Городские усадьбы Оренбуржья



На сайте библиотеки им Крупской выложена книга «Городские усадьбы Оренбуржья», которая может стать настольной книгой лиц, увлекающихся историей ОренбургаНа сайте библиотеки имени Крупской выложена книга «Городские усадьбы Оренбуржья», которая, безусловно, может стать настольной книгой лиц, увлекающихся историей Оренбурга. От имени проекта «Бердская Слобода» хотелось бы поблагодарить всех лиц, причастных к ее созданию.

По-моему, это издание является первой книгой, где собрана и систематизирована информация о городских памятниках Оренбурга… Да-да, именно Оренбурга, а не Оренбуржья, как заявлено в названии, т.к. на другие города области приходится всего лишь четыре усадьбы, три из Бузулука и одна из Орска.

Если не считать приложений, книга разделена на два больших раздела: «Усадебные ансамбли – городские архитектурные сокровищница» (39 усадеб) и «Архитектурная летопись города в памятниках городских усадеб» (81 усадьба). В Приложениях, в «Перечне объектов культурного наследия» упоминаются 170 усадеб, расположенных в Оренбургской области.

К минусам могу отнести неразбериху с архитектурными стилями, которой я уже касался в теме охранных табличек. Одни и те же по стилю городские памятники в описании могут указываться как здания, построенные в модерне, эклектике и «кирпичном» стиле. «Кирпичный» псевдостиль намеренно беру в кавыки. Так же заметил, что эклектические здания, имеющие элементы новорусского (псевдорусского) стиля, в тексте указываются только «кирпичным» стилем.

Сначала показалось, что авторы не знают эклектику, как стиль, но далее в тексте неоднократно встречается это название и даже делаются уточнения, типа «эклектика с элементами классицизма» или «модерна», «эклектика с богатым лепным декором» и т.д. А вот усадьбы 2.27 и 2.28 согласно книге построены в «кирпичном стиле, эклектике»… Короче сплошной винегрет.

Так же, впервые для себя, обнаружил новый стиль – «деревянный модерн» (усадьба 2.33). То, что здание построено в модерне, это понятно с первого взгляда, но то, что материал, из которого оно построено, вошел в название стиля, я вижу впервые. «Деревянный модерн», «кирпичный модерн», «кирпично-деревянный модерн», «железобетонный модерн»… Интересно, из чего еще можно построить здания?

Непонятно для чего в описание зданий, стоящих на одной улице, вносить повторяющиеся тексты? Вот текст, взятый из описания трех усадеб с улицы Орджоникидзе (с 2.52. по 2.54).

«Современное название улица носит в честь Григория Константиновича Орджоникидзе (Серго) (1886-1937), деятеля коммунистической партии Советского государства, одного из организаторов социалистической индустрии».

Эти же здания в тексте названы «Дом жилой городской усадьбы»… Почему так безлико, если в текстах указаны имена их владельцев?

Несмотря на перечисленные недостатки, я бы с удовольствием поставил эту книгу на свою полку и использовал бы ее для краеведческой работы. Я понимаю, что все упомянутые недостатки перекочевали в книгу из официальных реестров. Но не пора ли там навести порядок? И очень хочется надеяться, что следующем издании будут устранены эти недочеты.

Ссылка на книгу на сайте Библиотеки имени Крупской

Adblock
detector