу К.Н. Игумнова (1916). Преподавала на музыкально-педагогических курсах В.Н. Федотовой-Малиновской, а затем в первой советской музыкальной школе, давала частные уроки музыки. Педагогическую работу совмещала с активной концертной деятельностью, выступая со многими гастролерами (в т.ч. с виолончелистом Леопольдом Ростроповичем, будущим ее супругом).

Счастье было недолгим. Весной 1902 года, не дожив до 43 лет, Николай Александрович умер от “горловой чахотки”. В некрологе подчеркивалось:

“Оренбургский музыкальный мир понес новую утрату в лице Н.А. Федотова, полезного певца и хормейстера, которому не скоро найдем достойного заменителя…”

Узкие рамки возможностей преподавателя музыки в пансионе женской гимназии тяготили Ольгу Сергеевну и 95 лет назад осенью 1906 года она открывает “музыкальные классы”. Они не были первыми учебными заведениями подобного рода, хотя вскоре стали единственными.

Общественное собрание, Оренбург.

Первый концерт, как указывалось в афишах, – “от музыкальных классов О.С. Федотовой”, состоялся в ноябре 1906 года на сцене общественного собрания (теперь здание на ул. Советской,17).

Где же располагалось музыкальное учебное заведение? Сначала в доме матери Ольги Сергеевны – Е.М. Ивановой, затем в объявлениях о приеме учеников указывался адрес: “Гостинодворская (прим.: современная нам ул. Кирова) улица, дом Лебедева”, позднее: “Солдатский переулок (прим.: ныне Диспансерный), дом Усманова”. Летом 1913 года местные газеты известили: “Музыкальная школа О.С. Федотовой переходит в Атаманский переулок (прим.: теперь переулок Дмитриевский), дом действительного тайного советника Ростовцева” (прим.: к сожалению, это здание совсем недавно снесли).

Концерты школы были триумфами…

Не обращая внимание на бытовые и финансовые трудности, Ольга Сергеевна старалась привить любовь к музыке юным жителям степного края. В 1908 году к педагогическому коллективу музыкальных классов присоединилась дочь Вера, окончившая Московскую консерваторию.

Именно тогда, восхищаясь одним из концертов, ставших позднее традиционными, сотрудник “Оренбургской газеты” информировал:

“В общественном собрании музыкальными классами О.С. Федотовой было дано публичное ученическое утро – третье по счету со дня существования. Начав свою деятельность с 45 учащимися, классы благодаря умелой и серьезной постановке дела, быстро завоевали симпатии общества и в настоящее время количество учащихся уже свыше ста. Сравнивая программы последнего утра с предшествующими, нельзя не отметить значительных успехов, сделанных школой. Учащиеся старших курсов по классам фортепиано и скрипки на последнем музыкальном утре выступили с произведениями сложными, требующими от исполнителей помимо солидной техники и известной чуткости, понимания. Настоящее музыкальное утро было торжеством музыкальной школы и ее преподавателей. Шумные одобрения многочисленной публики пусть послужат наградой преподавателям в их незаметном, но великом культурном труде”.

Другой оренбуржец весной 1910 года сообщал:

“Названная школа является единственным рассадником музыкально-вокального образования у нас в Оренбурге. Не один десяток окончивших ее попали в консерватории и продолжая там свое артистическое образование с благодарностью вспоминают стены скромной оренбургской школы.

Предыдущие концерты учащихся музыкальной школы госпожи Федотовой, эти своего рода публичные экзамены, каждый раз подтверждают, что общее руководство такого далеко не легкого, особенно в глухом Оренбурге, дела находится в опытных руках и что в лице самой почтенной учредительницы школа имеет серьезное имя и прочно установившуюся репутацию.

… В школе учительствуют все лучшие музыкальные силы нашего города. При подобной постановке дела концерты школы были всегда сплошными триумфами для ее как преподавательского персонала во главе с начальницей, так равно и для самих исполнителей учащихся”.

На доске рояля подпись А. Рубинштейна

И еще одна любопытная деталь из архивного документа:

“На внутренней доске рояля, принадлежащего городскому музыкально-драматическому обществу, в пользу которого госпожей Федотовой был любезно предоставлен сбор с концерта, имеется собственноручная подпись Антона Рубинштейна, дававшего на нем концерт в Петербурге…”

Через три года “Оренбургская газета” извещала:

“На Масляной неделе владелица единственной в Оренбурге музыкальной школы О.С. Федотова устраивает музыкальный вечер, на котором исключительно учениками этой школы будет исполнена новая опера композитора Кюи “Красная Шапочка”. В настоящее время в музыкальной школе госпожи Федотовой обучается около 150 учеников и учениц”.

Неутомимая Ольга Сергеевна не останавливалась на достигнутом. О том свидетельствует еще один архивный документ, датированный 12 февраля 1914 года:

“В зале общественного собрания был поставлен детский спектакль комедия-фарс “Среди цветов”. Устроила спектакль О.С.Федотова. Нельзя не пожелать дальнейшего преуспевания госпоже Федотовой в деле воспитания и развития любви к искусству в детях. Музыка и искусство – это вещи много скрашивающие современную жизнь”.

В пользу приюта поставлена опера

Несмотря на весьма скромные финансовые возможности, Ольга Сергеевна постоянно занималась благотворительной деятельностью. В приглашениях на первый концерт ее подопечных, состоявшийся осенью 1906 г., читаем:

“Половина чистого сбора поступит в пользу бедных г.Оренбурга”.

Народный дом, Оренбург.

Маленькие музыканты пытались помогать своим сверстникам. В начале 1914 года “Оренбургская газета” информировала:

“В народном доме (прим.: был построен попечительством о народной трезвости, находился на месте театра музыкальной комедии) в пользу приюта Святой Ольги будет поставлена детская опера “Красная Шапочка”. Участвуют ученики музыкальных классов О.С. Федотовой”.

С 1913 года в г. Оренбурге проводилась благотворительная акция “Белый цветок”. Сотни сборщиков и сборщиц обращались к землякам с просьбой: “Купите белую ромашку!” Они напоминали о туберкулезных больных, нуждающихся в помощи. Местный отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом существовал, как сообщалось в прессе, “исключительно на средства, собираемые в день “Белого цветка”. При подведении итогов в 1914 году выяснилось: “В первом районе (О.С. Федотова) действовала 31 кружка и собрано 430 руб. 77 копеек”, то есть Ольга Сергеевна возглавляла работу всех участников благотворительного мероприятия в центре губернского города.

На подарки воинам

Когда началась Первая мировая война, деятельность различных общественных организаций значительно активизировалась. Уже в сентябре 1914 года “Оренбургская газета” приглашала: “Покорнейше просят лиц, желающих принять участие в однодневном сборе в “День Флага Красного Креста” в пользу раненых воинов, записываться у районных дам”. Среди перечисленных далее “дам” – Ольга Сергеевна Федотова.

В опубликованном летом 1915 года отчете Оренбургского губернского попечительства детских приютов ведомства императрицы Марии Александровны о лотерее-аллегри и сеансах в электротеатрах “Фурор”, “Олимп”, “Аполло” и “Люкс” в пользу приюта Святой Ольги на завершение постройки второго отделения для детей-сирот павших воинов О.С. Федотова указана среди внесших материальные пожертвования и среди участниц проведения лотереи, сеанса картин и сбора пожертвований по подписным листам.

Кружечный сбор на рождественские подарки воинам действующей армии состоялся в губернском центре 13-15 ноября 1915 года, собрано 3990 рублей. Констатируя высокий результат акции, правление оренбургского дамского комитета российского общества Красного Креста сочло “своим приятным долгом принести искреннюю благодарность и глубокую признательность всем гражданам г. Оренбурга, столь отзывчиво откликнувшимся на доброе дело и тем или иным образом способствовавшим успеху его, а в частности, всем лицам, оказавшим денежные и материальные пожертвования, сборщикам и сборщицам, и всем тем, кто вложил в дело организации сборов свой личный труд”. Третьей среди десятков имен упомянута Ольга Сергеевна.

От “классов” к “курсам”

Не стояла на месте и жизнь “музыкальных классов”. Программы занятий постоянно усложнялись. Если в 1906 году открылись только три класса – фортепиано, скрипки и духовых инструментов, то к 1913 году появились “детский класс: ритмическая гимнастика, развитие слуха и ритма”; класс пения – соло.

Объявление, свидетельствующее о повышении статуса учебного заведения в 1915 году, гласило:

“Музыкально-педагогические курсы О.С. Федотовой и свободного художника В.Н. Федотовой-Малиновской. Отделы преподавания: рояль, скрипка, теория музыки, сольфеджио и хоровое пение”.

Именно этот факт (по мнению специалистов) явился началом истории профессионального музыкального образования в г. Оренбурге.

С 1917 года курсы возглавляла одна Вера Николаевна Федотова-Малиновская, старшая дочь Ольги Сергеевны – блестящая пианистка. Именно ее усилиями суровой осенью 1919 года учебное заведение не было закрыто, а позднее начала работать первая советская музыкальная школа.

Леопольд и Софья Федотова с сыном Мстиславом и дочерью Вероникой.

Среди преподавателей и дочери Ольги Сергеевны – Надежда Николаевна (жена известного виолончелиста Семена Матвеевича Козолупова), Софья Николаевна (супруга выдающегося музыканта Л.В. Ростроповича).

Примечание “Бердской слободы”:

Все три дочери Надежды Николаевны и Семена Матвеевича Козолуповых стали музыкантами и преподавателями Московской консерватории: пианистка Ирина Козолупова (1910—1993), виолончелистка Галина Козолупова (1912—1991) и скрипачка Марина Козолупова (1918—1978).

В частности Марина Семеновна Козолупова (1918, Оренбург — 1978, Москва), младшая из трёх дочерей виолончелиста Семена Козолупова и пианистки Надежды Николаевны Козолуповой-Федотовой, окончила Московскую консерваторию. Ученица Константина Мостраса и Мирона Полякина. В 1937 г. входила в состав советской делегации на Международном конкурсе скрипачей имени Изаи в Брюсселе, лауреат 5-й премии.

Записала Концерт для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена (1948, дирижёр Кирилл Кондрашин), его же Сонату № 6 Op. 30 No. 1 и сонату Иоганна Себастьяна Баха BWV 1016 (1950, с Марией Юдиной), сонату Сезара Франка (1947, с Розой Тамаркиной), выступала и записывалась также в дуэте со своей старшей сестрой Ириной Семеновной Козолуповой.

Заслуженная артистка РСФСР (1966). Преподавала в Московской консерватории, с 1967 г. профессор. Умерла в 1978 году. Похоронена на Введенском кладбище.

Станица Краснохолмская. Семен Матвеевич сидит справа.

Вспоминая то смутное время, Галина Семеновна Козолупова писала:

“В Оренбурге обстановка была очень сложная. Несколько раз его захватывали белогвардейцы. Вся наша большая семья продолжала жить в том же доме, где находились “музыкальные курсы”. Дом стоял на высоком берегу Урала. Недалеко от дома возвышалась церковь (прим.: Преображенский собор), с колокольни которой корректировали прицел орудий. Как только начинался бой, все мы спускались в подвал, иногда на довольно долгий срок, забирая с собой что-то из еды и одеваясь потеплее. Приходилось изощряться, чтобы накормить семью, состоящую из 11 человек, из которых пятеро были дети”.

Разве не заслужила почестей?

После гражданской войны Козолуповы обосновались в Москве, туда переехала и Ольга Сергеевна. Лишь на лето она возвращалась в родной Оренбург, где ее помнили и всегда ждали…

Губернская газета “Смычка”, так редко публикующая некрологи, 75 лет назад сделала исключение, огорчив тысячи людей:

“Музыкальная школа с глубоким прискорбием извещает о смерти старейшей преподавательницы музыки и основательницы музыкальной школы в г. Оренбурге Ольги Сергеевны Федотовой, последовавшей 24 октября в г. Москве”.

Жизнь О.С. Федотовой не была легкой, но она выстояла, не сломилась. По свидетельствам современников – человек большой души, ума.

Музыкальная школа, созданная на базе учебного заведения О.С. Федотовой, в 1927 году преобразована в музыкальный техникум, в 1936 году – в училище, на основе которого теперь действует институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей, т.е. зятя и внука Ольги Сергеевны. А разве она сама не заслужила подобных почестей?

Автор: Татьяна

Источник: “Вечерний Оренбург”, № 43 от 24 октября 2001 г.

Метки: Козолупов Николаевский женский институт Николай I Оренбург Оренбургская газета Оренбуржье приют Святой Ольги Ростропович Смычка Судоргина Урал

Похожие темы

  • Библиотека

Картографическое пополнение библиотеки

В очередное пополнение коллекции сетевой библиотеки «Бердская слобода» вошли картографические материалы Оренбурга и Форштадта: 1849 год, План города Оренбурга ОГАОО,…

8 часов
  • Краеведение

Пасхальные качели не пустовали

Среди немногочисленннх архивных материалов о жизни оренбургского купца Александра Афонасьевича Белова, чье имя увековечено оренбуржцами в названии Набережной, заслуживают внимания…

1 день
  • Краеведение

Храм можно назвать лучшим

Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке. "Как знак особого расположения" Немало церковнослужителей оставило…

4 дня
  • Краеведение

Георгиевский собор: по внешнему виду не оставляет желать лучшего

В 1899 году на оренбургский Георгиевский собор был поднят новый колокол. «Тщанием приходских казаков…» Один из выдающихся представителей оренбургского казачества…

5 дней
  • Краеведение

Установлен возраст “пушкинского” дуба

"ПУШКИНСКОМУ ДУБУ" ОТ 140 ДО 150 ЛЕТ - к такому абсолютно научно обоснованному выводу пришли специалисты лесного и зеленого хозяйства…

1 неделя
  • Краеведение

Дом Кудрина

Дом в переулке Бухарском купца Н.П. Кудрина – директора-распорядителя «Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества Н.П. Кудрин и Кº», однажды ставшего собеседником императора…

1 неделя