Ольга Сергеевна Федотова, 1897 годДве даты в истории Оренбуржья стали поводом для извлечения из архивных хранилищ документов, связанных с жизнью Ольги Сергеевны Федотовой, явившейся родоначальницей музыкального образования в областном центре. Ее ученики и дети получили российскую, а внуки, среди них Мстислав Ростропович, даже всемирную известность.

С юности любила музыку

Найти корни генеалогического древа семьи оренбургских музыкантов Федотовых за более чем десятилетние поиски архивистам пока не удалось. Хотя не так давно установлена девичья фамилия Ольги Сергеевны – Иванова, так что будем надеяться на выявление документов о дате рождения этой необыкновенной женщины.

Примечание “Бердской слободы”:

Федотова Ольга Сергеевна (1860 – 1926) – одна из основательниц музыкального образования в Оренбурге. Жена Н.А. Федотова. Преподавала музыку в местной женской гимназии, в 1906-1917 руководила городскими музыкальными классами. По стопам родителей пошли их дочери В.Н. Малиновская, Н.Н. Козолупова и С.Н. Ростропович, положившие начало знаменитым музыкальным семьям.

Федотов Николай Александрович с детьми, 1899 год. Сидят: Александр и Нина, стоят: Вера, Надежда и Софья.

Федотов Николай Александрович с детьми, 1899 год. Сидят: Александр и Нина, стоят: Вера, Надежда и Софья.

А пока обратимся к воспоминаниям ее внучки Галины Семеновны Козолуповой (талантливой виолончелистки и педагога), которая посвятила бабушке такие строки:

“С юности она очень любила музыку и отдавала ей много времени. После окончания института (прим.: видимо, речь идет об оренбургском девичьем институте Николая I) стала вести класс фортепиано в женской гимназии (прим.: располагалась в здании нынешнего медицинского колледжа на ул. Ленинской, рядом с институтом искусств). Там она познакомилась с учителем пения Н.А. Федотовым и вскоре вышла замуж. У Ольги Сергеевны было пять человек детей – четыре дочери и сын, овдовела она рано и справляться с такой семьей было непросто. Всем своим детям Ольга Сергеевна дала высшее образование. Старшие дочери учились в Московской консерватории – у К. Игумнова, А. Гольденвейзера, А. Ярошевского и И. Гржимали. Младшая дочь окончила Сорбонну в Париже”.

Благодаря архивным материалам дополняем эти сведения тем, что первая дочь Вера родилась у воспитателя оренбургской военной прогимназии Николая Александровича Федотова и его законной жены в 1885 году, Надежда – в 1886 г., Любовь (умерла ребенком) – в 1887 году. Затем родители радовались Софье, в 1891 году – наследнику сыну Александру, в 1893 году младшей дочери Нине.

Федотов Николай Александрович (1859 - 1902)

Примечание “Бердской слободы”:

Федотов Николай Александрович (1859 – 1902) – музыкальный деятель. Преподавал в ряде учебных заведений Оренбурга, руководил любительскими хоровыми коллективами (служащих губернской типографии, воспитанниц приюта Святой Ольги и др.). Автор печатных работ “Краткий очерк элементарной теории музыки” и “Самоучитель музыки и пения”. Кавалер орденов св. Станислава и св. Анны, коллежский советник.

Федотова-Малиновская Вера Николаевна (1885, Оренбург – 1955) – пианистка, педагог, организатор музыкально-педагогических курсов в Оренбурге. Старшая дочь Николая Александровича и Ольги Сергеевны. Выпускница Московской консерватории по классу К.Н. Игумнова, она много концертировала в России и за границей, стажировалась в Берлинской консерватории, играла со многими выдающимися музыкантами. Оренбургские музыкальные курсы Федотовых в городе называли “Школой трех сестер”. Вера, Надежда и Софья Федотовы работали вместе в течение нескольких лет.

Софья Николаевна Ростропович (Федотова).

Софья Николаевна Ростропович (Федотова).

Федотова Софья Николаевна (7 июля 1889, Орск – 17 октября 1971, Оренбург) – пианистка и педагог. Дочь Николая Александровича и Ольги Сергеевны, жена Л.В. Ростроповича, мать М.Л. Ростроповича. Окончила Московскую консерваторию по классу К.Н. Игумнова (1916). Преподавала на музыкально-педагогических курсах В.Н. Федотовой-Малиновской, а затем в первой советской музыкальной школе, давала частные уроки музыки. Педагогическую работу совмещала с активной концертной деятельностью, выступая со многими гастролерами (в т.ч. с виолончелистом Леопольдом Ростроповичем, будущим ее супругом).

Счастье было недолгим. Весной 1902 года, не дожив до 43 лет, Николай Александрович умер от “горловой чахотки”. В некрологе подчеркивалось:

“Оренбургский музыкальный мир понес новую утрату в лице Н.А. Федотова, полезного певца и хормейстера, которому не скоро найдем достойного заменителя…”

Узкие рамки возможностей преподавателя музыки в пансионе женской гимназии тяготили Ольгу Сергеевну и 95 лет назад осенью 1906 года она открывает “музыкальные классы”. Они не были первыми учебными заведениями подобного рода, хотя вскоре стали единственными.

Общественное собрание, Оренбург

Общественное собрание, Оренбург.

Первый концерт, как указывалось в афишах, – “от музыкальных классов О.С. Федотовой”, состоялся в ноябре 1906 года на сцене общественного собрания (теперь здание на ул. Советской,17).

Где же располагалось музыкальное учебное заведение? Сначала в доме матери Ольги Сергеевны – Е.М. Ивановой, затем в объявлениях о приеме учеников указывался адрес: “Гостинодворская (прим.: современная нам ул. Кирова) улица, дом Лебедева”, позднее: “Солдатский переулок (прим.: ныне Диспансерный), дом Усманова”. Летом 1913 года местные газеты известили: “Музыкальная школа О.С. Федотовой переходит в Атаманский переулок (прим.: теперь переулок Дмитриевский), дом действительного тайного советника Ростовцева” (прим.: к сожалению, это здание совсем недавно снесли).

Концерты школы были триумфами…

Не обращая внимание на бытовые и финансовые трудности, Ольга Сергеевна старалась привить любовь к музыке юным жителям степного края. В 1908 году к педагогическому коллективу музыкальных классов присоединилась дочь Вера, окончившая Московскую консерваторию.

Именно тогда, восхищаясь одним из концертов, ставших позднее традиционными, сотрудник “Оренбургской газеты” информировал:

“В общественном собрании музыкальными классами О.С. Федотовой было дано публичное ученическое утро – третье по счету со дня существования. Начав свою деятельность с 45 учащимися, классы благодаря умелой и серьезной постановке дела, быстро завоевали симпатии общества и в настоящее время количество учащихся уже свыше ста. Сравнивая программы последнего утра с предшествующими, нельзя не отметить значительных успехов, сделанных школой. Учащиеся старших курсов по классам фортепиано и скрипки на последнем музыкальном утре выступили с произведениями сложными, требующими от исполнителей помимо солидной техники и известной чуткости, понимания. Настоящее музыкальное утро было торжеством музыкальной школы и ее преподавателей. Шумные одобрения многочисленной публики пусть послужат наградой преподавателям в их незаметном, но великом культурном труде”.

Другой оренбуржец весной 1910 года сообщал:

“Названная школа является единственным рассадником музыкально-вокального образования у нас в Оренбурге. Не один десяток окончивших ее попали в консерватории и продолжая там свое артистическое образование с благодарностью вспоминают стены скромной оренбургской школы.

Предыдущие концерты учащихся музыкальной школы госпожи Федотовой, эти своего рода публичные экзамены, каждый раз подтверждают, что общее руководство такого далеко не легкого, особенно в глухом Оренбурге, дела находится в опытных руках и что в лице самой почтенной учредительницы школа имеет серьезное имя и прочно установившуюся репутацию.

… В школе учительствуют все лучшие музыкальные силы нашего города. При подобной постановке дела концерты школы были всегда сплошными триумфами для ее как преподавательского персонала во главе с начальницей, так равно и для самих исполнителей учащихся”.

На доске рояля подпись А. Рубинштейна

И еще одна любопытная деталь из архивного документа:

“На внутренней доске рояля, принадлежащего городскому музыкально-драматическому обществу, в пользу которого госпожей Федотовой был любезно предоставлен сбор с концерта, имеется собственноручная подпись Антона Рубинштейна, дававшего на нем концерт в Петербурге…”

Через три года “Оренбургская газета” извещала:

“На Масляной неделе владелица единственной в Оренбурге музыкальной школы О.С. Федотова устраивает музыкальный вечер, на котором исключительно учениками этой школы будет исполнена новая опера композитора Кюи “Красная Шапочка”. В настоящее время в музыкальной школе госпожи Федотовой обучается около 150 учеников и учениц”.

Неутомимая Ольга Сергеевна не останавливалась на достигнутом. О том свидетельствует еще один архивный документ, датированный 12 февраля 1914 года:

“В зале общественного собрания был поставлен детский спектакль комедия-фарс “Среди цветов”. Устроила спектакль О.С.Федотова. Нельзя не пожелать дальнейшего преуспевания госпоже Федотовой в деле воспитания и развития любви к искусству в детях. Музыка и искусство – это вещи много скрашивающие современную жизнь”.

В пользу приюта поставлена опера

Несмотря на весьма скромные финансовые возможности, Ольга Сергеевна постоянно занималась благотворительной деятельностью. В приглашениях на первый концерт ее подопечных, состоявшийся осенью 1906 г., читаем:

“Половина чистого сбора поступит в пользу бедных г.Оренбурга”.

Народный дом, Оренбург

Народный дом, Оренбург.

Маленькие музыканты пытались помогать своим сверстникам. В начале 1914 года “Оренбургская газета” информировала:

“В народном доме (прим.: был построен попечительством о народной трезвости, находился на месте театра музыкальной комедии) в пользу приюта Святой Ольги будет поставлена детская опера “Красная Шапочка”. Участвуют ученики музыкальных классов О.С. Федотовой”.

С 1913 года в г. Оренбурге проводилась благотворительная акция “Белый цветок”. Сотни сборщиков и сборщиц обращались к землякам с просьбой: “Купите белую ромашку!” Они напоминали о туберкулезных больных, нуждающихся в помощи. Местный отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом существовал, как сообщалось в прессе, “исключительно на средства, собираемые в день “Белого цветка”. При подведении итогов в 1914 году выяснилось: “В первом районе (О.С. Федотова) действовала 31 кружка и собрано 430 руб. 77 копеек”, то есть Ольга Сергеевна возглавляла работу всех участников благотворительного мероприятия в центре губернского города.

На подарки воинам

Когда началась Первая мировая война, деятельность различных общественных организаций значительно активизировалась. Уже в сентябре 1914 года “Оренбургская газета” приглашала: “Покорнейше просят лиц, желающих принять участие в однодневном сборе в “День Флага Красного Креста” в пользу раненых воинов, записываться у районных дам”. Среди перечисленных далее “дам” – Ольга Сергеевна Федотова.

В опубликованном летом 1915 года отчете Оренбургского губернского попечительства детских приютов ведомства императрицы Марии Александровны о лотерее-аллегри и сеансах в электротеатрах “Фурор”, “Олимп”, “Аполло” и “Люкс” в пользу приюта Святой Ольги на завершение постройки второго отделения для детей-сирот павших воинов О.С. Федотова указана среди внесших материальные пожертвования и среди участниц проведения лотереи, сеанса картин и сбора пожертвований по подписным листам.

Кружечный сбор на рождественские подарки воинам действующей армии состоялся в губернском центре 13-15 ноября 1915 года, собрано 3990 рублей. Констатируя высокий результат акции, правление оренбургского дамского комитета российского общества Красного Креста сочло “своим приятным долгом принести искреннюю благодарность и глубокую признательность всем гражданам г. Оренбурга, столь отзывчиво откликнувшимся на доброе дело и тем или иным образом способствовавшим успеху его, а в частности, всем лицам, оказавшим денежные и материальные пожертвования, сборщикам и сборщицам, и всем тем, кто вложил в дело организации сборов свой личный труд”. Третьей среди десятков имен упомянута Ольга Сергеевна.

От “классов” к “курсам”

Не стояла на месте и жизнь “музыкальных классов”. Программы занятий постоянно усложнялись. Если в 1906 году открылись только три класса – фортепиано, скрипки и духовых инструментов, то к 1913 году появились “детский класс: ритмическая гимнастика, развитие слуха и ритма”; класс пения – соло.

Объявление, свидетельствующее о повышении статуса учебного заведения в 1915 году, гласило:

“Музыкально-педагогические курсы О.С. Федотовой и свободного художника В.Н. Федотовой-Малиновской. Отделы преподавания: рояль, скрипка, теория музыки, сольфеджио и хоровое пение”.

Именно этот факт (по мнению специалистов) явился началом истории профессионального музыкального образования в г. Оренбурге.

С 1917 года курсы возглавляла одна Вера Николаевна Федотова-Малиновская, старшая дочь Ольги Сергеевны – блестящая пианистка. Именно ее усилиями суровой осенью 1919 года учебное заведение не было закрыто, а позднее начала работать первая советская музыкальная школа.

Леопольд Ростропович и Софья Федотова с сыном Мстиславом и дочерью Вероникой.

Леопольд и Софья Федотова с сыном Мстиславом и дочерью Вероникой.

Среди преподавателей и дочери Ольги Сергеевны – Надежда Николаевна (жена известного виолончелиста Семена Матвеевича Козолупова), Софья Николаевна (супруга выдающегося музыканта Л.В. Ростроповича).

Примечание “Бердской слободы”:

Все три дочери Надежды Николаевны и Семена Матвеевича Козолуповых стали музыкантами и преподавателями Московской консерватории: пианистка Ирина Козолупова (1910—1993), виолончелистка Галина Козолупова (1912—1991) и скрипачка Марина Козолупова (1918—1978).

Марина Семеновна Козолупова (1918, Оренбург — 1978, Москва)В частности Марина Семеновна Козолупова (1918, Оренбург — 1978, Москва), младшая из трёх дочерей виолончелиста Семена Козолупова и пианистки Надежды Николаевны Козолуповой-Федотовой, окончила Московскую консерваторию. Ученица Константина Мостраса и Мирона Полякина. В 1937 г. входила в состав советской делегации на Международном конкурсе скрипачей имени Изаи в Брюсселе, лауреат 5-й премии.

Записала Концерт для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена (1948, дирижёр Кирилл Кондрашин), его же Сонату № 6 Op. 30 No. 1 и сонату Иоганна Себастьяна Баха BWV 1016 (1950, с Марией Юдиной), сонату Сезара Франка (1947, с Розой Тамаркиной), выступала и записывалась также в дуэте со своей старшей сестрой Ириной Семеновной Козолуповой.

Заслуженная артистка РСФСР (1966). Преподавала в Московской консерватории, с 1967 г. профессор. Умерла в 1978 году. Похоронена на Введенском кладбище.

Станица Краснохолмская. Козолупов Семен Матвеевич сидит справа.

Станица Краснохолмская. Семен Матвеевич сидит справа.

Вспоминая то смутное время, Галина Семеновна Козолупова писала:

“В Оренбурге обстановка была очень сложная. Несколько раз его захватывали белогвардейцы. Вся наша большая семья продолжала жить в том же доме, где находились “музыкальные курсы”. Дом стоял на высоком берегу Урала. Недалеко от дома возвышалась церковь (прим.: Преображенский собор), с колокольни которой корректировали прицел орудий. Как только начинался бой, все мы спускались в подвал, иногда на довольно долгий срок, забирая с собой что-то из еды и одеваясь потеплее. Приходилось изощряться, чтобы накормить семью, состоящую из 11 человек, из которых пятеро были дети”.

Разве не заслужила почестей?

После гражданской войны Козолуповы обосновались в Москве, туда переехала и Ольга Сергеевна. Лишь на лето она возвращалась в родной Оренбург, где ее помнили и всегда ждали…

Губернская газета “Смычка”, так редко публикующая некрологи, 75 лет назад сделала исключение, огорчив тысячи людей:

“Музыкальная школа с глубоким прискорбием извещает о смерти старейшей преподавательницы музыки и основательницы музыкальной школы в г. Оренбурге Ольги Сергеевны Федотовой, последовавшей 24 октября в г. Москве”.

Жизнь О.С. Федотовой не была легкой, но она выстояла, не сломилась. По свидетельствам современников – человек большой души, ума.

Музыкальная школа, созданная на базе учебного заведения О.С. Федотовой, в 1927 году преобразована в музыкальный техникум, в 1936 году – в училище, на основе которого теперь действует институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей, т.е. зятя и внука Ольги Сергеевны. А разве она сама не заслужила подобных почестей?

Автор: Татьяна

Источник: “Вечерний Оренбург”, № 43 от 24 октября 2001 г.

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x