ФЗУ – начальное профессионально-техническое образования Оренбуржья



В статье рассмотрены вопросы развития профессионально-технического образования в Оренбуржье. Изучены принципы функционирования ФЗУ, краткосрочных курсов, ученических бригад. Исследованы методы повышения квалификации преподавателей ФЗУ.

Статья, рассказывающая о качестве подготовки кадров оренбургскими ФЗУ, "Смычка", 13 августа 1926 г.

Статья, рассказывающая о качестве подготовки кадров оренбургскими ФЗУ, “Смычка”, 13 августа 1926 г.

В 20-е годы ХХ века имевшаяся сеть профтехшкол Оренбургской губернии не позволяла удовлетворить растущий интерес рабочих к обучению в них. В этих условиях губернский совет профсоюзов (ГСПС) принял решение организовать профтехшколы при крупных предприятиях губернии, согласно специфике их производства. Работа велась согласно инструкциям Наркомпроса и Кирбюро РКП(б), Кирпрофбюро, а контроль должен был проводить отдел культуры Оренбургского ГСПС.

Школа ФЗУ «Кожмехтреста» была открыта 14 марта 1925 года, срок обучения – 3 года. В 1926 году в школе обучалось 19 человек от 14 до 18 лет, учащиеся имели 4-хлетнюю общеобразовательную подготовку. Обучение велось по следующим специальностям:

  • обработка кож растительным дублением – 4 человека,
  • обработка хромовых кож – 1, сортировщик готового товара – 1,
  • посадчик – 2,
  • заготовщик – 3,
  • сапожник – 1,
  • не поставленных на производство – 7.

Основными учебными методами, применявшимися школьными педагогами, являлись: экскурсионно-исследовательский, лабораторный и, частично, вопросно-ответный. Финансирование школы с 15 июня 1925 года по 15 июня 1926 года составило 2 695 р. 80 копеек, из них расходы на учебные пособия и оборудование составляли 625 р., на заработную плату преподавателям и мастерам – 2 043 р. 80 копеек.

Примечание “Бердской Слободы”: Школа ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества), часто ошибочно называется фабрично-заводским училищем — это низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год.

Школы действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3−4 года. В школу принималась молодёжь в возрасте 14−18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.

В 1930−1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы срок обучения снизился до 1,5−2 лет. В 1940 году большинство школ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленностях.

Комиссией Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) школа ФЗУ «Кожмехтреста» была признана по итогам 1926 года наиболее жизнеспособной. Подготовка учеников велась с учётом производственных особенностей треста, но финансовое положение школы было тяжёлое: бюджет составлял 2808 р. при 22 учащихся. Вся эта сумма уходила на зарплату персоналу школы, а на оборудование лабораторий денег не хватало. Поэтому в начале 1927-1928 учебного года финансовые средства, необходимые для обучения 22 учеников, хозорганы губернии не выделили, в результате «Кожмехтрест» обратился в Губпрофобр за помощью. Школу при этом тресте было решено закрыть, а учеников перевести в созданное кожевенное отделение Оренбургской районной школы ФЗУ [3, л. 18].

В 1926 году школа при заводе «Орлес» имела 3 группы: в 1-ой и 3-ей группах обучалось 41 человек, из них в первой группе – 30 человек, во второй – 11. Подготовка велась по 4 направлениям: механическому – 9 человек, станковому – 10, сортировочному – 20 и пилоправному – 2 человека [6, л. 2].

Обучение теоретическим и практическим дисциплинам вели 3 преподавателя, в их числе был и заведующий школой. Согласно данным обследования работы школы при заводе «Орлес», в 1926 году было выявлено отсутствие учебной программы для деревообделочной специальности, также было установлено, что методы преподавания имели пассивный характер, учащихся мало опрашивали. Физическое воспитание, как система, отсутствовала. Работа на производстве велась без контроля мастеров, в результате работавшим на пилорамах приходилось самостоятельно перемещать вагонетки, а девушкам на сортировке переносить вручную изготовленные пиломатериалы. При прохождении практических работ по предмету «Технология дерева» учеников заставляли носить к пилорамам тяжёлые бревна.

В 1925-1926 учебном году в школе управления «Металлопром» обучалось 32 подростка в возрасте от 14 до 17 лет, срок обучения – 3 года. Все учащиеся были распределены по следующим специальностям: литейщик – 1 человек, деревообделочник – 1, слесарь – 9, остальные ученики не работали на производстве. На содержание школы выделялось 2 300 р., из них 2 060 р. – на заработную плату педагогам и мастерам, 240 р. – на обеспечение учащихся учебными принадлежностями. В 1926 году по решению хозяйственных руководителей «Металлопрома» школу закрыли из-за отсутствия перспектив на дальнейшее развитие.

В 1925-1926 году в школе Главных железнодорожных мастерских обучалось 126 человек в возрасте от 14 до 19 лет (96 юношей, 30 девушек). Из этого числа 54 учащихся готовили к профессии столяра, а 72 – к профессии слесаря. Все учащиеся были поделены на 4 группы: 3 – основные и 1 -параллельная группа.

Школа при «Сольтресте» была образована в 1924 году. В 19251926 учебном году в школе было 2 группы по 12 и 10 человек. Ученики первой группы были распределены на следующие специальности с учётом существовавших в тресте производств:

  • кузнечная мастерская – 2 человека,
  • электромонтажная – 3,
  • жестяная мастерская – 1,
  • солемольный отдел – 2,
  • слесарная мастерская – 3,
  • токарная – 1 ученик.

Учащихся второй группы распределили по следующим производствам: слесарная мастерская – 4 человека, кузнечная мастерская – 1, токарная – 1, электромонтажная – 2, плотничная мастерская – 2 ученика.

В 1925-1926 учебном году школе при «Сольтресте» было отпущено 3 639 р. 30 копеек. Из них на содержание преподавательского состава было потрачено 2 656 р. 80 копеек, на мебель – 74 р., на отопление и освещение – 125 р., на письменные принадлежности – 175 р., на учебники – 120 р. 50 копеек, на инструменты – 125 р., на прочие расходы -167 р. Затраты на обучение одного ученика без учёта оплаты труда персонала школы составили 167 р. в год.

В 1927 году школу закрыли в связи с тем, что общая целевая установка на подготовку многих рабочих профессий не соответствовала характеру базового предприятия. В то время, когда «Сольтресту» нужны были подземные работники-шахтёры, она готовила слесарей и монтёров для ремонтных работ, кроме того, школа имела всего 22 ученика и весьма скудный бюджет [7, л. 48-49 об.].

На заседании экономической комиссии Оренбургского губкома ВЛКСМ в июне 1926 года приняли решение сократить сроки обучения в школах ФЗУ, а также увеличить производительность труда учащихся путем переноса максимальной учебной нагрузки на практические занятия.

Важной составляющей начального профтехобразования в губернии были ученические бригады. Особое внимание уделялось вопросу снабжения их необходимым инструментом для работы, а в 1926 году началось внедрение и теоретической составляющей по осваиваемым профессиям. Теперь при присвоении ученикам более высоких производственных разрядов учитывалась их и теоретическая, и практическая подготовка. Ставился также вопрос и об организации ученичества в горячих цехах Главных мастерских станции Оренбург Ташкентской железной дороги.

В 1926 году экономическая комиссия Губкома ВЛКСМ предложила вести приём в школы губернии исключительно на базе пятилетней школы. В августе 1926 года на заседании экономической комиссии Губкома ВЛКСМ вновь обсуждали вопрос о подготовке квалифицированной рабсилы для горячих и вредных цехов в Главных мастерских и депо Ташкентской железной дороги. В итоге приняли решение организовать в Главных мастерских одну бригаду учеников для 2-х годичного обучения, при наличии у них достаточной общеобразовательной подготовки.

В октябре 1926 года в губернии функционировали 4 школы ФЗУ и механическая профессионально-техническая школа Ташкентской железной дороги со 179 учащимися. Школы ФЗУ существовали при следующих предприятиях: Главных железнодорожных мастерских – 150 учащихся, заводе «Орлес» – 68, «Кожмехтресте» – 24, «Сольтресте» – 22 учащихся [8, л. 259 об.].

Губернский отдел народного образования значительное внимание уделял вопросу повышения профессионального мастерства педагогов и мастеров, занятых подготовкой рабочих в учебных заведениях начального профессионально-технического образования губернии. Так, в 1926 году была проведена губернская конференция работников школ крестьянской (колхозной) молодежи (ШКМ) и школ ФЗУ, на которой обсуждались вопросы совершенствования учебной деятельности [1, с. 193].

В работе конференции принимали участие педагоги, мастера производственного обучения, представители фабрично-заводских комитетов предприятий и делегаты ячеек ВЛКСМ, а также сами учащиеся (1 человек от 10 обучавшихся в каждой школе ФЗУ). Участники конференции одними из первых рассматривали вопросы о потребности экономики губернии в квалифицированной рабочей силе и программу соответствующей корректировки работы системы ФЗУ [7, л. 11 об.].

В 1926 году в Оренбурге была открыта школа профессионального образования, в которой учили по двум специальностям: столярному и слесарному делу. Финансирование работы школы осуществляла городская биржа труда, которая потратила на эти цели 5 тысяч рублей.

В 1926-1927 учебном году на начальное профессиональное образование из местного бюджета было отпущено 63 561 р., а на 1927-1928 учебный год запланировали расходы в 83 105 р. Общий расход на профессионально-техническое образование по госбюджету, местному бюджету и другим средствам губернской администрации за 1926-1927 учебный год составил 117 230 р., а на 1927-1928 учебный год было запланировано 128 953 рубля, т.е. на 10 % больше. После упразднения губернии в 1928-1929 годах и организации Оренбургского округа финансирование профессионально-технического обучения

молодёжи составило 61 600 р., что равнялось 2,3 % расходов на всё народное образование на его территории [4, с. 4].

На 1 декабря 1926 года сеть начального профессионально-технического образования губернии состояла из 33 учебных заведений. На 1 июня 1927 года она уменьшилась до 27 учебных заведений. В 1927 году в некоторых школах профтехобразования наблюдалось сокращение количества учащихся. Например, в механической профтехшколе 54 % учеников прекратили учёбу, в школах ФЗУ отсев учащихся составил 19 %. Основной причиной была слабая начальная школьная подготовка [2, л. 27].

Средства на обучение рабочих выделяли предприятия, при которых действовали школы ФЗУ. Согласно смете на содержание школы ФЗУ при Оренбургском лесозаводе треста «Южураллес» на 1927-1928 учебный год требовалось 9 425 р. 45 копеек. Содержание одного ученика обходилось в 188 р. 51 копейку в год, т.е. 15 р. 71 копейка в месяц.

В этот учебный год в школе проходили обучение 50 человек, из которых 35 подростков были приняты рабочими на лесозавод, а 15 человек командированы из Уфы с местных лесозаводов. Финансирование производилось предприятиями пропорционально количеству учащихся: Оренбургский лесозавод выделил на содержание школы ФЗУ 6 597 р. 85 копеек в год, что составляло 70 % от общего финансирования, уфимские лесозаводы выделили 2 827 р. 65 копеек в год. На каждую школу ФЗУ составлялись индивидуальные сметы, расходы на содержание одного ученика могли доходить до 300 р. в месяц [2, л. 57 об.].

В августе 1927 года материальное положение в учебных заведениях начального профессионального образования было тяжёлым: не хватало оборудованных помещений, учебных пособий, были трудности с укомплектованием административно-педагогического персонала. В целях повышения качества обучения в школах ученичества принято решение назначать заведующими школами ФЗУ лиц с соответствующей теоретической подготовкой и практическим стажем, а также уделять особое внимание изучению специальных дисциплин учениками посредством закрепления постоянно работавших педагогов и, таким образом, исключить частую смену преподавателей.

Школа ФЗУ Оренбургского лесозавода «Орлес» являлась объединённой школой треста «Южураллес», в 1927-1928 учебном году в ней обучалось 48 человек, в том числе 21 ученик был прислан из г. Уфы, а 27 человек являлись уроженцами г. Оренбурга. Обучение в школе ФЗУ велось по лесопильному делу со всеми подсобными видами этого производства. Необходимо отметить, что в 1927 году часть учеников, присланных из Уфы, не соответствовала требованиям школы либо по возрасту, либо по первичным знаниям. В 1927-1928 учебном году учащиеся школы ФЗУ завода «Орлес» обучались по следующим производственным квалификациям:

  1. Пилорамщики – 11 человек.
  2. Пилоправы – 6 человек.
  3. Экспедиторы – 1 человек.
  4. Специалисты по качеству пиломатериалов – 6 человек.
  5. Специалисты по качеству брёвен на Бирже сырья и пиломатериалов -7 человек.
  6. Выбраковщики пиломатериала – 3 человека.
  7. Обрезчики – 3 человека.
  8. Сортировщики досок – 6 человек.
  9. Столяры – 2 человека.
  10. Статистики – 1 человек.
  11. Строгали досок – 2 человека [5, л. 15].

В 1928-1929 учебном году школу ФЗУ при заводе «Орлес» окончили 30 человек по следующим специальностям: пилоправы – 6 человек, рамщики -11 человек, служащие по бирже пиломатериалов – 3 человека, сортировщики досок – 6 человек, экспедитор, столяр, статистик, специалисты по качеству брёвен на Бирже по 1 человеку.

Основной проблемой для правления треста «Южураллес» и управления Оренбургским лесозаводом «Орлес» было трудоустройство выпускников школы ФЗУ Многих из них нельзя было допускать к тяжёлой физической работе ввиду того, что они либо были больны, либо слабо развиты физически из-за постоянного недоедания.

В связи с высокой безработицей в Оренбургской губернии губисполком в 1927 году поручил Губернскому отделу народного образования совместно с Губернским отделом труда разработать вопрос об открытии краткосрочных кустарно-ремесленных курсов для переобучения безработных с учётом потребностей местной кустарной промышленности в специалистах-ремесленниках. ГубОНО прорабатывало вопрос об открытии разных типов кустарно-ремесленных школ с учётом хозяйственной специфики отдельных городов и районов губернии [2, л. 27 об.].

К концу 20-х годов ХХ века в начальном профессиональном образовании Оренбуржья из-за сложности в финансировании отдельных школ ФЗУ и недостатка в учениках, а иногда и невостребованности квалифицированной рабочей силы теми предприятиями, при которых они функционировали, была создана Оренбургская районная школа Фабзавуча. В это учреждение фактически вошли все действовавшие школы ФЗУ на правах соответствующих отделений: кожевенное, полиграфическое и пр. Таким способом Губпрофобр решал вопрос сосредоточения денежных средств, поступавших из разных источников, для школ ФЗУ.

Необходимо отметить, что ни одно промышленное предприятие губернии к концу 20-х годов ХХ века уже не могло самостоятельно содержать технические школы.

Список литературы:

  1. Болодурин В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001. – 416 с.
  2. ГАОО. Ф. Р-457. Оп. 1. Д. 1.
  3. ГАОО. Ф. Р-457. Оп. 1. Д. 7.
  4. О состоянии и очередных задачах профтехнического образования в Средне-Волжской области. – Самара, 1929. – 28 с.
  5. ЦДНИОО. Ф. 162. Оп. 1. Д. 51.
  6. ЦДНИОО. Ф. 208. Оп. 1. Д. 767.
  7. ЦДНИОО. Ф. 208. Оп. 1. Д. 776.
  8. ЦДНИОО. Ф. 8042. Оп. 1. Д. 662.

Автор: Семенов С.В., старший преподаватель кафедры Истории России, кандидат исторических наук, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Источник: «Наука и современность», 2013 №21, изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества», с. 36-42

Adblock
detector