Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Казанская (деревянная)», 1903 г. (Соль-Илецкий городской округ, г. Соль-Илецк, ул. Разина, 36).

На снимке: Объект культурного наследия регионального значения « Казанская (деревянная)», 1903 г. (Соль-Илецкий городской округ, г. Соль-Илецк, ул. Разина, 36).

Деревянные церкви Руси
Перекошены древние стены
Подойди и о многом спроси
В этих срубах есть сердце и вены

Заколочено накрест окно
Молчаливо убого убранство
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством.

Александр Шаганов, «Владимирская Русь»

Нынешнюю Оренбургскую область язык не поворачивается назвать лесным краем. По данным статистики облесенность ее территории составляет лишь около 4%. Тем интереснее тот факт, что на территории Оренбуржья в XIX – начале XX века были построены десятки полностью деревянных церквей.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1858 г. (Бузулукский район, с. Перевозинка, ул. Центральная, 7а).

Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1858 г. (Бузулукский район, с. Перевозинка, ул. Центральная, 7а).

И это было характерно не только для Бузулукского и Бугурусланского уездов, находившихся в лесостепной зоне и входивших до революции в Самарскую губернию, но и для чисто степных территорий, где добротные лесоматериалы были редкостью. А ведь принято считать, что деревянное церковное зодчество характерно скорее для Русского Севера – всем известен шедевр деревянного зодчества, знаменитые Кижи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1898 г. (Курманаевский район, с. Егорьевка).

 

Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1898 г. (Курманаевский район, с. Егорьевка).

Несмотря на то, что в рамках антирелигиозной компании в раннюю советскую эпоху все церкви на территории Оренбуржья были закрыты, а затем частью переоборудованы для хозяйственного использования, частью уничтожены, до наших дней в разной степени сохранности дошло около двух десятков деревянных церквей. К сожалению, не все из них получили статус объектов культурного наследия, да и из тех, которые его получили – не все используются по прямому назначению и потому все более и более ветшают и разрушаются.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). Не позже 1913 г. (Кваркенский район, с. Покровка).

На сегодняшний день на государственной охране как объекты культурного наследия регионального значения состоят 5 деревянных церквей.

 

Из церквей, получивших статус памятников истории и культуры, больше всех повезло «Церкви Казанской (деревянной)», 1903 г. (Соль-Илецкий городской округ, г. Соль-Илецк, ул. Разина, 36), она была отремонтирована и в настоящее время является действующей, хотя, скорее всего, ее первоначальный облик был несколько другим. Ныне стены церкви оштукатурены и о том, что ее основные конструкции сделаны из дерева, многие ее посетители даже и не догадываются.

Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49). Фотография 2011 года, до окончания капитального ремонта церкви.Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49). Фотография 2019 года, внешний вид до пожара.
Объект культурного наследия регионального значения « Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49). Фотография 2011 года, до окончания капитального ремонта церкви.Объект культурного наследия регионального значения « Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49). Фотография 2019 года, внешний вид до пожара.

 

« Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49), также отремонтированная и реконструированная в начале XXI века, была действующим храмом, пока серьезно не пострадала при пожаре в январе 2022 года. Сейчас ведутся подготовительные работы для последующей реставрации церкви.

Самые необыкновенные перипетии произошли с «Михайло-Архангельской церковью», 1908 г., первоначально находившейся в селе Новосамарка Сорочинского района.

«Михайло-Архангельская церковь», 1908 г. На территории расселенного села Новосамарка Сорочинского района. Фотография 1980-х годов.Восстановленная церковь в селе Покровка Новосергиевского района с использованием сруба из «Михайло-Архангельской церкви» из села Новосамарка.
«Михайло-Архангельская церковь», 1908 г. На территории расселенного села Новосамарка Сорочинского района. Фотография 1980-х годов.Восстановленная в селе Покровка Новосергиевского района с использованием сруба из «Михайло-Архангельской церкви» из села Новосамарка.

 

Село Новосамарка фактически перестало существовать в начале 1970-х годов в связи с началом строительства Сочинского водохранилища. Решение о переселении новорсамарчан в близлежащие посёлки и город Сорочинск было принято еще в 1969 году, когда из-за подъема воды в реке Самаре, была затоплена одна из двух улиц села. В начале 1970-х годов оставшиеся жители Новосамарки окончательно переселились в добротные типовые здания центральной усадьбы совхоза (посёлок Октябрьский), посёлок Рощино и город Сорочинск. Официальное упразднение села Норвосамарка произошло только в 1998 году. Сорочинское же водохранилище было окончательно наполнено только в 1997 году, а работы по окончанию его строительства и последующая приемка завершились в 2009 г.

Старая деревянная «Михайло-Архангельская церковь», одиноко стоявшая на месте бывшего села Новосамарка и получившая в 1991 году статус памятника истории и культуры, привлекла внимание митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия. Для того, чтобы освящённые материалы здания храма не были безвозвратно потеряны для людей, по просьбе митрополита Леонтия, старинный сруб церкви из с. Новосамарка был перевезен в село Покровку Новосергиевского района для использования при восстановлении местной разрушенной церкви.

14 сентября 1995 г. храм в Покровке был освящен. И сейчас старожилы села Новосамарка сразу узнают колокольню и центральную главу церкви, установленные на храме Покрова Пресвятой Богородицы села Покровка, ведь они были собраны на здании этой церкви в первозданном виде.

Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова (деревянная)», 1907 г. (Абдулинский городской округ, с. Алферовка).

Объект культурного наследия регионального значения « Покрова (деревянная)», 1907 г. (Абдулинский городской округ, с. Алферовка).

Двум оставшимся деревянным церквям, имеющим статус объектов культурного наследия регионального значения, к сожалению, на настоящий момент не удалось стать действующими храмами. Одноименные храмы – « Покрова (деревянная)», 1907 г. (Абдулинский городской округ, с. Алферовка) и «Церковь Покрова (деревянная)», 1898 г. (Кувандыкский городской округ, с. Подгорное) с надеждой ждут, что когда-то церковные службы вновь возвратятся в их стены. А пока, как это не печально, ветшают и разрушаются…

Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова (деревянная)», 1898 г. (Кувандыкский городской округ, с. Подгорное).

Анализ материалов с сайта sobory.ru показал, что на территории Оренбургской области имеется, по крайней мере, еще 13 деревянных церквей, не состоящих в настоящий момент на государственной охране, как памятники истории и культуры:

  1. Николая Чудотворца (деревянная). Не позже 1909 г. (Беляевский район, с. Гирьял);
  2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). 1890 г. (Беляевский район, с. Крючковка, ул. Грейдерная);
  3. Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1849 г. (Бугурусланский район, с. Коптяжево, ул. Широкая, 51);
  4. Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). Не позже 1912 г. (Бугурусланский район, с. Сапожкино);
  5. Церковь Михаила Архангела (деревянная). 1860 г. (Бузулукский район, с. Колтубанка);
  6. Церковь Димитрия Солунского (деревянная). 1890 г. (Бузулукский район, с. Новоалександровка, ул. Центральная, 41);
  7. Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1858 г. (Бузулукский район, с. Перевозинка, ул. Центральная, 7а);
  8. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). Не позже 1913 г. (Кваркенский район, с. Покровка);
  9. Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1898 г. (Курманаевский район, с. Егорьевка);
  10. Церковь Михаила Архангела (деревянная). Не позже 1900 г. (Курманаевский район, с. Михайловка);
  11. Церковь Георгия Победоносца (деревянная). 1900-1915 гг. (Новосергиевский район, с. Боголюбовка);
  12. Церковь Космы и Дамиана (деревянная). 1775 г. (Тюльганский район, с. Троицкое, ул. Аристова, 22);
  13. Церковь Михаила Архангела (деревянная). 1856 г. (Шарлыкский район, с. Николаевка).

Скорее всего, это неполный перечень деревянных церквей Оренбуржья, не получивших статуса объектов культурного наследия. В рамках проекта Народная инвентаризация Межрегиональный научный центр «Наследие» ждет от всех неравнодушных читателей информацию о деревянных храмах, а также обо всех значимых для вашей малой Родины исторических объектах.

Их необходимо сохранить для потомков!

При подготовке публикации использованы материалы с сайта https://sobory.ru/ и из книги: Православные исторические храмы Оренбуржья: научно-популярное справочное издание / сост. В.А. Рубин, Е.Н. Новокрещенова, Т.В. Судоргина и др. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева, 2019. – 504 с.: ил.

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

, , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x