Деревянные церкви Оренбуржья
На снимке: Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Казанская (деревянная)», 1903 г. (Соль-Илецкий городской округ, г. Соль-Илецк, ул. Разина, 36).
![]() |
|
Деревянные церкви Руси
Перекошены древние стены
Подойди и о многом спроси
В этих срубах есть сердце и веныЗаколочено накрест окно
Молчаливо убого убранство
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством.Александр Шаганов, «Владимирская Русь»
Нынешнюю Оренбургскую область язык не поворачивается назвать лесным краем. По данным статистики облесенность ее территории составляет лишь около 4%. Тем интереснее тот факт, что на территории Оренбуржья в XIX – начале XX века были построены десятки полностью деревянных церквей.
Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1858 г. (Бузулукский район, с. Перевозинка, ул. Центральная, 7а).
И это было характерно не только для Бузулукского и Бугурусланского уездов, находившихся в лесостепной зоне и входивших до революции в Самарскую губернию, но и для чисто степных территорий, где добротные лесоматериалы были редкостью. А ведь принято считать, что деревянное церковное зодчество характерно скорее для Русского Севера – всем известен шедевр деревянного зодчества, знаменитые Кижи.
Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1898 г. (Курманаевский район, с. Егорьевка).
Несмотря на то, что в рамках антирелигиозной компании в раннюю советскую эпоху все церкви на территории Оренбуржья были закрыты, а затем частью переоборудованы для хозяйственного использования, частью уничтожены, до наших дней в разной степени сохранности дошло около двух десятков деревянных церквей. К сожалению, не все из них получили статус объектов культурного наследия, да и из тех, которые его получили – не все используются по прямому назначению и потому все более и более ветшают и разрушаются.
На сегодняшний день на государственной охране как объекты культурного наследия регионального значения состоят 5 деревянных церквей.
Из церквей, получивших статус памятников истории и культуры, больше всех повезло «Церкви Казанской (деревянной)», 1903 г. (Соль-Илецкий городской округ, г. Соль-Илецк, ул. Разина, 36), она была отремонтирована и в настоящее время является действующей, хотя, скорее всего, ее первоначальный облик был несколько другим. Ныне стены церкви оштукатурены и о том, что ее основные конструкции сделаны из дерева, многие ее посетители даже и не догадываются.
![]() |
![]() |
Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49). Фотография 2011 года, до окончания капитального ремонта церкви. | Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49). Фотография 2019 года, внешний вид до пожара. |
«Церковь Покрова», 2-я половина XIX в. (Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Почтовая, 49), также отремонтированная и реконструированная в начале XXI века, была действующим храмом, пока серьезно не пострадала при пожаре в январе 2022 года. Сейчас ведутся подготовительные работы для последующей реставрации церкви.
Самые необыкновенные перипетии произошли с «Михайло-Архангельской церковью», 1908 г., первоначально находившейся в селе Новосамарка Сорочинского района.
На сайте «Бердская слобода» имеется сетевая библиотека, где находится в открытом доступе большое количество отсканированных старых книг и журналов XVIII-XX веков. Подробнее: https://berdskasloboda.ru/book/ |
Село Новосамарка фактически перестало существовать в начале 1970-х годов в связи с началом строительства Сочинского водохранилища. Решение о переселении новорсамарчан в близлежащие посёлки и город Сорочинск было принято еще в 1969 году, когда из-за подъема воды в реке Самаре, была затоплена одна из двух улиц села. В начале 1970-х годов оставшиеся жители Новосамарки окончательно переселились в добротные типовые здания центральной усадьбы совхоза (посёлок Октябрьский), посёлок Рощино и город Сорочинск. Официальное упразднение села Норвосамарка произошло только в 1998 году. Сорочинское же водохранилище было окончательно наполнено только в 1997 году, а работы по окончанию его строительства и последующая приемка завершились в 2009 г.
Старая деревянная «Михайло-Архангельская церковь», одиноко стоявшая на месте бывшего села Новосамарка и получившая в 1991 году статус памятника истории и культуры, привлекла внимание митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия. Для того, чтобы освящённые материалы здания храма не были безвозвратно потеряны для людей, по просьбе митрополита Леонтия, старинный сруб церкви из с. Новосамарка был перевезен в село Покровку Новосергиевского района для использования при восстановлении местной разрушенной церкви.
14 сентября 1995 г. храм в Покровке был освящен. И сейчас старожилы села Новосамарка сразу узнают колокольню и центральную главу церкви, установленные на храме Покрова Пресвятой Богородицы села Покровка, ведь они были собраны на здании этой церкви в первозданном виде.
Объект культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова (деревянная)», 1907 г. (Абдулинский городской округ, с. Алферовка).
Двум оставшимся деревянным церквям, имеющим статус объектов культурного наследия регионального значения, к сожалению, на настоящий момент не удалось стать действующими храмами. Одноименные храмы – «Церковь Покрова (деревянная)», 1907 г. (Абдулинский городской округ, с. Алферовка) и «Церковь Покрова (деревянная)», 1898 г. (Кувандыкский городской округ, с. Подгорное) с надеждой ждут, что когда-то церковные службы вновь возвратятся в их стены. А пока, как это не печально, ветшают и разрушаются…
Анализ материалов с сайта
- Церковь Николая Чудотворца (деревянная). Не позже 1909 г. (Беляевский район, с. Гирьял);
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). 1890 г. (Беляевский район, с. Крючковка, ул. Грейдерная);
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1849 г. (Бугурусланский район, с. Коптяжево, ул. Широкая, 51);
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). Не позже 1912 г. (Бугурусланский район, с. Сапожкино);
- Церковь Михаила Архангела (деревянная). 1860 г. (Бузулукский район, с. Колтубанка);
- Церковь Димитрия Солунского (деревянная). 1890 г. (Бузулукский район, с. Новоалександровка, ул. Центральная, 41);
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1858 г. (Бузулукский район, с. Перевозинка, ул. Центральная, 7а);
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). Не позже 1913 г. (Кваркенский район, с. Покровка);
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (деревянная). 1898 г. (Курманаевский район, с. Егорьевка);
- Церковь Михаила Архангела (деревянная). Не позже 1900 г. (Курманаевский район, с. Михайловка);
- Церковь Георгия Победоносца (деревянная). 1900-1915 гг. (Новосергиевский район, с. Боголюбовка);
- Церковь Космы и Дамиана (деревянная). 1775 г. (Тюльганский район, с. Троицкое, ул. Аристова, 22);
- Церковь Михаила Архангела (деревянная). 1856 г. (Шарлыкский район, с. Николаевка).
Скорее всего, это неполный перечень деревянных церквей Оренбуржья, не получивших статуса объектов культурного наследия. В рамках проекта Народная инвентаризация Межрегиональный научный центр «Наследие» ждет от всех неравнодушных читателей информацию о деревянных храмах, а также обо всех значимых для вашей малой Родины исторических объектах.
Их необходимо сохранить для потомков!
При подготовке публикации использованы материалы с сайта
Источник:
Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей. Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц. Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно удобным для Вас способом (см. ниже): |