На сайте библиотеки имени Крупской выложена книга «Городские усадьбы Оренбуржья», которая, безусловно, может стать настольной книгой лиц, увлекающихся историей Оренбурга. От имени проекта «Бердская Слобода» хотелось бы поблагодарить всех лиц, причастных к ее созданию.
По-моему, это издание является первой книгой, где собрана и систематизирована информация о городских памятниках Оренбурга… Да-да, именно Оренбурга, а не Оренбуржья, как заявлено в названии, т.к. на другие города области приходится всего лишь четыре усадьбы, три из Бузулука и одна из Орска.
Если не считать приложений, книга разделена на два больших раздела: «Усадебные ансамбли – городские архитектурные сокровищница» (39 усадеб) и «Архитектурная летопись города в памятниках городских усадеб» (81 усадьба). В Приложениях, в «Перечне объектов культурного наследия» упоминаются 170 усадеб, расположенных в Оренбургской области.
К минусам книги могу отнести неразбериху с архитектурными стилями, которой я уже касался в теме охранных табличек. Одни и те же по стилю городские памятники в описании могут указываться как здания, построенные в модерне, эклектике и «кирпичном» стиле. «Кирпичный» псевдостиль намеренно беру в кавыки. Так же заметил, что эклектические здания, имеющие элементы новорусского (псевдорусского) стиля, в тексте указываются только «кирпичным» стилем.
Сначала показалось, что авторы не знают эклектику, как стиль, но далее в тексте неоднократно встречается это название и даже делаются уточнения, типа «эклектика с элементами классицизма» или «модерна», «эклектика с богатым лепным декором» и т.д. А вот усадьбы 2.27 и 2.28 согласно книге построены в «кирпичном стиле, эклектике»… Короче сплошной винегрет.
Так же, впервые для себя, обнаружил новый стиль – «деревянный модерн» (усадьба 2.33). То, что здание построено в модерне, это понятно с первого взгляда, но то, что материал, из которого оно построено, вошел в название стиля, я вижу впервые. «Деревянный модерн», «кирпичный модерн», «кирпично-деревянный модерн», «железобетонный модерн»… Интересно, из чего еще можно построить здания?
Непонятно для чего в описание зданий, стоящих на одной улице, вносить повторяющиеся тексты? Вот текст, взятый из описания трех усадеб с улицы Орджоникидзе (с 2.52. по 2.54).
«Современное название улица носит в честь Григория Константиновича Орджоникидзе (Серго) (1886-1937), деятеля коммунистической партии Советского государства, одного из организаторов социалистической индустрии».
Эти же здания в тексте названы «Дом жилой городской усадьбы»… Почему так безлико, если в текстах указаны имена их владельцев?
Несмотря на перечисленные недостатки, я бы с удовольствием поставил эту книгу на свою полку и использовал бы ее для краеведческой работы. Я понимаю, что все упомянутые недостатки перекочевали в книгу из официальных реестров. Но не пора ли там навести порядок? И очень хочется надеяться, что следующем издании книги будут устранены эти недочеты.